Малоизвестные факты о Сергее Александровиче Есенине.
фото 1925 год.
Его называли стихотворной душой России и певцом человеческой юности. Современники считали Есенина самоуверенным зазнайкой, не лишённым детской наивности.
А мэтры стихотворного жанра называли «рязанским Лелем».
Жизнь щеголеватого красавца была полной невероятных приключений, красивых женщин и кутежа. Да, она была короткой, однако в качестве поэта Сергей Есенин состоялся в полной мере.
Десятки любовниц, сотни стихотворений и поэм, маленький рост и алкогольная зависимость. Сегодня самому знаменитому хулигану серебряного века Сергею Есенину исполнилось 130 лет.
О плодотворном гуляке слагали мифы и легенды даже при жизни. А уж после ухода байки стали плодиться с невероятной скоростью!
Про детство.
Утром 3 октября, осеннего ветреного дня, в 1895 году родился Сергей.
Образ поэта с крестьянским происхождением культивировался Есениным настойчиво и целенаправленно. Однако происхождение это по мере необходимости варьировалось от мальчика из простой крестьянской семьи до внука богатого старообрядца. Правда, как это часто бывает, находится посередине: семья Есениных была среднего достатка, и старообрядцев в ней не было.
Родители Сергея Есенина – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна.
Мать Есенина - Татьяна Фёдоровна Есенина (1875–1955) родилась 20 января в семье Федора Андреевича и Натальи Евтихеевы Титовых, в зажиточной семье. Федор Андреевич имел собственные баржи, успешно занимался промыслом.
Отец очень любил свою единственную дочь, но самостоятельно, не спрашивая у нее совета, просватал за скромного односельчанина Александра Никитича Есенина, который жил вообще-то и работал в Москве старшим приказчиком в мясной лавке. В 1891 году Есенин (18 лет) женился на 17-летней Татьяне Федоровне Титовой. После свадьбы молодой супруг вернулся работать в Москву, оставив жену в доме своей деспотичной и суровой матери.
Отношения с суровой и жесткой свекровью не сложились с первых дней. Девушка в прямом смысле превратилась в прислугу для родителей мужа. И со слезами вспоминала благодатную жизнь со своими родителями.
При этом, как и до женитьбы Александр Никитич высылал свое жалованье своей матери.
В 1894 году родился первенец Пётр, но умер в том же году. 21 сентября (3 октября) 1895 года у них родился сын Сергей Александрович Есенин. И после рождения Сергея отец продолжал жить в Москве и присылать деньги своей матери. Родившиеся после Сергея две сестры, Ольга и Анна, умерли в младенческом возрасте. Смерть дочерей, постоянные разборки со свекровью, редкие приезды мужа привели к крупной ссоре. И Татьяна уходит из дома с трехлетним Сергеем, несколько лет Есенины живут раздельно.
Вскоре после ухода от мужа, Татьяна Есенина оставляет маленького Серёжу своим родителям и уходит в Рязань на заработки. А 22 октября 1902 года у нее родился внебрачный сын Александр Иванович Разгуляев. Фамилию мальчик получил от нанятой кормилицы и воспитательницы Екатерины Петровны Разгуляевой. Отец ребенка исчез, как только узнал, что женщина ждет ребенка.
Женщина скрыла этого малыша, наняв для него кормилицу.
Только спустя долгое время она привезла Сашу к родителям. От этой неожиданной новости отношения с родителями стали еще хуже. Жизнь Татьяны стала невыносимой даже в доме родителей.
"Мать судилась с отцом, просила развод. Отец отказал в разводе. Она просила разрешение на получение паспорта, но отец не отдал и паспорт. Это обстоятельство заставило ее вернуться к нашему отцу. Несмотря на трудную жизнь, мать, работая то прислугой, то на кондитерской фабрике, выплачивала по три рубля в месяц дедушке за Сергея.
Промучившись пять лет, мать была вынуждена вернуться к нему", - писала Александра, сестра Сергея Есенина в своих мемуарах.
Спустя шесть лет Александр Есенин уговорил жену вернуться к нему. Он простил ей её уход, а она - его постоянные отъезды.
Только камнем преткновения был Саша Разгуляев. Муж ни в какую не хотел брать в семью байстрюка. Татьяна снова отвезла сына кормилице, которая и воспитывала его долгие годы. Мать бесконечно переживала расставание с сыном, но смирилась. А муж, даже умирая, завещал, чтобы ноги этого мальчика никогда не было в их доме.
После воссоединения семьи свекровь стала мягче относиться к невестке. И жизнь более-менее наладилась.
Через год в семье родилась дочь Катя. В 1911 году Татьяна родила еще одну девочку - Александру. Эти сестры поэта прожили долгую жизнь.
Только отец семейства так и жил отдельно от них. Татьяна отчаялась и не верила, что когда-нибудь они заживут полноценной семьей. Все вместе.
Отношения Сергея Есенина с матерью были сложными. Мать писателя обладала сложным характером, но и испытаний на ее долю выпало немало.
Жизнь матери была тяжелой, полной нелюбви и несправедливости. Она нередко выпивала и поколачивала детишек. Девочки боялись мать. А Сергей поэтому так рано ушел из дома.
Даже иногда он называл себя сиротою. Тяжелая , несправедливая жизнь Татьяны Федоровны отозвалась и на её отношении к детям.
В 1912 году Сергей Есенин писал своей первой юной музе Марии Бальзамовой:
«Мать нравственно для меня умерла уже давно». С.Есенин 1912 год
В 1920 году Есенин расскажет о своей обиде на мать, которая на глазах своего тяжело заболевшего сына Сергея, шила ему погребальный саван. В 16 лет Сергей заболел тифом. В те годы это был практически приговор, выздоровление граничило с чудом. Тяжелым грузом на душу подростка легло воспоминание о том, как мать, достав материю, принялась шить погребальный саван, сидя у кровати больного сына.
Сергей все это видел своими глазами. А когда выздоровел, был до глубины души разочарован таким отношением.
Чувствительный и ранимый, он, как и сестры, остро ощущал нехватку материнской любви и ласки, чувствовал ее отчуждение. Такой поступок матери и вовсе воспринимался однозначно: как ожидание смерти нежеланного ребенка. Вопреки всему Сережа выжил.
«Десять лет прошло… кажется, ввек ей этого не забуду! До конца не прощу!»
Эту обиду он пронес через всю свою жизнь. Сергей Есенин считал себя недолюбленным сыном, лишенным материнской заботы и ласки.
У него была слишком ранимая, чувственная и тонкая душа. И к этому ребенку нужно было совершенно другое отношение.
Что бы ни говорил поэт, наверное, он в душе все равно любил, жалел и стал немного понимать свою несчастную мать.
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
1924 г.
Отец будущего поэта был тихий и спокойный приказчик в мясной лавке.
Отношения между родителями складывались непросто. Любви и понимания не было, семья трещала по швам. При живых родителях Сергей жил под присмотром бабушки, Натальи Евтихиевны.
"С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство."
Короче, когда Сергей "был отдан на воспитание", после серьезной ссоры и разъезда родителей, дед уже не был зажиточный: зарабатывал разгрузкой вагонов на станции. И поэтому отправил Татьяну на заработки, которая по три рубля в месяц присылала отцу за Сережу. А вот отец Сергея продолжал работать приказчиком и высылать деньги своей матери. Ну и вот как об этом рассказывала сестра Сергея Есенина, Александра:
"Чтобы не быть обузой, мать оставила Сергея дедушке, а сама ушла на заработки. В это время дедушка наш был уже разорен. Две его баржи сгорели, а другие затонули, и все они были не застрахованными»
Маленький Сережа жил в большой семье, вместе с неженатыми сыновьями своего деда.
"Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку."
Верховая езда развивает физическую выносливость, волю, логику, активность и личность наездника. Короче, воспитывали здорового мужика.
"Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное."
Воспитание воли к победе, выносливость, держаться на воде, умение плавать.
"После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду."
