• Авторизация


Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея) | Часть 4 31-07-2021 06:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея) | Часть 4

Bo4kaMeda

Часть 1
Часть 2
Часть 3



кликабельно
01. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Приготовление к экзамену 1864
Холст, масло
36 х 44,8
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


Изображены братья Веры Алексеевны Шевцовой, будущей жены художника, — Александр и Алексей. В это время Алексей был гимназистом, Александр — вольнослушателем архитектурного класса Академии художеств. Легкий флирт между юношей и девушкой придает бытовой сцене романтическое настроение.




02. Диоген и мальчик 1867
Картон, масло
60 x 47,5




03. Иов и его друзья 1869
Холст, масло
133 x 199


В ветхозаветном писании Иов предстает как мученик, на долю которого выпали сверхчеловеческие страдания. Потеряв своих детей и все имущество, счастливый праведник превратился в разбитого страшной болезнью (проказой) старика. Изможденный Иов приводит в оторопелость даже близких друзей, пришедших его навестить.

Эта сцена мастерски запечатлена Репиным согласно требованиям академической программы. За картину молодой художник в 1869 году получил малую золотую медаль.

«От зари до зари», по собственному выражению Репина, художник оттачивал в этюдах детали картины. В изображении библейского сюжета Репин стремился к точной передаче психологической характеристики каждого из персонажей. На фоне охваченного дымкой горного пейзажа представлены застылые фигуры друзей Иова, за спокойствием которых скрывается человеческая боль, безысходность и тревога. В этом произведении уже просматривается характерная черта исторических полотен Репина — правдоподобность изображения, в основе которого лежит натурный материал.



04. Избиение первенцев египетских
Эскиз. 1869
Холст, масло
83 x 118


Академические эскизы и картины Репина в собрании Русского музея позволяют выявить противоречивые и самобытные черты начального этапа становления художника как исторического живописца. Эскиз «Избиение первенцев египетских» является вариантом первой академической программы художника. За удачно скомпонованную многофигурную композицию, близкую к традиционным классицистическим построениям живописного пространства, Репин получил от Академии художеств первую премию (100 рублей). Работа почти полностью (возможно, лишь за исключением асимметричного источника света в левой части изображения) отвечала академическим требованиям создания «общего» в картине.



05. Бурлаки на Волге
Эскиз к одноименной картине (ГРМ, 1870–1873). 1870
Холст, масло.
28,7 x 42




кликабельно
06. Бурлаки на Волге 1870–1873
Холст, масло
131,5 x 281
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Художник поставил своей целью создать монументальное полотно, посвященное жизни народа и не только раскрывающее тяжесть его доли, но и воспевающее его духовную силу.

Еще в студенческие годы Репин начал работать над картиной. В 1868 году он впервые увидел бурлаков на Неве и был поражен зрелищем оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой.

В мае 1870 года Репин в компании его брата Василия, а также художников Фёдора Васильева и Евгения Макарова совершили первое путешествие на Волгу, где были сделаны первые этюды и эскизы.

После двух поездок на Волгу, близко познакомившись с бурлаками, Репин обратился к утверждению нового героя, которого не знала русская живопись.

Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в этом же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку. На Всемирной выставке в Вене (1873) картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в своем дворце в Петербурге.

С картины „Бурлаки на Волге“, высоко оцененной на Всемирной выставке, началась европейская известность Репина.



07. Воскрешение дочери Иаира
Первоначальный эскиз к картине (ГРМ, 1871). Конец 1870– 1871
Бумага желтая, графитный карандаш, белила
30 x 55


Эскиз, по которому Совет Академии художеств допустил художника к осуществлению программы на большую золотую медаль.

Несколько месяцев Репин находился в поиске художественного образа евангельского сюжета «Воскрешение дочери Иаира». В утвержденном первоначальном
графическом эскизе композиция строилась на изображении фигур, движущихся слева направо за Христом, который протягивает
руку полулежащей девушке. Описательная академическая схема построения будущей картины казалась Репину бесчувственной и несовершенной.

