Кто из нас в детстве хоть на минутку не позавидовал сказочным героям – обладателям пряничных домиков…
Происхождение пряников теряется в глубине не просто веков, а тысячелетий. Кондитерские изделия из муки и мёда найдены археологами в древнеегипетских гробницах.
А при раскопках в Италии найдены формы для изготовления пряников, которые в те древние времена называли медовиками.
Пряники - магия счастья
С древних времен на Руси была удивительная и вкусная традиция – перед каждым важным событием пекли пряники. Пряники раздавали всем прохожим на улице, и чем больше людей смогли угостить, тем больше будет счастья у молодоженов или юбиляра. Но для того, чтобы пряники обрели по-настоящему магическую силу, их пекли, соблюдая определенные правила.
Во-первых, магические пряники доверяли печь только женщине, которая имела большую крепкую семью, здоровых детей и любящего мужа. Пряники раздавали всем прохожим на улице накануне свадьбы, да и на самом свадебном застолье пряники также были основным лакомством. Их должны были есть все – и гости, и хозяева праздника, и молодые. Родители тщательно следили за тем, чтобы молодожены обязательно попробовали пряники, иначе не известно, как сложится их семейная жизнь.
Для молодых так же пекли специальный пряник. Пока поднималось тесто, в него помещали обручальные кольца, а перед тем, как начать выпекать пряники, кольца вынимали. Когда жениха и невесту провожали в спальню, то над головой невесты ломали пополам этот самый пряник и отдавали молодым. Пряник этот не съедался, он хранился в доме молодых, так как с его помощью можно было решить многие семейные и бытовые проблемы.
А когда в семье молодых появлялся ребенок, то в первую ночь около его кроватки ставили три бокала красного вина, клали три кусочка сахара и те самые половинки свадебного пряника. Считалось, что это застолье должно задобрить духов судьбы и судьба ребенка обязательно будет счастливой.
Кроме того, считалось, что если такие пряники хранятся в доме, то они обязательно уберегут своих хозяев от порчи и сглаза. Да и от болезней пряники тоже могли избавить. Для этого нужно было повесить их на заборе у калитки или закрепить над входной дверью.
Наши предки искренне верили в силу сладких помощников. Так может и нам стоит возродить эти вкусные традиции – печь магические пряники перед важными событиями в нашей жизни.
Пряниками их стали называть тогда, когда появились различные пряности.
Первые упоминания о пряниках относятся к 350 году до нашей эры.
Пряники, близкие по форме и содержанию теста современным, впервые были изготовлены в Бельгии в городе Динан, затем такие пряники стали изготавливать в Германии в городе Аахен. Впоследствии традиционные немецкие пряники прямоугольной формы, обсыпанные пряностями, марципанами, орехами и цукатами стали называть ахенскими пряниками.
В XV веке в Европе стали популярны пряники-картинки с религиозными и мифологическими изображениями – Рождение Христа, Мадонна с младенцем, Крещение Христа, Самсон со львом, играющий Орфей и другие.
В дальнейшем на пряниках появились изображения повседневной жизни – свадьба, рождение ребёнка, крестины.
В 1640 году в Польше приобрели популярность торуньские пряники, которые нередко являлись частью приданого польских невест.
А пряники на Руси — это особая песня! В Толковом словаре Даля читаем: «Пряник — лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями». Некоторые исследователи предполагают, что пряники были на Руси частью языческих ритуалов и известны ещё с былинных времён.
Собиратель и знаток русских древностей XIX века Голышев, также отстаивающий эту точку зрения, приводит в пример текст одной их русских сказок: «Устали богатыри есть пряники печатные; запивать их винами заморскими».
О древности пряника говорит обычай, описанный в словаре Владимира Ивановича Даля: «На другой день свадьбы молодые идут на поклон к родителям невесты с пряником».
Именно и только к родителям невесты, но не жениха. Это означает, что свадебная пряничная традиция имеет глубокие исторические корни, уходящие вглубь веков к истокам матриархата, когда именно женщина играла главенствующую роль.
В конце VIII — начале IX века пряники представляли собой равную смесь из ржаной муки и мёда с добавлением ягодного сока, и называли их тогда «медовым хлебом».
Позднее в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья.
На Руси православной пряники пекли обычно к празднику Рождества Христова, украшали забавными фигурками рождественские ёлки, пряниками обменивались в Прощёное воскресенье, ели их и на Пасху, и в поминальные дни, в Егорьев день — 23 апреля, на именины, на свадьбы молодожёнам дарили пряники в виде сердец.
Изготавливались пряники и в виде весёлой азбуки с оттисками букв, по которым любящие родители учили чада грамоте.