Ну вот научили плавать - стали учить ловкости и гибкости, нырять и лазить по деревьям. Унижая учили быть собранным, скромным, смиренным; не быть самоуверенным и гордым. Да еще и зарабатывать. Ничего, что тело в синяках, зато характер становился железным.
"Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче".
Коновод, - это по смыслу Есенина, - вожак, зачинщик. «Во всяком подобном деле всегда являются зачинщики и коноводы.» Ф.М. Достоевский.
Из вожаков и драчунов, как правило получаются, люди, которые могут постоять за себя, обладают сильной волей, хорошо управляют собой, управляют другими. Обычно такие люди предрасположены к хорошим возможностям адаптации в условиях стрессовых нагрузок.
"Бабушка любила меня изо всей мочи и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе."
Постоянный уход за телом и гигиена позволяли воспитывать ответственное отношение к своему организму и избавиться от вредных микроорганизмов, вызывающих болезни.
"По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку."
Такие обстоятельства развивали находчивость и предприимчивость , а игра в свинчатку, то есть в бабку, залитую свинцом развивала ловкость и финансовую грамотность, не случайно ведь на сленге "бабки" - это деньги.
"Так протекало мое детство."
Когда у бабушки было хорошее настроение, она пела заунывные русские песни или бойкие частушки, а вечерами рассказывала чудесные сказки.
Дедушка же читал ему церковные книги и по ним учил грамоте. Из-за того, что он читал церковные книги, в детстве у него было прозвище "Монах". А позднее, когда он учился в школе, его стали звать "Безбожником".
Религиозная литература была знакома Сергею с детства - дед Федор Андреевич каждый вечер читал церковные книги, по ним обучал внука грамоте. Именно он хотел, чтобы Сергей стал учителем в церковно-приходской школе.
В 1904-м Сергей поступил в Константиновское земское училище. Учился он хорошо, по окончании учебы получил похвальный лист. Однако из-за плохого поведения (мальчик был активный и в обиду себя не давал) оставался на второй год, поэтому выпустился только в 1909-м. Следующим этапом стала учеба в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках.
Проучившись 4 года в Константиновском училище и 3 года в церковно-приходской учительской школе, он понял, что не хочет быть учителем.
Сергей Есенин (высокий парень в кепке) среди односельчан. 1909-1910.
Тихим и спокойным ребенком он вовсе не был. Заводила сельских мальчишек, он очень любил придумывать разные игры, проказы, а чтобы доказать свою правоту, пускал в ход кулаки.
Сергею было около 9 лет, когда в нем проснулся поэтический дар и он начал писать стихи.
Постскриптум: Писатель Владимир Рындзюн (певдоним А. Ветлугин), в 1922 году выехавший в США как переводчик и секретарь Сергея и Айседоры Есениных-Дункан в 1926 году в воспоминаниях написал: «О своем детстве и отрочестве Есенин рассказывал много, охотно и неправдоподобно»
Сергей Есенин с сёстрами Катей и Шурой. 1912.
В июле 1912 года, после окончания учительской школы Сергей Есенин приезжает из села Константиново Рязанской губернии в Москву. Есенину 17 лет. Он останавливается у своего отца Александра Никитича, который работал старшим приказчиком в мясной лавке на тот момент уже более 30 лет.
Сам Александр Никитич с 12 лет работал в мясной лавке в Москве, дослужился до старшего приказчика и рассчитывал, что сын продолжит его дело.
В учительском институте учиться он наотрез отказался, как его родные ни уговаривали.
Отец устроил сына конторщиком в той же лавке колониальных и мясных товаров, где работал сам. Но своевольный юноша там не задержался. Буквально через неделю его уволили за отказ вставать с рабочего места, когда входила хозяйка, жена купца Николая Крылова. Все вставали. А этот мальчишка – нет
И жил в так называемом "общежитие одиноких приказчиков", которое находилось по адресу Большой Строченовской переулок, д.24. Там, где сейчас и находится знаменитый московский музей.
В эти годы юноша уже писал первые стихи и, открыв их публике, получил первое признание и похвалу. В мечтах он уже видел себя поэтом.
А к его увлечению стихами отец относился скептически, не считал, что это серьезное занятие.