В самой картине, за которую художник был удостоен большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку за границу, художник решительно меняет подход к восприятию чудодейственной сцены: основное действие переносится в левую часть изображения, нарушается фризовая постановка фигур с целью выделения главного смыслового центра, замыкающегося на прикосновениях рук стоящего Христа и лежащей дочери Иаира.



08. Воскрешение дочери Иаира 1871
Холст, масло
229 х 382
Пост. в 1923 из Академии художеств
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


Никогда раньше специально заданный выпускникам Академии евангельский сюжет не находил столь необычного по своей жизненности эмоционального воплощения, как в этой дипломной работе Репина. Тема поначалу не увлекла художника, пока он не связал ее с воспоминаниями о рано умершей сестре Устье.

Несколько месяцев Репин находился в поиске художественного образа евангельского сюжета «Воскрешение дочери Иаира». В утвержденном первоначальном графическом эскизе, хранящемся в Русском музее, композиция строилась на изображении фигур, движущихся слева направо за Христом, который протягивает руку полулежащей девушке. Описательная академическая схема построения будущей картины казалась Репину бесчувственной и несовершенной. Он решительно меняет подход к восприятию чудодейственной сцены: основное действие переносится в левую часть изображения, нарушается фризовая постановка фигур с целью выделения главного смыслового центра, замыкающегося на прикосновениях рук стоящего Христа и лежащей дочери Иаира.
Трагедия и надежда насыщают произведение взволнованной атмосферой, которая находит выражение в напряженности цветового звучания и контрастах освещения. Пластически завершенный, величавый образ Христа рождает ощущение особой значительности происходящего. Прототипом его можно считать Христа Александра Иванова в картине "Явление Христа народу", но у Репина он более прост и человечен. Суровой торжественности Христа противостоит горестное и благоговейное ожидание родителей девушки. Картина пронизана единым внутренним действием, и в этом главная ценность ее архитектонически ясной композиции.

По уровню живописной культуры и одухотворенности это полотно молодого художника стоит в ряду с наиболее выдающимися произведениями русского искусства. Оно было удостоено большой золотой медали и приобретено Императорской Академией художеств, а Репин получил право на пенсионерскую поездку за границу.



09. Шторм на Волге 1873
Холст, масло
38 x 55




10. Пикник 1875
Картон, масло
35 x 49


Беззаботностью и свободой заграничной жизни наполнен сюжет картины «Пикник», созданной в период пенсионерской поездки во Франции. На ней изображены автор, его жена Вера Алексеевна, его дочь Вера, художник Николай Дмитриев-Оренбургский, его дочь Катя, художник Василий Поленов, польский художник Панталеон Шиндлер и Мария (Вера?) Григорьевна Ге. В изображении игры в серсо на фоне пейзажа лишь косвенно просматривается влияние современного французского искусства. В беглом и легком письме скорее сказываются уроки пленэрной живописи, полученные Репиным во время натурной работы летом 1874 года в нормандском местечке Вёль.



кликабельно
11. На дерновой скамье 1876
Холст, масло
36 x 55,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


Летом 1876 года Репин возвращается в Россию и живет с семьей на даче в Красном Селе под Петербургом. Созерцательным идиллическим настроением проникнута картина «На дерновой скамье», на которой изображены дочери Вера и Надежда, жена и ее родственники. Зеленовато-золотистая цветовая гамма, свет, проникающий сквозь листву редких деревьев и образующий светлые пятна на траве, тонкая и уверенная кисть, передающая быстрыми мазками детали изображения, — все это говорило о приобретенных за границей навыках натурной работы, а также способностях мастера с новой живописной силой трактовать простые жизненные сюжеты.

Изображены Вера Алексеевна Репина (1855–1918), жена художника; дочери Вера (1872–1948) и Надя (1874–1931); Алексей Иванович и Евгения Дмитриевна Шевцовы, родители жены художника; Алексей Алексеевич и Мария Павловна Шевцовы, его шурин с женой.



