Вспоминаю одну из практик Василия Пантелеевича, идею которой понял только после освоения смысловой зоны сознания.
Или вот говорят: "получение информации", "стирание информации" - вроде бы понятия, которые используются достаточно часто.
Но когда Пантелеич предлагает тебе технику сборки - разборки одного слова - это наглядно (вообще его основная особенность в том, что у него все наглядно и абсолютно просто, просто до такой степени, что плакать хочется - ты каждый день на это смотрел, держал это в руках и не видел, что это все о том же - а Пантелеич тебе это показывает).
Так вот со словом: слово пишется, потом разбирается на буквы, буквы меняются местами, каждая буква разбирается на черточки, черточки на точки - в результате остается чистый лист. Затем - обратный процесс. Пока ты разбираешь эти слова на бумаге, ты осознаешь, что аналогичный процесс во всю идет с мыслями и образами - они разбираются до "чистого листа". Без позы лотоса и волевых подвигов. И никакого обмана - все о-че-вид-но. (П. Мамкин)
Та же самая практика в психонетическом варианте.
Пишете какую-нибудь фразу, значимую для вас. Смысл которой стараетесь понять. Можно сделать коллаж из разных картинок, но его труднее будет разбирать.
В этой фразе есть слова, каждое из которох имеет свое поле значений и существует в языке (русском, например). Язык - это среда развертывания смыслов, а слова и фразы - формы проявления смыслов в этой среде.
Дальше, фразу начинаете разделять на слова. При этом структура "фраза" разрушается на уровне формы, но ее смысл остается - уже как смысл. Если по циклу несколько раз собирать эти слова в исходную фразу и разбирать обратно на независимые слова, то можно пронаблюдать как смысл фразы воплощается в форму этой фразы и отличить его, например от смысла слов.
Далее - слова разбиваются на буквы, и буквы перемешиваются. То же самое - смыслы слов отделяются от формы и форма разрушается (или собирается вновь при сборке слов). При этом можно пронаблюдать очень интересную особенность языка как многоуровневой среды, а именно - увидеть как сочетания букв приводят к появлению слов со своими особыми смыслами. ( На этом моменте сделали акцент хоть и местами дикие, но оригинальные исследователи, разбирающие слова по слогам и интерпретирующие слоги. )
Буквы разбиваются на черточки. Опять то, что было формой разделяется на смысл - качество (каждая буква - это какой-то смысл) и смысл - среду (Это знание, почему из палочек можно собрать только такие вот буквы, а не произвольные значки, имеющие тоже свои смыслы - буквенная не-форма).
Черточки разбиваются на точки. Порождение произвольных геометрических объектов (черточек) из простейших нуль-мерных (одинаковых) элементов. Смысл геометрии и смысл сочетания точек. И здесь же - внеологическая стратегия Точка - Луч - Плоскость - Полусфера - Сфера.
Точки исчезают на листе бумаги. Никаких форм не осталось, все находится в смысловой зоне.
И обратно - в обратной последовательности, развертка...
***
Здесь не хватает перехода от смыслов к субстанциальному слою Значение всего что было - забывается. Но это уже совсем сложно...
***
А вот еще более приближенный к классической психонетике аналог этой практики.
1. Наблюдаете визуальную картинку перед собой.
2. Делаете ее плоской, как фотографию. Т.е. элементы объемной модальности (расстояние и размеры объектов) переходят в смыслы.
3. Уравниваете яркости разных оттенков, стараясь перестать различать яркие и темные цвета как что-то разное. Цветоразличение в таком сокращенном варианте и геометрические формы оставляете. В смыслы переходит светимость (насыщенность).
4. Перестаете различать цвета, стараясь различить формы и границы. В смысл переходит цветность (палитра) как среда. С цветностью можно работать много и отдельно, например, добавляя новые цвета, забывая уже существующие,. отождествляя разные цвета и расщепляя одинаковый цвет на разные.
5. Перестаете различать размеры фигур, оставляя различение формы. В смысл уходит размерность.
6. Перестаете различать границы фигур. Расплывчатое и кривое теперь тождественно прямому.
7. Перестаете различать повторения. Все круги - это один круг. Здесь происходит интересное соединение качеств непрерывных и дискретных (то что все объекты красного цвета - красные - и так понятно. А то что все круги - это один круг, "отраженный в некоторой среде, порождающей множественность" - еще нужно пережить... Например, в таком упражнении.
8. Перестаете различать форму. Все фигуры становятся как бы точками.
9. Вообще перестаете что-либо различать.
И теперь обратно до трехмерной, яркой картинки.
***
Можно и в другой последовательности, конечно. Наш мир собирается из множества просто устроенных сред-смыслов, а в данных практиках мы намеренно отключаем "делание" разных сред. И мир разбирается. А потом - собирается обратно. В классической психонетике базовых сред - всего три. Визуальная, кинестетическая и аудиальная. Но наличие именно этих трех сред - это не свойство мира, а всего лишь - особенность метода. А здесь мы сделали то же самое (движение к более абстрактным слоям сознания и обратно), только по немного другим траекториям, на которых ступенек больше и они меньше....