Образ деревенского простачка Есенин придумал ещё в Москве, когда работал конторщиком в мясной лавке купца Крылова. А потом помощником корректора в типографии Сытина. После трудовой смены Есенин приходил к отцу в общежитие и, лёжа на скрипучей кровати, сочинял свои первые стихи, которые подписывал коротко: “Аристонов”. То есть в переводе с греческого - самый лучший.
Эту идею категорически отрицал отец. Происходит грандиозная ссора.
Осенью поэт уходит из лавки. Уволившись, Сергей остался без поддержки отца. У него началась взрослая и самостоятельная жизнь.
В письме тому же другу Грише Панфилову об этой ситуации Сергей Есенин писал в ноябре 1912 года:
"Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. Я отвоевал свою свободу. Теперь на квартиру к нему я хожу редко. Он мне сказал, что у них «мне нечего делать».
Отец поэта Александр Есенин пережил своего сына на шесть лет. А мать, пережив сына на тридцать лет, умерла в 1955 году.
После его смерти она сильно раскаялась и оставила много воспоминаний о знаменитом сыне.
Работать он устроился в книжный магазин, затем корректором в типографию Сытина. Работать приходилось и над выпусками журнала "Мирок". А там были стихи, рассказы, множество иллюстраций.
В начале марта 1913 года Есенин начал работать в книгоиздательской типографии Д. Сытина. Здесь он знакомится с молодыми начинающими поэтами, входит в литературную среду, участвует в распространении запрещенной литературы. И все больше обретает уверенность в возможности жить творчеством, зарабатывать стихами.
Осенью 1913-го 18-летний Сергей Есенин становится вольным слушателем историко-филологического отделения Московского народного государственного университета.
Сергей продолжал писать стихи. Но, сколько он ни отсылал их в редакции, их нигде не печатали.
Причина была в том, что Есенин поддерживал социал-демократов и часто писал про полицейский произвол и аресты бастующих.
Однажды он решил рискнуть и отнес в редакцию журнала "Мирок" свое стихотворение "Береза". Редактору оно понравилось. Но публиковать его под своей фамилией молодой человек не решился. Выбрал он себе псевдоним "Аристон".
Московская публика в упор не хотела видеть какого-то там “Аристона”. У неё были свои кумиры: эстет Блок, бунтарь Маяковский, воин духа Гумилёв.
Есенину нужно было найти свободную нишу. Искал недолго. “Аристон” стал крестьянином. Есенину практически ничего не надо было изображать.
После выхода журнала стихотворение "Береза" имело такой успех, что Сергей больше не писал под псевдонимом, а подписывал стихи своей фамилией: Есенин.
Здесь-то и завязались его первые знакомства.
Прожив три года в Первопрестольной, Есенин отправится в Петроград.
Начало творческого пути поэта рядовые читатели обычно представляют себе так: сначала родное село Константиново, а затем Петербург. Есенин предстает эдаким Ломоносовым, в лаптях и от сохи пешком пришедшим в столицу.
Однако между этими точками в его биографии были еще три года, проведенные в Москве: годы работы в типографии Сытина, знакомства с литературной средой и творчеством символистов, обучения в университете Шанявского — то есть время знакомства с миром большого города и большой литературы, формирования личности будущего поэта .
За восемь лет до Сергея Есенина громкую карьеру крестьянского поэта в Петербурге начал Николай Клюев. Схожесть их литературных образов и скандальные совместные выступления создали миф о Клюеве как о первом учителе Есенина и его проводнике в непростой литературной жизни Петербурга. Формированию этого мифа, по воспоминаниям Мариенгофа, способствовал и сам Есенин.
Своеобразный миф был создан Есениным и из знакомства с Блоком. В его рассказе, дошедшем в передаче Всеволода Рождественского, Есенин предстает некомильфотным, но влюбленным в поэзию деревенским самородком, незвано явившимся к маститому поэту и покровителю юных дарований.
