• Авторизация


ИГОРЬ ГРАБАРЬ: пленительный художник, влюбленный в Россию 08-06-2025 09:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Приветствую на страницах "Позитива красок"! Приглашаю вас сегодня на экскурсию, посвященную творчеству Игоря Эммануиловича Грабаря.

1 (535x700, 501Kb)
"Мартовский снег", 1904 Холст, масло. 80 x 62 см Государственная Третьяковская галерея

Игорь Грабарь около пяти лет жил за границей. Уехал в Европу после окончания Петербургской Академии художеств в 1896 году. Он брал частные уроки живописи в Мюнхене в художественной школе Антона Ажбе (по другим данным Ашбэ).

Именно за границей художник окончательно понял, что для его творчества и вдохновения не хватает родных красот, любимой русской природы, бескрайних просторов России.

12 (325x700, 395Kb)
Белая зима. Грачиные гнёзда, 1904 г Государственная Третьяковская галерея

13 (600x552, 356Kb)
Зимний пейзаж. Холст, масло, доска. 46,5х50

14 (593x700, 596Kb)
"Березовая аллея", 1940 Холст, масло 88 x 75 см Государственная Третьяковская галерея

15 (700x518, 389Kb)
"Дугино. Восход солнца", 1904 Холст, масло 66,5 х 88,5 см Чувашский государственный художественный музей

16 (700x512, 483Kb)
Зимний вечер. Х.,м., 1903, 54.3x74 ГРМ

Он тосковал по России. Мюнхенский период творчества художника был не богат на новые полотна. Но вскоре после того, как художник вернулся домой, он создал одни из своих самых ярких работ.

Одну за другой он пишет не просто живописные полотна, а настоящие лирические рассказы в цвете; поэмы, которые излагает в игривых мазках краски. Так на свет рождаются знаменитые произведения "Февральская лазурь", "Мартовский снег" и многие другие.

Из воспоминаний самого художника:

"Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд, без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре.
Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горящего под солнцем снега и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".

17 (414x700, 547Kb)
Февральская лазурь, 1904 г

18 (700x536, 513Kb)
Иней, 1905 г

19 (700x687, 706Kb)
"Зимнее утро", 1907 Холст, масло. 80 x 80 см Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

20 (700x472, 390Kb)
"Иней. Восход солнца", 1941 Холст, масло. 65 x 100 см Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

21 (522x700, 566Kb)
«Зима», 1904 Холст, масло 72,5 x 55 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"Ничего подобного в русском пейзаже еще не было!"

Картина "Мартовский снег" - одна из моих любимых у Грабаря. Я помню ее еще с детства. Кажется, была в одном из учебников и по ней нужно было написать сочинение. Такие задания я просто обожала! Кто ж знал, что эта любовь потом отразиться в "Позитиве красок" :)

Примечательно, что это полотно Игорь Эммануилович написал всего в один приём и за один единственный сеанс. Да и предыстория у него очень интересная. Полотно в том виде, в котором мы его знаем, буквально родилось случайно.

В тот день Грабарь по обыкновению писал свой очередной без фигурный пейзаж. Но случилось чудо - мимо проходила девушка, которая просто очаровала художника.

Ее попросили остановиться и попозировать для картины. Она, хоть и посмеялась над затеей художника, но все-таки согласилась. Так мимолетная случайная сцена была увековечена на холсте.

22 (700x512, 557Kb)
"Мартовский снег" 1921 г

23 (674x672, 426Kb)
"Иней. Палевые лучи", 1945 Холст, масло 35 х 35 см Нижегородский государственный художественный музей

24 (700x367, 392Kb)
фрагмент картины "Мартовский снег"

"Ничего подобного в русском пейзаже еще не было!" - эту фразу произнес друг Грабаря, художник-пейзажист Николай Мещерин, когда впервые увидел полотно "Мартовский снег". Он наградил еще многими великолепными словами этот холст, сказав, что это просто прелесть.

И Грабаря очень вдохновили эти слова. Когда-то ему советовали бросить писать пейзажи, убеждая, что после Левитана за пейзаж вообще нельзя браться. Всё в нем уже сказано. А тут такое - "Ничего подобного в русском пейзаже еще не было!" Оказывается, можно сказать, можно!

О художнике

Игорь Эммануилович Грабарь родился в Будапеште (1871-1960 гг) в семье русинского учителя и общественного деятеля. Примечательно, что крестным отцом будущему художнику стал Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Михайловича Кустодиева.

Вскоре родители Игоря переехали в Россию, в Рязанскую Губернию. Еще с юного возраста мальчика привлекало рисование. Все свое свободное время он проводил за тем, что рисовал картинки карандашами и красками.

Учился он в Катковском лицее в Москве. А излюбленным занятием его было посещение Третьяковки. В которой годами позже будут храниться и его собственноручно написанные картины. Которую он будет возглавлять с 1913 по 1925 годы.