12. Украинская хата 1876
Холст, масло
28,5 x 41,5




13. Садко 1876
Холст, масло
322,5 x 230
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33




14. В волостном правлении 1877
Холст, масло
47,5 x 80
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


В представленном произведении художник развивает традиции В. Г. Перова-обличителя, трактуя образы в острогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, по-репински, увлекаясь яркой характерностью своих персонажей и событий крестьянской жизни.

В крестьянской России волостной писарь был человеком влиятельным. Именно через него шло всё взаимодействие государственных органов власти с сельскими жителями. Волостные писари поставляли сведения, которые, будучи сведены в масштабах губернии и страны, становились основой для отчётов, докладов, аналитических записок и реформаторских проектов. Свидетельством значимости должности волостного писаря свидетельствует и его жалованье, платившееся за счёт "мирских сборов" с подвластного населения, которое иной раз достигало зарплаты чиновника "из благородных".

В эскизе «В волостном правлении» запечатлена одна из сцен, увиденных художником в первые месяцы чугуевской жизни. В тесном помещении с низким потолком изображена группа людей, среди которых легко узнать старосту, священника, писаря. Репин с документальной точностью передает одежду и внешность стоящих на переднем плане крестьян. Острая наблюдательность, умение использовать позу и жест для образно-эмоциональной характеристики персонажа, мастерство создания психологической атмосферы события — все эти характерные особенности творчества И.Е.Репина можно видеть в этом произведении.



кликабельно
15. Крестный ход
Первоначальный эскиз на тему крестного хода. 1877
Холст, масло
37 x 70


Именно в 1877 году Репин создает один из первых эскизов крестного хода с чудотворной иконой, соединяя в одном действии мотив движения толпы, жанровую сцену и психологические характеристики отдельных персонажей.

«Я удивительно стал спокоен с тех пор, как нашел, наконец, себе «идею»; сюжет для картины, над которым займусь теперь года три, - очень стоит. Но никому не скажу, пока не кончу картины, писать ее буду в Москве…» (И. Е. Репина – В. В. Стасову. 29 марта 1877).



16. Проводы новобранца 1879
Холст, масло
143 х 225
Пост. в 1918 из бывшего дворца вел. кн. Владимира Александровича, Петроград
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 34


В конце 1870-х годов по возвращении на родину из заграничной командировки, Репин с особым вниманием изучал крестьянскую жизнь. Это нашло яркое отражение в самой капитальной его картине на современную тему, исполненной в ту пору, - "Проводы новобранца". Она писалась под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Художник остановился на одном из наиболее трогательных моментов – прощание с семьей молодого новобранца, выбрав местом действия типичный крестьянский двор, найденный им в подмосковной деревне Быково. Все чувства, отображенные в произведении, проявляются просто, чисто, искренне.

Художник тщательно готовился к осуществлению своего замысла, исполнив множество подготовительных работ. Произведение создавалось в течение 1877-1879 годов в Москве и в летнее время в Абрамцеве – расположенной под Москвой усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова, ставшей местом притяжения крупнейших художников и музыкантов. Всеволод Мамонтов, сын хозяина усадьбы, вспоминал: «…мы, конечно, прекрасно знали изображенный на этой картине двор Матвея Дмитриевича Рахмановского, крестьянина соседней с Абрамцевом деревни Быково».

Сентиментально-искренняя картина лишена внешней экспрессии, из-за чего кажется бытописательской и несколько статичной. Внутри замкнутого пространства, образованного хозяйственными постройками, удачно скомпонована многофигурная группа, смысловым центром которой стала сцена прощания матери с сыном. Общее настроение печали поддерживается коричневатым колористическим строем с акцентами красных, розовых, белых цветовых пятен.

Произведение требует неторопливого созерцания, позволяющего понять внутреннее состояние каждого персонажа. Умиляют изображения крестьянских мальчиков и девочек, к которым у Репина всегда было особое отношение: «Вообще деревенские дети очень умны, необыкновенно наблюдательны, а главное, они в совершенстве обладают чутьем в определении всех явлений жизни…».

