• Авторизация


Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея) | Часть 3 31-07-2021 10:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея) | Часть 3

Bo4kaMeda

Часть 1
Часть 2



01. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Дама, опирающаяся на стул
Этюд для картины «Парижское кафе» (частное собрание; 1874–1875). 1875
Холст, масло
40,3 x 26,5


В январе 1874 года во время пенсионерской поездки во Франции Репин начинает работать над картиной «Парижское кафе».

Живописец отмечал непринужденное поведение жителей французской столицы: «А между тем я ужасно заинтересован Парижем; его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте. Особенно костюмы парижанок! Этого описать невозможно».

Внимательный глаз художника подмечал еле уловимые детали и нюансы мимики, жестов, походки, причесок, платьев… Это убедительно подтверждают этюды к картине «Парижское кафе». В них художник сравнивал различные фигуры, сидящие попарно, подробно изучал необычные ракурсы мужских голов. Он старался запечатлеть на холсте силуэт дамы, опирающейся на стул, или позу молодого человека, натягивающего на руку перчатку.




02. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Негритянка
Конец 1875 — начало 1876
Холст, масло. 115 х 93
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


В 1873 году Репин в качестве пенсионера ИАХ отправился в заграничную командировку в Париж, где внимательно изучал творчество великих реалистов прошлого. К этому периоду относится картина "Негритянка".

В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника Мариано Фортуни (1838–1874) – одного из самых даровитых представителей академического салонного искусства. Репин познакомился с произведениями Фортуни в 1873 в Риме, затем через два года на его посмертной выставке в Париже был восхищен присущими ему "недосягаемым изяществом и чувством форм, колорита и силой света". Образ негритянки навеян, возможно, африканскими этюдами Фортуни.

Репин создает выразительный, одухотворенный портрет, трактованный без какого-либо нарочитого любования экзотикой. Художнику удалось выявить благородное соотношение приглушенных красочных тонов и добиться тончайших цветовых нюансов, данных в единой теплой гамме. Настоящее мастерство он проявил в изображении мерцающих золотых украшений, переливающейся ткани, поблескивающего кальяна. Весьма разнообразны его живописные приемы – от гладкого письма лица до сравнительно широких пастозных мазков, которыми исполнены аксессуары.

Весной 1876 Репин демонстрировал картину на выставке парижского Салона. Проданная затем неизвестному частному лицу, работа почти полвека оставалась в полном забвении. Лишь в 1938 она была приобретена Русским музеем и включена в постоянную экспозицию.



03. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Декоративная тарелка «Иванушка–дурачок» 1876
Фаянс, роспись надглазурная
Дм – 20,6


В 1875 в Париже была организована керамическая мастерская, в работе которой принимали участие многие русские живописцы, находившиеся в то время в столице Франции, в том числе и Илья Репин. Работавшие в мастерской художники расписывали «белье» различных заводов, а также пласты из поливного камня (вулканической лавы), добывавшегося в Оверньских горах.

Автор росписи и исполнитель — Илья Репин
Русская керамическая мастерская, Париж
Фабрика «Laboeuf, Milliet & Cie» — «белье»

Марка серая подглазурная штампом — изображение чаши с надписями: L,M & Cie; CREIL ET MONTEREAU. На лицевой стороне серым надглазурно от руки: И. Репинъ 1876 Р.К.М



04. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Сидящая женщина
Этюд для картины «Садко» (ГРМ, 1876). 1874–1876
Холст, масло
41,5 x 32,5




05. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Две обнявшиеся крестьянки
Этюд-вариант центральной группы картины «Проводы новобранца» (1879, ГРМ). 1878
Бумага, акварель, графитный карандаш.
29,9 х 20




06. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Крестьянин
Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, ГТГ). 1878
Холст, масло.
41 х 33


Посередине внизу процарапано по сырому: И. Рѣпинъ 1878. Москва; слева внизу процарапано по сухому: Владимiру Амосовичу Табурину. И. Р. 8/ХI 84. На обороте надпись: работы Ильи Ефимовича Рѣпина Москва 1878 г. (голова съ натуры для картины «Крестный ход»).



07. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Поющий крестьянин
Этюд для картины «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877–1924, ГСИ, Градец Кралове, Чехия). 1879
Холст, масло.
28 x 24




08. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Парамон Белый
Лист из альбома. 1888
Бумага голубовато-серая, акварель, графитный карандаш.
30 х 21,7
Белый Парамон Николаевич — казак пластун станицы Пашковская, георгиевский кавалер, участник крымской войны (1853–1855), герой обороны Севастополя.




09. Горбун
Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, ГТГ). 1880
Картон, акварель, графитный карандаш.
30,8 х 22,2




10. Крестьянин в армяке. Женщина в платке
Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, ГТГ). 1880
Холст, масло.
33,5 x 28




11. Макар Симак, участник обороны Севастополя 1888
Бумага, акварель, графитный карандаш.
29,5 х 21,7




12. Портрет Льва Толстого
Повторения: бронза — ИРЛИ РАН; гипс — Музей-усадьба «Пенаты» (отлив 1962); Музей искусства Атенеум, Хельсинки. 1891
Бюст., гипс
56 х 57 х 30




13. Белорус 1892
Холст, масло
102 x 71,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 34


1880–1890-е годы — период наивысшего расцвета портретного творчества живописца. Репин создает необычайные по колористическому звучанию, артистизму исполнения и эстетической красоте изображения современников.

Изображение крестьянина в произведении «Белорус» излучает жизнелюбие и внутреннюю свободу, что достигается за счет высветленной палитры и подвижной импрессионистической манеры письма.

Изображен крестьянин Сидор Шавров.



14. Портрет Дени Роша 1905
Бумага, итальянский карандаш, сангина.
45,7 х 29,1
Рош Дени (1868–1951) — французский переводчик, литературный критик.

15. Портрет Евгения Шварца 1905
Холст, уголь, сангина, белила, пастель.
105 х 70,9
Шварц Евгений Григорьевич (1843 — начало 1930-х) — статский советник, коллекционер.




16. Портрет Наталии Нордман-Северовой 1905
Холст, масло
96,5 x 68,5




17. Портрет Юрия Репина 1905
Картон, темпера, графит, гуашь
51 x 38


Замечательный по сдержанному колориту темперный портрет сына Юрия, написанный после того, как он переехал в «Пенаты», должен был служить подтверждением укрепления семейных связей. Однако в отрешенном образе человека на фоне зимнего пейзажа ощущаются холодные нотки и тревожная грусть. В год создания портрета Юрий начинает активно помогать отцу в его мастерской. Причина заключалась не только в большом количестве заказов, но и в том, что Репин все чаще был вынужден работать непривычной левой рукой в связи с болезненным перенапряжением правой.



18. Портрет физиолога Ивана Тарханова 1906
Бумага коричневатая (наклеенная на картон), угольный карандаш, сангина, растушевка, процарапывание, белила, акварель.
40,8 х 33,9
Тарханов (Тархнишвили, Тархан-Моурави) Иван Романович (Рамазович; 1846 - 1908) – физиолог, переводчик, педагог.

19. Портрет трудовика 1907
Холст, масло
93,5 x 75,5


В период написания картины «17 октября 1905 года» Репиным были созданы парные портреты мужа и жены трудовиков. Художнику позировали кухарка и плотник, которые работали в Куоккале. Так живописец представлял себе новый тип «активного» крестьянства. Непримиримость и готовность к решительным действиям наиболее отчетливо просматриваются во взгляде муж-чины, темный силуэт которого оттеняет теплый желтый фон.