Без пряников не обходилась ни одна Ярмарка на Руси. Пекли их по-прежнему в основном из ржаной муки, добавляя в тесто мёд, масло, пряности, пропитывали вином и делали с начинкой из варенья, украшали малиновой, белой, золотой глазурью. На пряниках выдавливались изображения волшебных птиц, мельниц, цветов, рыб, пароходов, солдат, барынь, крестьян…
[224x416]В книге «Пряник, прялка и птица Сирин» Жегалова и Житина сообщается: «1639 года сентября 26, государыня царица шла от Троицы в село Задвиженское, и её, государыню, встречала села Клементьева крестьянка-пряничница Катеринка, и понесла ей, государыне, деланные пряничные рыбы, и государыня велела за те рыбы дать два рубля с полтиною. (Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева — вторая жена Михаила Федоровича, бабка Петра I)».
Во время особых торжеств пряники делались большого и огромного размера и сверху заливались сусальным золотом. Такие пряники подавались к боярскому или царскому столу.
Вообще же существовало три вида старинных русских пряников.
Пряники лепные – «козули», «тетёрки» — самые древние из пряников. Они дошли до наших времён из языческой Руси. В наши дни лепные пряники — большая этнографическая редкость. Их традиционные персонажи — утица, тетёрка с птенцами, конь, олень, коровка, коза — сохранившиеся образы древнерусской языческой мифологии.
Тесто для таких пряников готовится из грубой ржаной муки, соли и воды. Сами пряники лепят руками, как глиняные игрушки. Такие пряники, в сущности, являются одним из видов декоративной скульптуры.
«Тетёры» или «витушки» являются разновидностью лепных пряников, когда из ржаного теста делаются тонкие жгутики, а из жгутиков собираются фигурки зверей, геометрические фигуры, различные орнаменты.
Наиболее известными являются пряники печатные. Для их изготовления нужна пряничная доска — форма для пряников. Именно от мастера, изготовившего эту доску, зависела красота и качество пряника.
В старину этих мастеров изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола тридцатилетних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5см, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник-резчик наносил рисунок.
Ещё пряники бывают вырезные или силуэтные. Например, «архангельские козули».
Такие пряники вырезаются ножом или при помощи металлических форм из раскатанного пласта теста. Первое упоминание о вырезных пряниках относится к 1850 году.
К началу же ХХ века силуэтные пряники благодаря своей красоте достигли заслуженной популярности.
Начиная с XVI века пряники появились почти во всех городах и сёлах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. В XVII — XIX веках пряничное дело становится распространённым народным промыслом, в каждой области выпекали пряники по своим рецептам, секреты которых тщательно скрывались и передавались только от отца к сыну. Мастеров, занимавшихся пряничным делом, называли прянишниками, так, по мнению ученых, и произошла фамилия Прянишников.
Особенно прославились пряничным производством в XVII-XIX веках города Архангельск, Вологда,Москва, Тула, Тверь.
Первое упоминание о тульском прянике обнаружено в писцовой книге 1685 года, где написано:«Кропали портное, делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным рукомеслом, торговали по мелочам орехами, пряниками». В XVII веке в Туле пекли и продавали мятные, медовые и печатные пряники, украшенные различными сложными узорами.
В XVI-XVII веках пряничники относились к ремесленникам и селились по окраинам в ремесленных слободах.
Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. Они выпекали самые лучшие тульские пряники и были известны не только в России, но и за её пределами. В 1887 году Афанасий и Григорий Гречихины на кулинарной выставке во Франции были награждены золотой медалью за двухпудовый пряник.
[224x376]А в начале ХХ века в Туле процветал Торговый Дом «Сериков и К», основанный в 1902 году и выпускавший в числе других сладостей ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные, дынные, пряники «Экстра» в жестяных коробочках.
В 1912 году диплом «Гран-при» на римской выставке получил тульский пряничник Петр Козлов.
В наше время пряники, как и в старину, изготавливаются вручную. По специальной рецептуре мастера-тестомесы приготавливают тесто, из этого теста бисквитчицы формуют пряники теми самыми досками с орнаментами.
При желании домочадцев можно побаловать и пряниками собственного приготовления.
Мёд положить в кастрюльку с толстым дном и залить водой, довести до кипения, снять с огня. Добавить размягчённое масло, яйцо и размешать. Досыпать смешанную с содой муку и замешать, добавив пряности. Тесто не должно быть слишком крутым. Правильно приготовленное тесто напоминает пластилин и хорошо формируется.
Готовое тесто выложить на доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 5-6мм. Разрезать на квадратики, или вырезать ножом зверюшек, кружки стаканом, полумесяцы…