Сразу по окончании картины она была приобретена президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.



17. Яблоки и листья 1879
Холст, масло
64 x 75,5




кликабельно
18. Запорожцы 1880–1891
Холст, масло
203 x 358
Пост. в 1897 из Эрмитажа
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. К ним относится и законченное в 1891 году легендарное «хоровое» полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)», которому художник посвятил более десяти лет.

Безупречно переданный дух казачьей вольницы и виртуозное живописное мастерство стали залогом широкой популярности картины, после которой с легкой руки Игоря Грабаря Репина стали заслуженно называть «Гоголем в красках».

В картине словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости. Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. В ответ они сочинили язвительное письмо, полное народного юмора и презрения.

Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году и, покоренный образом мужественного, жизнерадостного, непорабощенного народа, тогда же сделал первый набросок будущей картины, над которой трудился в течение тринадцати лет. Он тщательнейшим образом изучил историю и быт Запорожской Сечи, совершал поездки на Украину, собирал бытующие в народе предания о запорожцах, читал исторические труды, обращался к архивным документам.

С огромным мастерством художник вывел мощные характеры, добиваясь яркой выразительности, и глубокой психологичности образов казаков во главе с атаманом Иваном Серко, передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплоченность. В основу образов легли этюды с конкретных людей, которых Репин совершенно преображал, создавая картину. Так, например, Серко написан с генерала М.И. Драгомирова, писарь – с историка Д.И.Яворницкого, усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, – с художника Я.Ф.Ционглинского, казак в красном жупане и белой папахе – с профессора консерватории А.И. Рубца.

Зрителя захватывает шумное веселье запорожской вольницы – казаки весело хохочут, довольные очередным остроумным, крепким словцом. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса.

Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей. В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.



19. Взятие Христа стражею. 1886
Эскиз
Холст, масло
36 x 55 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




20. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных 1888
Холст, масло
215 х 196
Пост.: 1897 из Зимнего Дворца, Петербург
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 34




21. Шторм на Волге
Начата в 1870, позднее переписана. 1891 (?)
Холст, масло.
55,3 x 102,4
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33




22. Юбилейный обед 1893
Холст, масло
53,5 х 83,5




кликабельно
23. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны 1894
Холст, масло
98,5 х 125,5


Последний российский император Николай II (1868–1918), восемнадцатый из династии Романовых, был сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары. В 1892 году в своем дневнике будущий монарх всея Руси писал: «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс (так он называл принцессу). Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться...». Несмотря на долгое сопротивление родителей, 8 апреля состоялась помолвка (день, который они потом отмечали ежегодно).

Женитьба последнего российского императора Николая II запомнилась не роскошью этой свадьбы, а потому, что свадьба наложилась на похороны. 20 октября 1894 г. умер император Александр III, его похороны в Петропавловском соборе состоялись 7 ноября. Был объявлен по традиции годичный траур, при этом свадьбу отложили на год. Однако по инициативе Алисы было принято решение прервать траур на один день.

Обряд венчания происходил 14/27 ноября 1894 года (день рождения императрицы Марии Федоровны) в церкви Зимнего дворца. К тому времени Алиса уже приняла православие и была наречена Александрой Федоровной. На торжественной церемонии присутствовали представители царской фамилии, иностранные дипломаты, члены Святейшего Синода и Государственного совета. Рядом с Александрой Федоровной изображен младший брат царя великий князь Михаил Александрович (1878–1918), в пользу которого он позднее отрекся. Справа от Николая II, у колонны — вдовствующая императрица Мария Федоровна (1847–1928). Эта церемония происходила вскоре после ухода из жизни императора Александра III, который был против супружеского выбора сына и благословил молодых лишь незадолго перед кончиной. «Царь-миротворец» будто предвидел роковую судьбу этого союза.