20. Портрет Наталии Нордман-Северовой 1911
Холст, масло
76 x 65


Рубеж XIX–XX веков стал переломным в творческой и личной жизни Репина. После более чем десятилетнего разлада отношений художника с женой он соединяет свою судьбу с писательницей Наталией Борисовной Нордман (псевдоним — Северова). В ее лице Репин, наконец, увидел столь долгожданного творческого и хозяйственного человека. С 1900 года они начинают совместную жизнь в собственном имении «Пенаты» под Петербургом. Несмотря на недоброжелательное отношение некоторых друзей к новой спутнице художника, этот гражданский союз изначально был наполнен искренностью светлых чувств. Подтверждением тому служат десятки графических и живописных изображений Нордман-Северовой: во время прогулки, за чтением, за работой, во время сна и других.



21. Портрет Татьяны Мамонтовой
Лист из альбома. 1878
Бумага, графитный карандаш, растушевка.
35,6 х 26,1
Мамонтова Татьяна Анатольевна (1863 - 1920, в замужестве Рачинская) – племянница С. И. Мамонтова.




22. Портрет Марии Арцыбушевой 1880
Бумага, графитный карандаш.
34,8 х 26
Арцыбушева Мария Ивановна (урождённая Лахтина; 1859 - 1919) – жена коллекционера К. Д. Арцыбушева.




23. Портрет Веры Репиной в детстве
Этюд использован для девочки, сидящей за столом, в картине «Не ждали» (1884, ГТГ). 1882
Бумага зеленовато-серая, соус, уголь, мел.
54,5 х 38,3




24. Антон Архипенко 1888
Бумага, графитный карандаш.
29,8 х 21,7
Архипенко Антон Герасимович — казак, георгиевский кавалер, участник крымской войны (1853–1855).




25. Портрет Анатолия Лемана 1888
Холст грунтованный, соус, уголь
84,5 х 66,5
Леман Анатолий Иванович (1859–1913) — писатель.




26. Портрет Александра Жиркевича 1891
Бумага, итальянский карандаш
40,9 х 29,8
Жиркевич Александр Владимирович (1863–1927) — юрист, писатель.




27. Архитектор Александр Померанцев
на заседании в Академии художеств 1895
Бумага, графитный карандаш.
35,3 х 22
Александр Никанорович Померанцев (1848 - 1918) – архитектор, действительный член Академии художеств.

29. Портрет Сергея Боткина 1898
Бумага, тушь
35,5 х 22,2
Боткин Сергей Сергеевич (1859–1910) — профессор Военно-медицинской академии, коллекционер.




28. Портрет Марии Крестовской 1895
Бумага, графитный карандаш.
33,1 х 24,9
Крестовская Мария Всеволодовна (в замужестве Крестовская-Картавцева; 1862–1910) — писательница.




31. Портрет Наталии Нордман 1901
Бумага, сангина
62,1 х 48,4




30. Полуобнаженная (Портрет Наталии Нордман) 1901
Бумага, сангина
62,4 х 48,3



31-1. За чтением (Портрет Наталии Борисовны Нордман). 1901
Бумага, сангина.
62 x 48 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




32. Сергей Боткин на заседании Собрания Академии художеств 1906
Бумага, графитный карандаш
35,5 х 22,2
Боткин Сергей Сергеевич (1859 - 1910), профессор Военно-медицинской академии, коллекционер.

33. Портрет Николая Ермакова 1911
Бумага серая, графитный карандаш
63,5 х 47,8
Ермаков Николай Дмитриевич (1867–1927) — коллекционер, полковник Генерального штаба.




Л. Н. Толстой за работой у круглого стола. 1891
Бумага, графитный карандаш. 32 x 23 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




34. Бурлак
Этюд для картины «Бурлаки на Волге» (ГРМ, 1870–1873). 1870
Холст, масло.
38,5 x 31



Автопортрет. 1923
Бумага, перо, чернила. 13 x 8 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург



rusmuseumvrm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея) | Часть 3 | SVETLANA_KB - Дневник SVETLANA_KB | Лента друзей SVETLANA_KB / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»