К вопросу о четкости.
11-04-2016 12:57
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
К вопросу о четкости.
(из материалов курса "Равновесие - Воля " весна - осень 2015)
Мы создаем события, события создают нас…
(из беседы с О.Г. Бахтияровым на Вилейке 2015)
При работе в рамках серьезных систем саморегуяции и управления сознанием, могут возникать помехи.
На уровне тела и тонуса это, например, усталость, напряжение в разных его частях и.т.д. Для этого мы знаем, что с ними делать - применяем практики релаксации, вроде растворения в природных стихиях и спонтанного танца или "вертушки". Это было на 1-2 сессии.
Если бы мы работали с эмоциями и с психикой в контексте психотерапии, то соответствующие помехи были бы другого качества – например, гнев, обида, недоверие, разочарование друг в друге и в инструкторе.
Поэтому психотерапевтов специально учат своей, особой рабочей позиции. И у них есть, например, супервизия – когда психотерапевт сам становится в роли своего клиента и рассказывает о проблеме клиента как о своей собственной другому психотерапевту. Мы психотерапией и личными проблемами не занимаемся, мы работаем в другом описании мира. Хотя некоторое знание практической психологии очень желательно.
Если группа (разведывательная) работает, например, с секретной информацией, то здесь нужна своя особая дисциплина. Явки, шифры, пароли, определение круга доступа для каждого участника, инструктаж на случай провала, иерархия ответственности и.т.п.
Мы работаем сейчас со смысловым уровнем сознания (ну, если совсем честно – в основном с близкими к смыслам тонкими формами) и с организацией событий. Поэтому помехи здесь могут возникнуть уже другие – тонкие, незаметные, которые вообще не осознаются как помехи. И поэтому требуется несколько бОльшая виртуозность и внимательность, чем при занятиях, например, йогой и оздоровительными практиками.
И именно наличие такой культуры работы с тонкими реалиями и определяет ту глубину, на которую мы можем что-то создавать или продвигаться.
При замечательном личном отношении друг к другу в группе, наличия хорошего тонуса, свободного времени, денег и желания заниматься группа может остановиться в практике или деградировать, если ей не хватит внимательности к тонким и неявным реалиям.
Потому что мир воздействует на нас не менее изощренно чем мы на него, и если мы ему говорим что-то важное но тихо, то должны уметь слышать на том же пороге чувствительности, а лучше – еще лучше. Говоря простыми словами, сачком для ловли бабочек мошку не поймаешь…
Пример возможных помех при работе со смыслами и событиями: забывание обещанных дел и встреч, потеря важных предметов документов, опечатки, неожиданные изменения расписания транспорта, приезд родственников во время практики, “глюки” с компьютером и интернетом, ссоры, начинающиеся по пустяковому поводу и.т.д.
Если практики делаются без устойчивой рабочей позиции и при этом на высокой энергии и с тонкими реалиями, то возможны болезни, аварии, драки, проблемы с властями, психозы и.т.д. Но у нас, к счастью, не практикуется “энергетическая накачка”, а уровень энергии определяется тонкостью рабочей позиции – поэтому наш подход достаточно безопасен.
Инструментами по работе с помехами служат самонаблюдение, дневники и отчеты инструктору. По отчету инструктор понимает то, что происходит с каждым из практикующих и с группой в целом на ранних стадиях зарождения события, когда его смысл уже можно знать, а само событие еще не произошло. И тогда он может с учетом этого знания изменить программу занятий так чтобы группа успешно работала дальше. Текст отчета выступает как бы эйдограммой положения дел практикующего (в том числе и вероятных событий, которые с ним могут случиться).
Отчеты.
Отчеты в нашем курсе пишутся раз в неделю ОБЯЗАТЕЛЬНО. Или чаще, если в процессе практики возникают значимые переживания. Особенно важно писать отчеты, когда их очень не хочется писать. Это минимальное самопринуждение, нужное для продолжения практики и оно окупается с лихвой возрастание уровня свободы и новыми возможностями.
Можно писать, что “Я ничего не делал всю неделю, и подумываю забросить практику. И инструктор мне кажется человеком с большим эго, который за счет меня реализует свои комплексы ”. Или “Я понял, что вся моя жизнь прошла зря и что наконец-то я встретил настоящего мастера или даже святого”. Или “у меня после каждой сессии возникают эротические сны в которых присутствует инструктор и другие участники группы”. Или “все хорошо” и это весь отчет.
Все это – правильные отчеты. В отчетах пишется все, что хочется (или не хочется) написать по проделанной практике за неделю. В идеале – что делал и что интересного получилось из этого или не получилось, а также – впечатление об упражнении и его последствиях, результатах.
Иногда отчеты не хочется писать из самых разных соображений – неудобно перед инструктором за свое неумение или раздолбайство, непонятно что писать, просто забывается о необходимости отчетов, присутствует негатив какой-то на душе . У меня лично часто ручка терялась, а пока я ее искал – пропадало желание
Так вот, отчеты писать нужно обязательно, по содержанию - в меру ваших сил и понимания. Это – часть практики, не менее важная, чем упражнения. С опытом приходит знание о том, что именно писать и когда именно, и это занятие перестает требовать так много усилий.
Умение писать отчеты – это один из самых важных навыков, которому я научился у своего инструктора С.Б.
По мере углубления практики, отчетов нужно становится писать все меньше и их заменяют дневники. Дневники – это отчеты самому себе. Ведение дневников я от вас не требую, потому что вести их бывает труднее, чем писать отчеты и они относятся к более “продвинутому” уровню практики.