Александра Федоровна писала сестре Виктории: «Церемония в церкви очень сильно напоминала мне ту, которая состоялась в 1884 году, только на нашей не было наших обоих отцов – и это было просто ужасно – ни отцовского поцелуя, ни благословения. ... ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше». В ту ночь Аликс записала в дневнике Николая: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...». Свои чувства император Николай II и императрица Александра Федоровна пронесли через всю жизнь, о чем свидетельствуют их дневниковые записи и письма.



24. «Иди за мною, Сатано»
Эскиз к одноименной картине (1901–1903, не сохранилась). 1895 (?)
Холст, масло
46 x 62


Картина религиозного содержания «Иди за мною, Сатано» (1901–1903, находилась в Харьковском художественном музее) погибла в годы Великой Отечественной войны. Получить представление о ней можно благодаря сохранившимся в Русском музее одноименным эскизам 1891(?) и 1895(?) годов.

На фоне ирреального пейзажа с кроваво-желтым закатом и дымящейся землей возникает дьявольский образ, принимающий облик архангела с раскаленным мечом, дракона, женщины, птицы. Рядом с меняющимся существом непоколебимо стойко высится фигура Христа. Ощущение мистического видения усиливается необычайной экспрессией изобразительного языка. Своеобразие техники живописи и символистская трактовка темы искушения в эскизах 1890-х годов предвосхищали художественные приемы Репина и его современников начала XX века. В этих работах, может быть, впервые так открыто художник выражал драматизм внутренней борьбы в поисках истины и отстаивании высоких моральных идеалов.

В конце жизни подобные поиски вновь приводят Репина к созданию картин на евангельские сюжеты, которые, по словам живописца, «обуревали» его. Страдание Христа понималось пожилым мастером как высочайший пример духовного подвига человека.



"Иди за мною, Сатано!". 1891 (?)
Картон, масло. 21 x 40 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




25. Приезд царей Иоанна и Петра Алексееви -чей на Семеновский Потешный двор гор. Москвы и зачисление молодых сокольников в потешные
Иллюстрация к изданию Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси Конец ХVII–ХVIII в.» 1902. Т. III . После с. 6 (цветная вклейка). 1900
Картон, гуашь
37,2 х 50,8 (в свету)


Иоанн V Алексеевич (Романов, 1666–1696) — царь, единокровный брат и соправитель Петра I.

Петр I Алексеевич (Романов, 1672–1725) — царь, первый император Всероссийский (с 1721).



26. «Какой простор!» 1903
Холст, масло
179 x 284,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 35


Репин уверял, что поводом для создания произведения явилось лишь непосредственное жизненное впечатление, полученное в Куоккала на берегу Финского залива. Уже немолодой живописец горд тем, что ему удалось передать восторг молодых людей, наблюдающих за игрой волн, ломающих первые льдины. Он называет свое полотно «невероятной, фантастической картиной». В ней — ощущение художником надвигающихся перемен. И это тот же 1903 год, когда Репин вместе с учениками завершил «Заседание Государственного совета» (1903, ГРМ) — блистательную по живописи, торжественную оду уходящей политической элите.

Однако эта необычная работа прославленного художника-реалиста, написанная в состоянии романтической приподнятости, породила множество разнообразных толков. Современники усматривали в образах юноши и девушки, упоенных бушующей стихией, своего рода аллегорию. Сам Репин, описывая реакцию на нее публики, невольно раскрывает метафоричность своего замысла. Зрители, сообщает он, видят в картине, что «тут кроется аллегория. И меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают…». Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась «русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших ее бед».



кликабельно
27. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения 1903
Холст, масло
400 x 877
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 54


Это грандиозное полотно написано по правительственному заказу в связи со 100-летним юбилеем, предназначалось для огромного белоколонного зала заседаний Государственного совета в Мариинском дворце.

Картина огромного формата (400 х 877) с изображением 81 фигуры предусматривала решение колоссальных композиционных и живописно-пластических задач. Получив в апреле 1901 года официальный заказ на исполнение произведения, художник только к осени, через несколько месяцев напряженных творческих поисков, определился с пространственным видением будущего полотна. Репину было разрешено посещать заседания и пользоваться фотоаппаратом.