25 (700x538, 438Kb)
"Пилка дров", 1935 Холст, масло 70 х 92 см Тамбовский областной краеведческий музей

26 (700x387, 366Kb)
Балюстрада. 1901, Х.,м. 54x97 Нижн. Тагил

27 (700x566, 452Kb)
"Сирень и незабудки", 1915 Холст, масло 64,5 x 80,5 см Липецкий областной краеведческий музей

28 (700x546, 617Kb)
"В саду. Грядка дельфиниумов", 1947 Холст, масло 79,3 x 102 см Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки

29 (700x459, 534Kb)
"В утренней росе", 1907 Холст, масло. 69,5 х 102,8 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

30 (700x551, 649Kb)
"Павильон в Кузьминках", 1904 Холст, масло 80 х 102,5 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

31 (700x537, 529Kb)
Вешний поток. Х.,м., 1904, 70x89 ГРМ

Интересные факты из жизни художника

В биографии Игоря Грабаря есть немало любопытных фактов. Все мы знаем, что это замечательный живописец, но менее известным является тот факт, что Игорь Эммануилович еще и талантливейший реставратор.

Именно он восстанавливал картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван", которая в своё время была подвергнута нападению психически больного человека. Полотно очень пострадало и было изрезано ножом. Реставрацией занимался именно Грабарь.

И это не единственный его реставрационный труд. С 1918 по 1931 год Игорь Эммануилович руководил Центральными реставрационными мастерскими и в этот период активно занимался реставрацией творений Андрея Рублева. Считается, что именно Грабарь дал им вторую жизнь и сделал всё возможное, чтобы эти произведения стали всемирно известными.

Именно Грабарь, как утверждают искусствоведы, привнес огромный вклад в возрождение культуры древней Руси, собирая и реставрируя огромное количество древних икон, которые он привозил из своих многочисленных экспедиций.

32 (700x511, 158Kb)
Игорь Грабарь с коллегами в реставрационной мастерской фрагмент фото 1929 г

33 (700x564, 205Kb)
Игорь Грабарь с коллегами в реставрационной мастерской

34 (700x456, 374Kb)
Игорь Грабарь

35 (505x700, 336Kb)
Автопортрет в шляпе. Картон, м., 65x51, 1921

36 (524x700, 365Kb)
Автопортрет с палитрой ( в белом халате ). Х.,м., 1934, 89x70 ГТГ

Грабарь - искусствовед

Грабарь - художник. Грабарь - реставратор. Но на этом список не окончен. Он еще и педагог, музейный работник. В истории искусств имя Грабаря звучит и в качестве искусствоведа. Он создал ценнейшие монографии о таких знаменитых художниках, как Репин и Серов.

Первая в нашей стране научная пятитомная история русского искусства была создана как раз нашим сегодняшним героем. На протяжении четырех лет Игорь Эммануилович работал над этим монументальным трудом и привлек к нему большой коллектив авторов.

37 (700x525, 429Kb)
"Зимний день", 1939 Холст, масло 68,5 х 90,5 см Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

38 (357x700, 371Kb)
Отблеск зари, 1904 г

39 (700x558, 491Kb)
"Абрамцево. Плетень", 1944 Холст, масло 64 x 80,4 см Самарский областной художественный музей

40 (700x526, 509Kb)
Дубки. Х.,м. 100x134, 1923 г

41 (537x700, 512Kb)
Въезд в усадьбу. К., м. 66х52, 1922 г

42 (563x700, 559Kb)
Зимний пейзаж, 1951 г

43 (629x700, 614Kb)
"Золотые листья", 1901 Холст, масло. 89 x 80 см Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

44 (700x610, 577Kb)
Сентябрьский снег. 1903. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

45 (700x359, 428Kb)
Угасающий день. 1904. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Игорь Грабарь прожил долгую и невероятно насыщенную жизнь. Он ушел на 89 году и оставил после себя великое творческое наследие. К чему бы не касалась рука этого творца - всё получалось замечательно, всё дышало его неуёмной энергией и талантом.

Он запомнился не только своими картинами, но и той жаждой жизни и любовью к своему делу, которые вдохновляли очень многих в его окружении. Оглядываясь на проделанный творческий труд Игоря Эммануиловича, даже трудно представить, что всё это смог совершить один человек - так много всего успел этот невероятный человек.

46 (699x700, 738Kb)
Хризантемы. 1905. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

47 (668x700, 766Kb)
Неприбранный стол. 1907. Холст, масло, темпера. Государственная Третьяковская галерея

48 (569x700, 591Kb)
«Груши на синей скатерти», (1915) Холст, масло 73,8 x 60,5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

49 (494x700, 541Kb)
"Дельфиниум", 1908 Холст, масло. 141 х 100,5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благодарю за ваше внимание, мои дорогие читатели! Сегодняшняя статья получилась довольно объемной, но мне очень хотелось показать творчество талантливейшего художника с разных сторон, рассказать о нем, как о человеке увлеченном и невероятно энергичном.

Желаю вам прекрасного настроения и бодрости духа! До новых встреч на страницах блога!

Автор: Д. Орлова, проект "Позитив красок"

Источник

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИГОРЬ ГРАБАРЬ: пленительный художник, влюбленный в Россию | MOLODA_I - Дневник MOLODA_I | Лента друзей MOLODA_I / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»