


Здесь табакерки из музея Виктории и Альберта, самые роскошные из них- из коллекции Розалинды и Артура Гилбертов, подаренной ими музею. Стоимость этих табакерок трудно себе представить- просто фарфоровая табакерка 18 века с миниатюрной росписью предлагается на антикварном сайте за 53 тысячи евро. А тут целые произведения искусства.
Нюхательный табак (snuff) – это табак, перетертый в тонкую пыль с добавлением ароматизаторов.
Первые упоминания снаффа встречаются в американской литературе в связи с индейцами, которые нюхали табак. Первым описал употребление снаффа монах по имени Рэймон Пейн в 1493 году, когда Колумб повторно посетил Америку.
С ним и весь мир (а в первую очередь Испания) открыл для себя табак. К тому же ученые того времени подчеркивали пользу табака: считалось, что с его помощью можно было лечить язву и множество других заболеваний. Наконец, разведение табака оказалось необычайно прибыльным делом: только одно растение дает до миллиона семян. Экономические соображения оказались превыше всего: лучше не запрещать выращивание табака, а обложить его налогом. .
Угощение табаком
Courtier bowing to lady with tobacco grater for making snuff.
Придворный кланяется даме с теркой для табака за изготовление нюхательного табака
Табакокурение получило столь широкое распространение в Испании, что даже духовенство стало вкладывать средства в табачное производство. С историей табака тесно связано имя Жана Нико. Родился он во Франции в семье бедного нотариуса. Школьные свои годы провел в родном городе, а затем перебрался в Тулузу, где занялся историей и литературой.
В 1558 году королева Екатерина Медичи послала Нико в Италию со специальной миссией. С поручением он справился замечательно, после чего был назначен на важный пост в Лиссабоне.
Этот период жизни Жана Нико определил все его будущее. Неуемное любопытство исследователя и ученого стали причиной его наблюдений за флорой в садах при лиссабонском дворце, где он стал проводить много времени. В одном из таких садов Нико и нашел растущий там табак, а тамошний директор подарил ему табачные семена. Вернувшись во Францию, Нико сам стал заниматься выращиванием табака и проводить разнообразные эксперименты с ним, уже будучи известным в литературе и науке человеком.
Прекрасно зная потребности своего времени, а также об использовании индейцами сырого табака в лечебных целях, он решил, что это его шанс стать знаменитым и богатым.
Одного из своих знакомых, молодого человека, страдавшего болезнями носа, Нико излечил компрессами из измельченных свежих листьев табака. Затем он успешно вылечил женщину с дефектами кожи лица, а господина благородных кровей избавил от абсцесса на щеке прикладыванием свежих табачных листьев.
Сформированное подобными случаями общественное мнение укрепило Нико в его уверенности в лечебном действии табака. Путь к известности был для него открыт. Пришедшая к власти во Франции после преждевременной смерти своего сына Екатерина Медичи страдала мигренями. Она обратилась за помощью к Нико, и тот порекомендовал ей растертые в порошок листья табака в качестве лечебного средства. По его предписанию она должна была брать порошок пальцами и закладыва его в нос, а «происходившие от сего насморк и чихание» должны были освободить голову королевы «от плохого». Королеве подобное лечение помогло, табак ей «пришелся по вкусу», и вот уже весь королевский двор принялся усердно нюхать табак вне зависимости от каких-либо недомоганий.
Екатерина Медичи оказала Нико огромную поддержку в его начинаниях, и вскоре табак стали выращивать во всех королевских садах, а потом и в других. Когда табак уже распространился во Франции, он постепенно стал завоевывать и Европу.
Имя Нико вошло в историю. Но незадолго до него монах ордена францисканцев Андре Теве уже выращивал в своем монастыре табак, привезенный из Бразилии. Он описал растение, не проявив, однако, никакого интереса к химическим и медицинским свойствам табака. А по имени Жана Нико был назван никотин.
Fairholt, F. W. (Frederick William)18 век
Fairholt, F. W. (Frederick William). Snuff
Fairholt, F. W. (Frederick William)Les Fumeurs et les Priseurs
Fairholt, F. W. (Frederick William)
Fairholt, F. W. (Frederick William)
Snuff and Twopenny
Угощение табакомСуществует два вида снаффа:
Европейский (сухой) — это аналог нюхательного табака; он может быть как оригинальным, так и с добавками камфоры, ментола, эвкалипта, ванили, вишни и пр.
Американский — гораздо крепче европейского. Он предназначен для орального использования, то есть определенная порция насыпанного в банку табака закладывается в рот, в основном, под нижнюю губу.
Есть два основных вида американского снаффа — со сладким или соленым вкусом. Изначально американский снафф был очень популярен в южных штатах США среди ковбоев и сельского населения.
В наше время наибольшим спросом пользуется американский влажный снафф. Он производится из темных видов табаков высушенных с использованием огневой сушки. После этого табачная масса измельчается, в нее добавляется сахар, затем масса подвергается процессу искусственного старения.
Основное действующее вещество снаффа — никотин, при вынюхивании дорожки снаффа доза никотина, поступающая в организм, гораздо выше чем от выкуренной сигареты, так как при выкуривании большая часть никотина сгорает. Слизистая оболочка носа всасывает никотин намного сильнее чем лёгкие. Исходя из этого воздействие снаффа гораздо мощнее; соответственно, принятие двух-трёх крупных дорожек снаффа в день равносильно выкуриванию пачки крепких сигарет.
Снафф можно употреблять разными методами. Самый распространенный — через скрученую купюру, можно также использовать трубку от разобранной ручки. При вынюхивании больших дорожек снаффа возникает головокружение и расслабление в мышцах конечностей. При вынюхивании после употребления спиртных напитков — эффект от снаффа усиливается.
Но табак такой надо было где-то хранить и постепенно возникла целая индустрия изготовления всяческих табакерок.
Табакерка-часы

London. 1766-1772. Cox, James.
Золото, моховой агат, фацетированное стекло, часовой механизм, эмалированный циферблат. Коллекция Розалинды и Артура Гилберта, предоставленная Музею Виктории и Альберта, Лондон.

London.1800. Strachan, Alexander James Mesure, Anthony
Золото, эмалированное гильоширование, и жемчуг. Коллекция Розалинды и Артура Гилберта, предоставленная Музею Виктории и Альберта, Лондон
Бриллианты

Женева. 1800. Sene and Detalla
Золото, гравировка, выточенная эмаль и отделка алмазами.
Искусственная кожа с золотым тиснением и бархатной подкладкой. [коробка]
Коллекция Розалинды и Артура Гилберта, предоставленная Музею Виктории и Альберта, Лондон.


Англия.1750
Перламутр, золото, бриллианты и рубины
Коллекция Розалинды и Артура Гилбертов, предоставленная Музеем Виктории и Альберта, Лондон



Берлин. 1775-1780
Резной кровавик, золото, изумруды и бриллианты в оправе; некоторые изделия цветные, некоторые с фольгированной основой, а также гранёное стекло.
Коллекция Розалинды и Артура Гилберта, предоставленная Музею Виктории и Альберта, Лондон.

Перламутр, чеканка золото, бриллианты, рубины, изумруды, сапфир, шпинель, аметист, бирюза, стекло и фольга

Табакерки Фридриха II, Великого, Пруссия, отличающиеся размерами и щедрой отделкой. Фредерик был большим поклонником искусства. У него была страсть к золотым табакеркам. Одна из них даже спасла ему жизнь -отклонила пулю во время битвы при Кунерсдорфе в 1759 году





Перламутр, чеканное золото, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, шпинель, аметист, бирюза, драгоценные камни, стекло и фольга [табакерка]
Кожа, обработанная под шагрень, подкладка из шелка. [футляр]

Берлин ок. 1755
Резной хризопраз, чеканка, пронзил и гравированные золотые, набор hardstones и алмазами с поддержкой фольги




Хризопраз является особым любимцем Фредерика. Раньше его добывали в Силезии, которая тогда была частью Пруссии, но он вышел из употребления после того, как силезские месторождения были исчерпаны.

Берлин. Дата: ca. ок. 1765. Резной агат, чеканка и инкрустация золотом, а также оправа из драгоценных камней и бриллиантов на фольгированной основе.





По окружности ободка читается:
"Мной владел Фридрих Великий. Фридрих Вильгельм III передал меня своему сыну Альберту как неотъемлемую собственност семьи"

Берлин. Сделано в Санкт-Петербурге, 1768, изготовитель неизвестен.
Чеканное золото с бриллиантами, инкрустированными в серебряную оправу, четыре с розовой фольгой на подложке.




Золото с чеканкой, инкрустированные бриллиантами

1837


Изготовитель Чарль Колинз
Чеканка и гравировка по золоту с бриллиантами, кожаный футляр
Век спустя после открытия Америки табак уже выращивали в Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и Англии. Благодаря расширению торговых связей, табак проник в Сибирь и другие регионы Азии. В конце XVI века английский аристократ, заядлый курильщик, моряк и поэт, сэр Вальтер Рейли создал несколько табачных плантаций, в том числе на американских территориях; одну из них он назвал Вирджинией, что впоследствии дало название одному из самых распространенных сортов табака.
Одной из причин столь молниеносного распространения заморской привычки стало глубокое убеждение тогдашних просвещенных умов в целебных свойствах табака.
В 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес опубликовал труд о целебных растениях Нового Света. В нем ученый отмечал, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней. При французском дворе его использовали в качестве средства от зубных болей, ломоты в костях и желудочных расстройств.
1624 год.
Первый акт борьбы с нюхательным табаком.
Папа Урбан Восьмой пригрозил любителям нюхательного табака отлучением от церкви: по его мнению, экстаз, испытываемый при нюханье табака, был слишком близок к сексуальному.
Курение быстро становится привилегией богатых и знатных людей. Маркиза де Помпадур, любовница Луи XV, была страстным курильщиком и имела больше чем триста трубок.
К концу XVII века в Европе активизировалось анти-табачное движение, особенно активно поклонников табака критиковала церковь, а ученые начали исследовать последствия курения для здоровья. Так, например, придворный медик Людовика XIV, врач Фагон, назвал курение ящиком Пандоры, который таит в себе неизвестные болезни. На это король отвечал, что он не может запретить курение, так как в этом случае государство потеряет значительные доходы, которое оно получает от табачной монополии. Любая попытка европейских монархов того времени ограничить ввоз или культивирование табака приводила к расцвету контрабанды.
ЭМАЛЬ

Бирмингем. Вест Мидланд.1765-1775 . Изготовитель неизвестен

Эмалированная и позолоченная с алмазами огранки "роза
Париж. 1775-1776. Блерзи, Жозеф-Этьен

Бретон, Жан-Франсуа
Золотол, гравировка, драгоценные камни и эмаль

Дата: 1809-1819. Ricart, L.F.A. 1809-1819

Подарочная табакерка Наполеона. Париж. 1797-1809. Изготовитель: Блерзи, Этьен-Люсьен
Наполеон короновался императором в 1804 году. Он понимал политическую ценность пышного двора. Дарить табакерку в знак благосклонности стало для него таким же естественным, как и для французских королей. Нито создал множество королевских драгоценностей для коронации Наполеона и Жозефины.

Золотая табакерка.
Барбот, Пол (изготовитель шкатулок)
Мозер, Джордж Майкл (чеканщик)
Материалы и техники: разноцветное золото, чеканка

Золотая с эмалью- сцены из "Дон Кихота" Мигеля де Сервантеса, были популярным источником вдохновения на протяжении 18 века.

Табакерка, часы. Лондон
Дата изготовления: около 1760 г.
Художник/Изготовитель: Мозер, Джордж Майкл (вероятно, художник по эмали)
де Сен-Лё, Даниэль (часовщик)


Вена.Дата: ок. 1760 г. [табакерка] Художник/Изготовитель: Шиндлер, Филипп Эрнст (II) Материалы и техники: Золото, эмаль [табакерка] Кожа, обтянутая бархатом. [футляр]
Вена (город) (вероятно, картина)
Дрезден (город) (возможно, картина)
Дата: 1757
Художник/Изготовитель: Шейдль, Йордан
Бедуччи, Карло (художник)

Карты на этом поле показывали основные районы конфликта на второй год Семилетней войны (1756-63). Табакерки из белой эмали и меди были дешевы в производстве и конкурировали с более дорогими фарфоровыми шкатулками.




Лондон. Блуа (изготовлено)
Дата: ок. 1740 г. и ок. 1650 г.
Художник/Мастер: Неизвестно
Материалы и техники: Чеканка и эмалировка по золоту, расписная эмаль





Мейсен. Дрезден. Дата: ок. 1750 г.
Художник/Мастер: Неизвестно
Материалы и техники: Фарфор с золотой оправой и эмалью
Коллекция Розалинды и Артура Гилберта, предоставленная Музею Виктории и Альберта, Лондон

Париж. 1767-68
Изготовитель: Обер, Анж-Жозеф
Художник семьи ван Бларенберге

Золото, эмаль


В середине 18 века, Давид Тенирс Младший (1610-1690) был особенно популярен среди аристократии и широко воспроизводился. Увлечение жанровыми сценами Tenier's, также были модным в 19-ом веке.

Лондон. 1715.
Рельефная золотая и эмалевая плаке.

Санкт-Петербург. Дата: 1762–1766 гг. [табакерка]
Мастер: Адор, Жан-Пьер. Золото, эмаль [табакерка]
Кожа с золотым тиснением и шелковой подкладкой. [футляр]



Слоновая кость

Великобритания
Дата: ок. 1780
Косуэй, Ричард (РА) (художник)
Слоновая кость, акварель

Лондон. Дата: ок. 1775 г. [табакерка]
Художник/Изготовитель: Пикхейвер, Джон Косуэй, Ричард (художник)
В России наряду с курительным табаком широкое хождение получил и нюхательный табак. В екатерининскую эпоху, да и много позднее, многие петербуржцы отдавали предпочтение привозному нюхательному табаку: «гишпанскому», французскому или немецкому. В Эрмитаже хранится роскошная коллекция драгоценных табакерок, ее я обязательно покажу
Вплоть до 1810-х годов курительный табак уступал по степени популярности нюхательному.
Деревянные и из камня

ок. 1720. Резной самшит
Считалось, что ботинок приносит счастье в семейной жизни, такие табакерки часто делались для подарков.

Табакерка. Англия. Дата изготовления: 1850–1860 гг.
Художник/Изготовитель: Неизвестно
Орех, резьба и тонировка, инкрустация латунью и стеклом

Табакерка, изготовитель неизвестен, 1860-1870

1800-1900

ca.1820-1860

Табакерка- золото и мозаика из камня
Дрезден. Дата: ca. ок. 1780
Резной лазурит и мрамор, матовое золото и глазурованная миниатюра.


1809-190?
золото, черепаха и микромозаика