При регулярных очных (не дистанционных) занятиях отчеты обычно не требуют, т.к. инструктор “вживую” видит и общается с группой. Лично я считаю, что и при очных занятия отчеты полезны как практика самонаблюдения и самодисциплины. Один раз поставленный, этот навык позволяет дальше эффективно заниматься самостоятельно.
Об инструкторе и отношениях с ним.
Может быть, некоторые инструктора стремятся удержать группу вокруг себя ради какой-то выгоды, тем самым усиливая зависимость от себя… Такое практикуется не только “корыстными” или “глупыми” ведущими, но и вполне квалифицированными, например, в разных традициях гуру-йоги. Там Мастер является как бы “идеальным образом” для ученика и обучение построено на совсем других принципах, чем у нас.
У нас инструктор – такой же человек, как и любой участник группы, ничем не более совершенный по сути, только взявший на себя ответственность за обучение методам и навыкам, необходимым участникам группы и группе как целому.
Причем именно за обучение методам и навыкам, а не решение проблем (как в психотерапии), поддержание хорошего настроения, тонуса и здjровья (как во многих оздоровительных группах), и уж тем более – за обучение как жить и зачем… При этом многие из поставленных вопросов (решение проблем, тонус, здоровье, понимание жизни и своего пути) могут решаться предложенными методами – но результат вы уже сами для себя получаете.
Наиболее перспективный вариант для нас – стать группой, в которой все участники учатся друг у друга тому что умеют (а умеем мы очень много) на равных. Поэтому тоже нужны отчеты и обсуждения после практик – через них мы сверяемся в своем опыте и учимся друг у друга.
У нас каждый участник группы решает, вообще говоря, свои задачи “по жизни”. Но, тем не менее, правильно организованная группа часто позволяет это делать намного эффективнее, чем по-одиночке. Инструктор проводит занятия и дает рекомендации. При этом и то и другое вовсе не обязательно и может быть изменено, с инструктором можно спорить, “гнуть свою линию” и.т.д ПРИ ДОЛЖНОМ УРОВНЕ ЯСНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Хорошим критерием ясности и ответственности является устойчивая коммуникация. Т.е. если инструктор предлагает, например, за два дня до сессии сообщить о готовности – то это лучше сделать. Это – часть практики. Можно, например, написать “я не знаю буду ли я участвовать послезавтра, и вообще я не в духе” – но необходимо сохранить коммуникацию.
Часто люди считают какие-то вещи очевидными для всех, а что-то делают и не делают как проявление личных чувств и намерений. Например, можно решить, что “я здесь ничего не решаю” или “инструктор совсем достал” и не ответить (а то и не осознать, почему не ответил). Рекомендую осознавать свои мотивы и действия, это практически всегда очень полезно. В случае нежелания выполнять рекомендацию – сообщить об этом.
В качестве примера из нашего опыта – группа вполне себе искренне обсуждала на какие дни перенести “случайно” сорвавшуюся сессию почти без ведома инструктора ;) Обычно мне не сложно провести занятие в другой день – у меня весьма гибкий график, когда я не в отъезде.
Дело в том, что на следующей сессии предлагалось (предлагается) освоить практику по организации событий. А одной из ее важных частей является организация события либо в четко определенное время, либо спонтанно, и умение различать эти два случая… Требовалась предварительная способность догадаться, что если сессия почему-то переносится – то это важный фактор для осознания. Поскольку ее не было (а мы учимся – и это нормально и даже прекрасно ;) я принял во внимание сложившуюся ситуацию и решил написать этот текст, надеюсь, весьма полезный всем нам.
Время от времени будут возникать случайности, сложные ситуации, расхождения в планах или даже в ценностях, какие-то непонимания. Это – нормально и даже прекрасно, это – свидетельства реального продвижения. В группе, в которой такого не происходит никогда, с большой вероятностью происходит неосознанная деградация ее участников.
Бывает неосознанная “детская” реакция – инструктор сказал что-то важное, а курсант (тот кто учится в группе) подумал, что “он виноват в чем-то, нужно быть хорошим” и пообщал исправиться. Вместо того, чтобы выполнить рекомендации. Это известный и часто полезный способ “отмазаться” в обществе, но в нашем случае – смотрите и осознавайте, что делаете ;)
Еще бывают проблемы со связью – тогда (например если интернет “упал” ) пишите СМСку мне или Ивану или звоните.
***
Инструктор может (а в случае меня – это точно так) чего-то не уметь, что умеют многие участники группы. Он тоже учится, и это тоже нужно осознавать.
Например, у меня нет своих детей (а поэтому и опыта родительства) и в этом вопросе я могу не осознавать какие-то очевидные для почти всех мотивы и ценности. Кроме того, у меня двое родителей (им под 80 лет и, надеюсь, это не предел) за состояние которых я принимаю ответственность и трачу на это много ресурсов.
У любого практика есть своя индивидуальная специфика – на нее не стоит реагировать самым очевидным способом (обычно это не правильный способ к ней относиться) но стоит стремиться ее осознавать. Вообще, стоит задумываться о жизни и собственных задачах других участников группы, и делать это опять же избегая оценок и стереотипов…
Понимание всех таких (и других) моментов приходит в процессе практики и с жизненным опытом. И в этом смысле мы все как группа дополняем друг друга и делаем одно дело. У меня созревают и другие курсы, под другие задачи – в них тоже можно будет принять участие.
Как-то так.
Да, всем огромное спасибо и так держать!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote