Очень близко. Подпишусь чуть ли не под каждым словом.
Про себя (чтобы было понятно читателю) - я не отношу себя ни к какому сообществу или течению, не считаю себя представителем какого-либо эгрегора. В принципе. Иногда делаю это условно из соображений социальной адекватности или по функции (я - инструктор психонетики, например). Но я - не часть мира, это тот или иной мир - часть моей жизни.
Но иногда бывают очень близкие позиции и взаимное узнавание.
Далее - цитата из Олега Телемского.
Мой Кроули. моя Телема.
И еще один небольшой поток сознания. Не хочу называть это "статьей" поскольку это скорей исповедь а не проповедь. Для кого то это может что то объяснить, для кого то будет не безынтересно, для кого то - совершенно чуждо и скучно. Во всяком случае, мне приятно лишний раз поговорить о том что для меня ценно и значимо.
Я хочу порассуждать об одном важном для меня вопросе. Почему я Телемит? Что в Телеме, учении созданном Кроули, совпадает со мной до точки тождества и почему этот путь выбрал меня а как я писал одному человеку "я был Телемитом до того как узнал это слово". Поэтому сразу предупреждаю - вполне понимаю что для кого то Кроули и Телема может иметь совсем другие акценты и другие смыслы.
Итак. Телема и Я. Или почему я Телемит. Маленькая исповедь на волне ночных бдений.
Во первых - бесконечное уважение и любовь к женскому но сохранение мужества.
Вы замечали что большинство "духовных школ", "духовных практик" ужасно феминизируют мужчин? Посмотрите на любую Ошо, Рейке или еще какую современную ньюэйдж тусовку. Эмоции, слабость, чувства, растворение. А где сила, мужество, блеск, воля? Почему Анима занимает трон Эго, вместо того чтобы танцевать с Эго как с партнером?
Кроули - пожалуй единственный из духовных учителей кто в теории и на практике оставался тотальным мужчиной одновременно бесконечно поклоняясь женщине и женскому.
Для меня очень важно что первая глава - важнейшего Телемитского Текста - это манифестация Нюит. Небесной богине, открывающую мистерию наслаждения красотой чувственного и мистического экстаза. "Не будь животным, утонччай свое наслаждение" и "Воьмите свою долю любви как хотите, где когда с кем изволите но всегда ради меня". Вот это ради меня - это ключ, это видение в каждой женщине с одной стороны неповторимую и индивидуальную суть танцующую танец любви а с другой - проявление Богини, Шакти, Нюит Чистого сакрального.
Кроули считали самым испорченным человеком на земле потому что он первый, без эвфемизмов стал говорить что секс божественен.
Впервые я понял что я Телемит, когда читал Книгу Лжей и в одном из Гимнов Кроули писал о Нюит, Бабалон, Лайле. Чистое изначальное, плерома, ничто Нюит равно образам блистательной Вавилонской блудницы а архетипическая Бабалон равна вполне реальной Лайле. Бабалон и Нюит - через Лайлу. Ага, все верно – «что вверху то и внизу» только вот почему так немногие способны понять эту простую истину в эротическом гнозисе?
Знаете что меня всегда удивляло? Безусловное отождествление мужского начала с небом а женского с землей. Земное, инстинктивное, природное. Сексуальность без сомнений сбрасывали туда, а вот скажем политическая воля к власти рассматривалась как что то уже более высокое, культурное. Но вот чем отличаются политики в своих интригах, альянсах, скрытых договорах, с политическими играми в стае обезьян, где простейшие действия – вычесывание, дележ едой – это всегда заключение союза против очередного альфы? Разве само наличие этих процессов уже в стае обезьян не доказывает что политическое, властное, это тоже относится к природному, а быть может даже и больше. Потому что по большму счету в природе только счастливцы Бонобо да дельфины получают удовольствие от секса, для остальных особей это не более чем сброс напряжения.
В Телеме – женское значит небесное. Но при этом сам Кроули – выступает как абсолютный мужчина. Воин, альпинист, шахматист. Дисциплина ума и дисциплина тела. Просто ради интереса попробуйте представить что такое восхождение на вершину вроде К2. Далеко ли дойдешь без абсолютной дисциплины и контроля сознания? Увы среди эзотериков 90 процентов этого не понимают (я говорю о своем личном опыте и заметьте уточняю что не «все» но «большинство», «девяносто процентов» потому что любое «все» тоталитарно. Может быть вы – одно из немногих исключений – а может обманываете этим себя).
Еще одна неповторимая черта Кроули. Он – универсал. До него – роль эзотерика, мага, мистика, была жестко детерминирована. Ты маг, оккультист и ничего больше. Кем был Леви, Блаватская, Штайнер кроме «учителей тайного знания»? При желании можно найти исключения – но пожалуй для таких исключений хватит пальцев одной руки – ученый Бруно, политик, картограф и математик Ди и ученый Сведенборг.
