Это цитата сообщения
Vedma_ELENA Оригинальное сообщениеСКАЛЬДЫ: мастера магической поэзии
Гальдр и скальдическая поэзия
К магии гальдра как разновидности одного из направлений чародейства Северной Европы, тесно примыкает искусство скальдической поэзии, суть которой заключается в создании заклинаний, состоящих не из отдельных знаков, а слов и целых фраз. В каком-то смысле можно сказать, что скальдическая поэзия — это логичное и более полное развитие «интегрированного» гальдра, поскольку она родилась из слияния рунической и вербальной (словесной) магии. Об этом, например, говорят некоторые надписи на шведских рунических камнях, где сам резчик называет себя скальдом, то есть и мастером рун, и мастером скальдической поэзии. Кроме того, в «Младшей Эдде» сочетание «руническое искусство» и «искусство скальда», нередко выступают как синонимы. В мистических практиках Севера Слово и Руна всегда шли рядом и сливались в единую магическую практику.
Скальды
На Севере Европы поэтическое (скальдичекое) искусство было глубоко уважаемо, ибо его основателем также считался Один. Поэтому поэтическое ремесло принадлежит «чужому» миру, а значит поэт (скальд) владеет страшной силой менять вокруг себя мир. Адептов скальдического искусства называли скальды. Термин, предположительно, означает «сочинитель хулительных стихов». Другие исследователи говорят о том, что слово «Skald» в древнеисландском языке было среднего рода и обозначало сверхъестественное существо. В древности верили, что хороший мастер скальдической магии может запросто наслать болезнь или, наоборот, исцелить. Существует легенда о великом скальде Хатльгриме Пьетурссоне, который своим четверостишием убил лисицу.
Разновидности скальдической магии
Существовало три разновидности скальдической магии. Драп — хвалебная песня, которая при прочтении вслух или при вырезании ее рунами, оказывала благотворное воздействие на того, о ком в ней шла речь. Но, как уже говорилось, любой магический прием мог быть использован и как в добрых целях, так и во зло. В частности, изначально мирный драп мог принести и вред, если в нем шла речь о подвигах, не совершенных конунгом, то есть, если он был чистой воды выдумкой. Мансег — любовная песнь. С помощью этого вида скальдической поэзии можно было приворожить понравившегося человека, либо, наоборот, разлучить влюбленных. Покровительницей мансега богиня любви Фрейя. Нид — хулительная песнь и одновременно страшное магическое проклятье. Яркой иллюстрацией могущества нида является история о скальде Торлейве. Однажды, правитель Норвегии ярл Хакон приказал своим воинам разграбить судно, на котором плыл с товаром Торлейв. Так оно и произошло, корабль был сожжен, а большая часть команды повешена. Но, в отличие от своих товарищей Торлейву удалось избежать этой печальной участи. Прошло немного времени, и вот, переодевшись нищим, Торлейв попадает в замок своего обидчика, как раз в тот день, когда тот устроил пир. Чтобы привлечь к себе внимание, скальд устроил среди приглашенных потасовку, и тогда Хакон приказал привести его к себе. Он распорядился, чтобы ему дали еды в надежде, что гость расплатится за гостеприимство и исполнит в его честь хвалебную песнь. Так и произошло за тем лишь исключением, что слова в песне были какими-то странными. Поначалу во хмелю этого не заметили, но постепенно стали происходить удивительные вещи — все тело Хакона зачесалось, да так сильно, что ему пришлось приказать слугам расчесывать его гребнями. Только после этого все поняли, что нищий пел не хвалебную, а хулительную песню. Но мало того, гость вдруг произнес некие туманные стихи (висы) и в палате стало темно, оружие слетело со стен, на которых оно было развешано, и начало само по себе разить людей ярла. У самого Хакона от заклинания скальда выпали все волосы из бороды и он чудом отделался от смерти.
Браги
Браги, в скандинавской мифологии бог-скальд, сын Одина и великанши Гуннхольд, муж Идунн, хранительницы молодильных яблок. Браги родился в сталактитовой пещере, где его мать Гуннхольд хранила мед поэзии. Карлики-цверги подарили божественному ребенку волшебную арфу и отправили в плавание на одном из своих чудесных кораблей. В пути Браги пел трогательную "Песню жизни", которая была услышана на небесах и боги пригласили его в свою обитель Асгард.
Когда Локи со свойственной ему ловкостью организовал убийство Бальдра и вернулся в Асгард, Браги потребовал, чтобы гнусный подстрекатель удалился, поскольку богам его присутствие нежелательно. Локи обозвал Браги хвастуном, а тот пригрозил отвернуть Локи голову. Несмотря на попытки Одина успокоить собравшихся, слова Браги разъярили Локи.
Предсказав на прощание гибель богов, он покинул Асгард. Возможно Браги, бог поэзии и красноречия, является богом более позднего происхождения, что связано с обожествлением поэтического вдохновения, ведь скальдов при скандинавских королевских дворах почитали почти так же, как и правителей. Браги обычно изображали бородатым стариком с арфой, а его именем скрепляли торжественные клятвы, произносимые над так называемой Чашей Браги. По мнению некоторых ученых, здесь возможна связь бога-скальда с историческим Браги Боддасоном (IX в.).
