В середине 1910-х годов авангардист, участник «Бубнового валета» Аристарх Лентулов нашел собственный стиль — экспрессивный, музыкальный и полный движения. Его вдохновлял город, где прошлое соседствует с настоящим, а купола старинных храмов смотрят на фасады доходных домов. В этих контрастах он видел ритм новой эпохи — и передавал его через яркий живописный эксперимент. Рассказываем, как художник превратил старинную архитектуру в вихрь цвета и света.
Москва: калейдоскоп эпох
Аристарх Лентулов. «Москва», 1913 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Для своих панно Лентулов выбирал прежде всего московскую архитектуру. В ней, как он писал, сочетаются «конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, дивным узорочьем форм». Такой мотив стал для художника идеальной основой: формы он дробил на цветовые фрагменты, которые, казалось, двигались, как в калейдоскопе. В этих ярких лоскутках и необычных ракурсах он искал душу Москвы — не давящую и строгую, а жизнерадостную и немного сказочную.
Об образе древней столицы, переданном им на картине «Москва», Лентулов писал:
«…Ее пестрота и колорит, ее азиатская яркость побудили меня применить цветные золотистые бумаги и различные ткани. То, что, мне казалось, так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви Москвы к декоративно-пышной красоте».
Василий Блаженный: фантазия на тему собора
Аристарх Лентулов. «Василий Блаженный», 1913 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Один из главных шедевров этого периода — картина «Василий Блаженный». Это настоящее живописное восхищение пестротой Покровского собора. Дочь художника Марианна Лентулова вспоминала, что тот хотел увидеть собор как бы «сразу отовсюду»: «Десятки раз ходил он кругом него, запоминал его причудливые ракурсы, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета».
В этой картине художник еще более явно использует приемы, близкие к коллажу, — например, купола собора украшены вырезанными из золотой фольги звездами. Лентулов превращает и так яркий образ в сказку из цвета и света — недаром его прозвали «художником солнца».
Звон: слышен ли он?
Аристарх Лентулов. «Звон. Колокольня Ивана Великого», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
В картине «Звон. Колокольня Ивана Великого» Лентулов пошел еще дальше. Теперь живопись не просто передает образ, но и вызывает ощущение звука. Волнообразные цветовые плоскости словно расходятся от колокольни, наполняя холст вибрацией. Повторяющиеся формы напоминают струны — картина превращается в музыкальный инструмент. В своих «Воспоминаниях» Лентулов писал о картине: «Вся вещь эмоционально насыщается чисто музыкальными построениями и не является заурядной ни по мысли, ни по тому, как она выполнена».
Художник назвал картину попыткой «разрешить проблему великого российского декоративного искусства». А поэт Велимир Хлебников увидел в этом полотне предчувствие бури, которая «пройдет сквозь жизнь, и много поломится колоколен». В его восприятии архитектура на картине превратилась в метафору эпохи — зыбкую, на грани разрушения.
Тверской бульвар: Пушкин и прохожие
Аристарх Лентулов. «Тверской бульвар», 1917 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Последнее из крупных «архитектурных» полотен Лентулова — «Тверской бульвар» — произведение с уже не только архитектурными смыслами. Здесь появляются люди — прохожие с деформированными лицами — словно маски, которые наблюдают за нами из московского сумрака. В центре — памятник Пушкину, написанный грубо, тяжеловесно. Он как бы возвышается над улицей и в то же время является ее частью, стоит на пересечении прошлого и настоящего — частый мотив у тогдашних футуристов, особенно с Пушкиным.
Контраст собора и памятника на картине — это диалог эпох, в котором одна побеждает другую. А еще в «Тверском бульваре» заметно, как художник движется от декоративности к пространственности, от стихийного кубофутуризма — к более личному, философскому взгляду на город.
Расцвет творчества Аристарха Лентулова пришелся на годы существования «Бубнового валета» — смелого художественного объединения, в котором он был одним из основателей. В отличие от многих соратников, Лентулов не был скандалистом, а скорее миротворцем — и, возможно, поэтому в его работах так мало провокации и так много света.
Источник