Но широта Кроули поражает даже в сравнении с исключениями. Маг, визионер, учитель. Но помимо – поэт, между прочим вошедший в британскую энциклопедию как поэт, художник, альпинист (первым покоривший одну из сложнейших вершин), шахматист (едва не дотянувший до гроссмейстера), человек который был всегда в курсе всех последних новостей науки и наконец – судя по тому изобилию женщин – прекрасный любовник. Я уж не говорю про его скрытую деятельность – очень многие исследователи склоняются что он был агентом английских спецслужб против третьего рейха и не случайно Гитлер арестовал богатого и расово чистого промышленника Карла Гермера только за «сотрудничество с ВРАГОМ рейха Алистером Кроули». Что то там интересное было, а что мы никогда не узнаем.
Вот эта универсальность Кроули – она живая. Это не застывший недостижимый идеал. Это то к чему следует стремиться Телемиту. Поэтому первая клятва которую приносит Телемит принимая Телему как путь «Никогда не прекращать совершенствоваться в познании и понимании». И под познанием имеется в виду как познание внутренней бесконечности с помощью духовной практики так и познание внешней бесконечности с помощью творческой активности и разума. Ну я уж не говорю о двусмысленном библейском звучании слова «познание» )
Здесь – принциипальное отличие Телемы от всех доктрин.
Я запомнил слова одного очень уважаемого мной человека, рассказывающего о библиотеке одного из главных рериховцев – «ужас, там только Рерихи». В библиотеке главных телемитов можно найти исторические, художественные, поэтические, философские и даже политические книги не имеющие отношения к Телеме. Ибо нет ничего более далекого от Телемы чем идея «что я читаю только Кроули и все». Кроули ненавидел сужение и боялся появления таких последователей едва ли не больше чем критики врагов.
Еще одна важнейшая черта Телемы. Отсутствие аксиом. Ну кроме одной – принятие Книги закона как откровения нового эона. Но это не догма а видовой признак – я телемит потому что принимаю Книгу закона. Но каждый может понимать под этим принятием что то свое, кроме того – я знаю множество Телемитов (и я к ним отношусь) убежденных что новый Эон проявился не через одну Книгу закона а через целый ряд ключевых высших текстов. То есть дверь не закрыта, система остается открытой для интеграций. Во всем же остальном – абсолютный агностицизм.
Невозможно представить себе сомневающегося мистика. Теперь возможно – Кроули. Он и пишет что неважно скажем существуют ли духи и боги «объективно» или они только «продукты психики». Важно что практики действуют а уж как называть то что приходит – богами или архетипами – тут уж вопрос уместности дискурса.
Это важно. Очень важно. Отказ от притязания на окончательное знание. Сохранение открытой, живой системы. По большому счету неважно объективно отдельны они или нет. Важно то что прееживание опыта божества – одно из самых прекрасных переживаний. А достичь этого переживания – можно обратившись к вполне конкретным, логичным, последовательным практикам Кроули.
Вот да – тоже важный момент. Много существует разного рода откровений. А вот нормальный метод со своими символами, жестами, действиями – у Кроули. И если вы делаете определенную практику с должным включением – вы получите результат. Но практика не сводится к практике ритуала или йогической асане. Вся жизнь в телемитском контексте – практика. Одна из важнейших телемитских клятв «рассматривать каждое событие моей жизни как акт взаимодействия между богом и моей душой». Это закон синхронистичности, всесвязность, единство, унус мундус.
Только когда это переведено из философского размышления в пространство клятвы и конкретной, весьма личной практики – это обретает совсем иные краски. Правда оговорюсь что эти слова слишком легко понять неправильно потому что под словом «бог» зачастую разные люди понимают совершенно разное а часто и противоположное.
Еще один принципиальный момент. Страстное объединение противоположностей. Есть свет – нужна тьма, есть тьма – нужен свет. Всегда уровновешивать разные архетипы. Принцип Кроули – это «не-исключение», всего «И-И», всегда синтез, интеграция. Но интеграция – СТРАСТНАЯ. То есть не безлично рабское «что воля что неволя – все одно», эдакий нирванический уход, но напряженное и обостренно интесивное прочувствование противоположностей и их слияние в единство в сознании. В общем «страстное объединение противоположностей» Кроули это то же самое что «Трансцендентная функция» Юнга если от этого станет понятнее )
Отдельно хочется выделить эстетизм. Живопись, поэзия, восщищение поэзией Суинберна, использование классической поэзии в ритуалах. И слова – «Подлинный художник выше мага». Для меня это пожалуй ключевая фраза подтверждающая глубину видения Кроули. Потому что большинство «духовных» смотрят на искусство свысока, мол душевное это все. Невдомек им, что они остаются гробами подпаленными. А для Кроули искусство – это основа, ось.
В общем, Телема – действительно глубоко индивидуальна. И самое главное – Кроули искал не рабов, не слуг и даже не учеников. Кроули искал собеседников. С которыми был рад поделиться своими разработками, стихами, видениями, и хотел чтобы те кто придут в его пространство сами привносили и обогащали дискурс. Поэтому Кроули оказался так востребован в шестидесятые. Или, быть может его магия и его идеи изначально подготовили почву? Последнее – только моя вера. Но некоторые совпадения позволяют мне ей не пренебрегать.