Читаю "Логику смыслов" Андрея Вадимовича Смирнова - известного философа-арабиста, который перевел например "Геммы мудрости" Ибн Араби.
Только начал читать, но уже нашел интересную идею, соответствующую моему пониманию. Он утверждает, что исследование какой-либо незнакомой культуры привычными инструментами может быть совсем неэффективным, и даже то, что инструменты для нее нужно брать совсем другие (обычно - из исследуемой культуры, а не из той, откуда "родом" исследоваатель) - даже это очень трудно осознать.
Полностью согласен. В тетраде субъект - смысл- среда - форма (см. несколько постов назад) для разных субъектов все остальное тоже будет сильно отличаться. Т.е. разделчяемая и согласованная реальность существует только для одного субъекта (часто группового). А согласование реальностей нескольких субъектов - то же самое, что создание одного нового, группового. При этом исходные субъекты как правило никуда не деваются.
Это имеет весьма конкретное применение. Например, до тех пор пока кто-то считает что он - личность в современном общепринятом смысле этого слова, он будет проявлением ( винтиком) мира, который называется "личность" , который весьма целостен и живет на множестве тел и душ вроде бы разных и вроде бы свободных людей. Имеет смысл видеть себя как очень много кто.... От ситуационной роли до человечества и Творца.