Продолжу...
Вчера читал лекции С.А. Дацюка по психоконструированию. Там, среди прочих мудрых мыслей, было сказано такое: "серьезное изменение психических структур должно производиться с учетом всей психики, иначе это опасно всевозможными эксцессами". Конечно я согласен, но мысль глубже чем кажется.
Допустим человек взялся менять свою психику. Зачем? Какие у него предельные задачи? Нельзя определять психику не зная ответов на эти вопросы.
Вот возможные варианты (2 первых уровня).
1. Человек ставит своей задачей довольно пассивеное соответствие нормам или ожиданиям каких-то других людей или сообществ. Адаптация к тому что в его описании мира сильнее или более значимо. Т.е. ему сказали "меняйся, ты нас не устраиваешь" и он послушался. Такой человек мне не интересен, не буду о нем здесь писать.
2. Человек самостоятельно ставит локальные задачи. Например, "избавиться от депрессии", "наладить отношения с близкими", "быть готовым к переезду в другую страну" и.т.п. Это все может быть решено огромным количеством психотехник, но важно и другое. А именно - что в пределе, ради чего человек живет, осознает, творит. В зависимости от ответа на этот вопрос психика определяется совершенно по-разному, а поэтому методы, их эффективность и безопасность определяется тоже по-разному.
Добиться большей ясности сознания на работе, ясность сознания как фоновое достижение, ясность перед боем, на тренинге или при встрече с Мастером или ясность сознания за пределами жизни - это разные задачи из разных контекстов. Поэтому применяя психотехнику нужно осознавать в каком контексте она будет действовать (т.е. в каком объеме-масштабе-направлении психики она применяется).
Следующие уровни (на вскидку - не обязательно такие - об этом дальше).
3. Человек намерен найти учителя (попасть в Школу) чтобы серьезно измениться. Или хочет решить какую-то большую и очень значимую для него проблему.
4. Человек намерен научиться жить максимально гармонично в сответствии со своим Предназначением (или Конфигурацией). Т.е. узнать, зачем он пришел в жизнь и прожить жизнь в соответствии с этим.
5. Человек намерен изменить или создать себе новое Предназначение.
(Действия с Жизнью-Миром как объектом из-за его пределов).
6. Человек намерен действовать в больших масштабах за пределами жизни и мира. Например, войти в Царство Божие...
Понятно, что человек, решающий задачи в начале в этой последовательности, не может толком понять сути того, чем занимается человек, решающий задачи более сложные. И часто - не может понять, что он этого не понимает. Разве кто более-менее убедительно объяснит... Я вот стараюсь.
Поэтому, в частности, практик, изучающий влияние биохимии на состояния сознания - не наркоман, занимающийся конструированием сообществ ранее неизвестных - не маргинал, собирающий многополюсную сетевую идентичность - не шизофреник, а Темная Ночь Души - это не депрессия. А серьезный практик - не всегда известен широким массам в таком качестве. И нормы (и нормировки) для психики очень разные бывают.
Что касается обмана и самообмана - он имеет место в основном в тех сообществах, где образ "просветленного гуру" используется для манипуляции учениками, не обладающими достаточной степени различения. Там существует разрыв между ожиданиями, демонстрациями на публику и оценкой своих способностей. 1, 2 и начало 3-й стадии по этой шкале.
А в более-менее серьезных сообществах каждый работает под свою ответственность... Как умеет - он один такой. И никто извне почти ничего сказать не может :)
Вот на этой оптимистичной ноте я перехожу к эволюции...