Кеннинг
Во всех формах скальдической магии часто использовался кеннинг. Кеннинг — это замена существительного обычной речи двумя существительными, из которых второе определяет первое, например, корабль — «дракон моря», секира — «ведьма щита». Применение кеннинга было обусловлено тем, что изощренность форм скальдических заклинаний должна была не столько обнаруживать смысл, сколько скрывать его. Практически все формы вербальной магии, а в особенности нид и мансег, со временем стали запрещаться из-за их сильного воздействия. Так, например, в Исландии за создание и произнесение нида скальд, в том случае если ему не удавалось привести неопровержимых доказательств того, что он не мог поступить иначе и предоставить двух свидетелей происшедшего, мог быть приговорен к пожизненному изгнанию из страны и даже объявлен вне закона.
Поскольку рунический ритуал непосредственно связан с призыванием божеств, которое по традиции осуществляется в стихотворной форме, в этой же теме уместно будет затронуть вопрос собственно о висах.
Скальдическая поэзия знаменита строгой формой (каждая виса - восьмистишие), одиозным содержанием и сложным обильно приукрашенным языком, типа кеннингов (поэтических перифраз, например, воин - клен битвы, женщина – сосна наряда, рысь звона серег, ворона – чайка ран). Кроме перечисленного поэзия скальдов характеризуется сложными синтаксическими конструкциями и витиеватым размером (обычно дроттквет).
Поэзия строилась не на рифме, а на аллитерации, т.е. созвучии начальных звуков слов, стоявших под смысловым ударением и повторявшихся с определенной регулярностью в двух соседних строках стиха. Этим они оказывались «связанными». В каждой строке, кроме внешних, имелись и внутренние рифмы.
Основной жанр скальдической поэзии — хвалебная песнь. Хвалебные песни слагались в основном в честь тех или иных правителей и часто обеспечивали скальду покровительство. Известны даже несколько хвалебных песен — «выкупов головы», то есть за хорошую драпу скальда могли не только наградить, но и избавить от того или иного наказания.
Основная форма скальдической хвалебной песни — драпа (dråpa). В её структуре обязательно были несколько вставных предложений («стев», то есть припев), которые делили драпу на несколько отрезков. Стев может даже совершенно не соотноситься по содержанию с темой самой драпы.
Стев отличает драпу от флокка (flokk), цикла вис, не разбитых стевом. Драпа считалась более торжественной, чем флокк.
Драпа и флокк состоят из самостоятельных метрически и содержательно вис, и в хвалебных песнях никогда не бывает ничего похожего на сюжет. Единственная последовательность, которую можно проследить — это хронология описываемых событий, отраженных, впрочем, неиндивидуализированно. В драпах говорится всегда о современных скальду событиях, очевидцем которых он был или о которых слышал от очевидцев.
Разновидностью хвалебной песни была так называемая щитовая драпа, то есть драпа, в которой даётся описание изображений на щите, полученном скальдом в дар от прославляемого покровителя.
Отдельная виса — также жанр скальдической поэзии. Они сохранились как цитаты в сагах, где они приводятся как сказанные кем-то из героев. Скальдическая виса — это, в отличие от драпы, бескорыстное творчество, но висы построенны по тем же ритмическим и стилистическим канонам, и их содержание на порядок разнообразнее содержания драпы. Виса может рассказывать о поединке, сделке, свидании, краже, случайной встрече, о сновидении и пр.
Хулительные стихи — ниды — считаются отдельным жанром скальдической поэзии и занимают в ней отдельное место. По форме они не отличаются от других отдельных вис, по содержанию могут отражать тот же спектр ситуаций, но описанных соответствующим негативным образом. Отношение к нидам было очень серьёзным, им приписывалась магическая сила, и осмеяние, заключённое в усложненную, сознательно затемненную форму, воспринималось как заклинание. Тогда как в драпе предметами традиционного восхваления были доблесть и щедрость мужчин и красота женщин (чаще в отдельных висах), в ниде использовался мотив травестирования — худшая из «непроизносимых речей» древнего скандинава.
Мансёнг — скальдический жанр, находящий формальное выражение в драпе или отдельной висе, с доминирующей прагматической (восходящей к магической) функцией и с содержанием, обусловленным выражением (или констатацией) скальдом его чувства к женщине. Под заголовком "О поэзии" раздел, касающийся мансёнга, помещен в рукописи (Konungsbók, § 258) древнеисландского собрания законов "Серый Гусь": ef maðr yrkir mansöng urn kono, ok varðar skóggang – "если человек сочиняет мансёнг о женщине, то объявляется вне закона". Наказание, предусмотренное за сочинение мансёнга, приравнивает его к ниду, о котором идет речь в том же разделе главы "О поэзии". Мансёнг вместе с нидом оказываются, таким образом, единственными поэтическими сочинениями, преследующимися законами.
Упомянутые особенности ниида и мансёнга красноречиво свидетельствуют о том, что висы, помимо функции прославления кого-либо (в т.ч. и призываемого божества), активно применялись и в качестве заклинаний, что подтверждает возможность и целесообразность использования вис не только при призывании богов в ходе ритуала, но и при составлении и активизации рунических формул.