В рок-музыке как-то принято больше обращать внимание на гитаристов, но меня с детства завораживали пианисты. Вроде стоят где-то сбоку, особенно в камеру не лезут... Но без их участия музыка тут же теряет мускулы и вес. Это в полной мере относится к Джону Лорду — великому пианисту и композитору, чей звук «Хаммонда» определял звучание Deep Purple.
Джон Лорд родился 9 июня 1941 года. Он рос на классике и джазе. Вместе с Deep Purple Джон Лорд мог позволить себе любые эксперименты: привносил в аранжировку величественные барочные мотивы — или уходил в полный отрыв, круша клавиатуру и раскачивая инструмент по опасной амплитуде. А уж его дуэли с гитаристом Ричи Блэкмором и вовсе обросли легендами!
Предлагаю послушать 10 песен, в которых жирный звук «Хаммонда», выдающееся мастерство и харизма классика делают музыку мгновенно узнаваемой.
Как и многие представители хард-рока 1970-х, Джон Лорд начинал с выступлений на лондонской блюзовой сцене и сессионной работы. Его фирменное органное звучание сформировалось ещё до того, как появились Deep Purple. В двухминутном инструментальном номере Santa Barbara Machine Head Джон Лорд солирует от начала до конца, составляя компанию гитаристу Ронни Вуду.
Все стараются, но всё главное, что есть в прорывном хите Deep Purple, исходит от Джона Лорда, который стучит по клавишам, генерирует невероятный свинг и исполняет основное соло. В клипе эту магию можно увидеть в полный рост.
Пожалуй, самая известная органная мелодия Джона Лорда. Телевизионное исполнение хита даёт понять, за какие заслуги органиста Deep Purple почитают поклонники «Хаммонда». Вкрадчивое вступление сменяется ритмическим галопом и дуэлью гитары и органа. Звуковая спираль сменяется медленно тлеющий огнём, потом разгоняется снова... Потрясающее взаимодействие и внимание к динамике!
Можно физически ощутить, как звук перегруженного органа Джона Лорда проходит через внутренности усилителей Marshall, предоставляя группе мощную базу для тотального отрыва. В стремительном, яростном соло, которое заставляет сердце биться чаще, не обошлось без влияния Баха. Что только добавляет Deep Purple крутизны.
Довольно сложно превзойти по драйву заглавный трек альбома «Burn», в котором Джон Лорд развернулся в полную силу, выдавая и пауэр-аккорды, и скоростное соло, и Баха, и слои эффектов. Комбинация синтезатора и «Хаммонда» придаёт вес пластинке, в работе над которой в Deep Purple дебютировали басист/вокалист Гленн Хьюз и солист Дэвид Ковердейл.
Джону Лорду всегда было тесно только в формате хард-рока. Он не раз пускался в эксперименты по слиянию рока и симфонической музыки, начав с легендарного «Концерта для группы с оркестром». Заглавный номер записанного в Дюссельдорфе сольного альбома «Sarabande» — многочастная композиция, в которой Лорд играет на рояле, органе и клавинете в сопровождении симфонического оркестра и рок-группы.
Отходя от стремительного прото-метала, с которым обычно ассоциируются Deep Purple, эта композиция из двух частей начинается как фортепианная баллада, а затем превращается в медленный рок-джем с акцентом на взаимодействие органа Джона Лорда и гитариста Томми Болина.
Годы в Whitesnake были для органиста непростыми, в основном из-за нарциссизма Дэвида Ковердейла, для которого другие участники группы были лишь сессионными музыкантами. Кроме того, присутствие двух соло-гитаристов в составе сократило возможности Джона Лорда оказаться в центре внимания. Он был колористом Whitesnake, пока ему, наконец, это не надоело и он не вернулся в реформированные Deep Purple.
Своё отношение к Иоганну Себастьяну Баху клавишник Deep Purple выразил в восьмиминутной композиции из сольного альбома «Before I Forget» — при участии старого друга Иэна Пейса за ударной установкой. Сочетание рока и классики редко бывает настолько эффектным!
Джон Лорд мог играть столь же бойко, как Кит Эмерсон и Рик Уэйкман, но предпочитал использовать свои навыки для оркестровки сложного, многослойного аккомпанемента. И все же порой мог и устроить шоу. Выход на бис во время польского концерта 1996 года демонстрирует способности Джона Лорда держать на себе внимание публики и легко сочетать музыку различных стилей в рамках одного выступления. Думаю, за цитаты Шопена слушатели были особенно благодарны.
Не все знают, что Джон Лорд дружил с вокалисткой ABBA Анни-Фрид Лингстад. Именно она исполнила вокальную партию в песне «The Sun Will Shine Again» на стихи Сэм Браун. Впоследствии пианист посвятил эту балладу почившему другу — Ронни Джеймсу Дио, одному из самых харизматичных вокалистов в мире рока, участнику Rainbow и Black Sabbath.
К сожалению, сам Джон Лорд ушёл 16 июля 2012 года. Но наследие его живо — и ждёт своих почитателей и исследователей.
Спасибо за внимание!
_____________________________________________________