Помощниками живописца в реализации масштабного проекта стали его талантливые ученики — Борис Кустодиев и Иван Куликов. Первому из них было поручено заниматься разработкой периферийной левой части изображения, второму ставилась соответствующая задача в отношении правого крыла ротонды. Сам Репин исполнял главную центральную часть картины. Она должна была передавать торжественный момент оглашения высочайшей грамоты. Смысловые линии замыкались на фигуре сидящего императора, над которым высилось изображение его же портрета в рост.



28. 17 октября 1905 года (1907)
Холст, масло
184 x 323


«17 октября 1905 года» — из немногих произведений изобразительного искусства, адекватно выразивших эмоции, переполнявшие современников. По словам В. В. Розанова, Репин очень точно передал в своем произведении «масленицу русской революции, карнавал ее, полный безумия, цветов и блаженства». Сам художник пояснял, что на его картине изображены «<…> главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие, с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен. На первом плане подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования». Среди демонстрантов Репин также запечатлел представителей демократической интеллигенции, так или иначе приближавших наступление этого дня: художественного и музыкального критика В. В. Стасова, филолога и педагога М. В. Прахова, умершего еще в 1879 году, историка литературы и библиографа С. А. Венгерова, актрису Л. Е. Яворскую.

Однако в послереволюционной России картина Репина «17 октября 1905 года» была не просто почти забыта. Критики и историки искусства надолго как бы вычеркнули ее из наследия художника. Такой Репин их не устраивал. Они предпочитали оставить его в памяти потомков только передвижником, автором социально заостренных сюжетов о России второй половины XIX века. Реалии XX столетия, столь же искренне переживаемые Репиным, преподносились публике как старческий упадок, что совсем не соответствовало истине. В 1900-е годы Репин не изменился как художник, всегда искавший в искусстве соответствия жизни. Как в 1870-е, когда он писал «Бурлаков на Волге», гимн человеку труда, так и в начале XX века он остается верен своему пониманию предназначения художника.



29. Александр I и Наполеон I в Эттерсберге близ Веймара на охоте, данной герцогом Саксен-Веймарским 6 октября 1808 года
Иллюстрация к изданию Н. И. Кутепова «Императорская охота на Руси. Конец ХVIII–ХIX в.» 1911. Т. IV. После с. 32 (цветная вклейка). 1907–1908
Бумага, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.
32,2 х 50




30. Николай I и Александра Федоровна в Крейте в горах Тироля
Иллюстрация к изданию Н. И. Кутепова «Императорская охота на Руси. Конец ХVIII–ХIX в.» 1911. Т. IV. После с. 80 (цветная вклейка). 1907–1908
Бумага, акварель, тушь
32,8 х 50,7




31. Александр Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года
Эскиз к одноименной картине (1910–1911, Пражский град, Чехия). 1910
Холст, масло
43 x 60,7




32. В осажденной Москве
Вариант (1912, ГТГ). 1912
Холст, масло
88,5 x 124,5


Очередным шагом Репина в направлении живописного обобщения изображения стало произведение, посвященное 100-летнему юбилею победы России над армией Наполеона. Фигуры, предметы и даже постройки как бы растворяются в красно-коричневой гамме огня и дыма горящего города. Запечатленная сцена близ стен Московского Кремля превращается в фантасмагорию, где с трудом различимы некоторые персонажи — падающий мужчина в красной одежде, священнослужитель с озаренным светом лицом, идущий солдат и кричащая женщина на ближнем плане. В этом произведении художник интуитивно предчувствовал наступление драматических событий Первой мировой войны.



33. На Академической даче. 1898
Холст, масло
64 x 106 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


rusmuseumvrm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея) | Часть 4 | SVETLANA_KB - Дневник SVETLANA_KB | Лента друзей SVETLANA_KB / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»