«Был он для меня словно икона, и еще проездом через Москву я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. <…> Ну, сошел я на Николаевском вокзале с сундучком за спиной, стою на площади и не знаю, куда идти дальше: город незнакомый. <…> Остановил я прохожего, спрашиваю: „Где здесь живет Александр Александрович Блок?“ „Не знаю, — отвечает, — а кто он такой будет?“ Ну, я не стал ему объяснять, пошел дальше. <…>
Вот и дверь его квартиры. <…> Встречает меня кухарка. „Тебе чего, паренек?“ „Мне бы, — отвечаю, — Александра Александровича повидать“. А сам жду, что она скажет „дома нет“, и придется уходить, несолоно хлебавши. Посмотрела она на меня, вытирает руки о передник и говорит: „Ну ладно, пойду, скажу..." (Всеволод Рождественский. «Страницы жизни. Воспоминания» (1962).
Однако педантичный Блок сохранил иные свидетельства об этой встрече. Во первых, записку, которую Есенин прислал утром с просьбой принять его: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин».
А во-вторых, комментарий самого Блока к этой записке: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915».
Оказавшись в Петрограде, не только точно и грамотно выбрал себе роль, но и отлично её исполнял. Вот и тогда, обливаясь от волнения потом, рязанский паренёк протягивал Блоку потрёпанную заветную тетрадку. Там были вполне модернистские стихи, которые потом вошли в его сборник “Радуница”.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Особый язык - ещё одно изобретение Есенина. Редкие словечки, значение которых мало кто понимал, поэт специально выписывал из словаря. Когда спустя год вышел его первый сборник “Радуница”, поэт дарил друзьям экземпляры, снабжая вычурными и туманными посвящениями.
Уже через 3 недели после визита к Блоку Серёге устроили поэтический дебют в редакции нового журнала “Для всех”. Для маски самородка из глубинки Есенину срочно нужен был эффектный сценический костюм. Но какой? Визитной карточкой Есенина стала простая, вышитая крестиком русская рубаха.
Она подчеркивала образ деревенского пророка, который принёс в столицу истинное Живое слово. С особым восторгом утончённая публика реагировала на слова “корова” и “кудлатые щенки”. Освоившись, Есенин включил в программу выступлений и деревенские частушки.
Есенин всю жизнь играл разные роли. Надевая ту или иную маску. Каким же он был на самом деле? В начале прошлого века, когда индустрии шоу-бизнеса еще не было, 20-летний юноша из Рязанского села Константиново Серёжа Есенин лучше других знал, как стать популярным поэтом.
Он родился и закончил школу в Рязанском селе Константиново. Здесь, участвуя в театральных постановках, крестьянский сын научился легко перевоплощаться и в сказочных принцев, и в пылких влюбленных, и в нищих, и в аристократов.
Он придумал себе грамотный имидж: русская, вышитая крестиком рубашка, шаровары, валенки, тетрадка стихов, завернутая в платок, и балалайка.
Затем последовали новые знакомства.
Сергей Городецкий. Они то в первую очередь и способствовали расширению его «полезных» знакомств.
Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий. 1915.
Есенина справедливо называют лириком и романтиком. Творец выбрал образ кристальной честности перед чтецами, хотя в обыденной жизни предпочитал эпатировать публику.
В мир литературоведов провинциальный затейник вошёл как легковерный простак. «Сами мы не местные, но падкие на слово лестное!»
Фанаты воспринимали Есенина чистым и душистым, за что и полюбили всей душой.
С сестрой Екатериной. 1925 год
На большой эстраде, в литературных салонах, в квартире С. М. Городецкого, в дружеском кругу не расставался Есенин с гармонью, которая, несомненно, напоминала ему оставленный дом, сельские посиделки, зажигательные пляски и плавные хороводы, удалое озорство и простоту общения. Милое, тихое, привычное и родное слышалось ему в наигрышах гармошки, которая действительно стала героиней его стихов. Гармонь была для него своеобразной визитной карточкой. Это не рисовка, не только элемент образа (имиджа), а естественное состояние. Наличие гармони подчеркивало его неразрывную связь с народом, которой он не утратил до конца своих дней. И, надо сказать, практически всем это нравилось — значит, находила тальянка отклик в душах слушателей, кем бы они не были, людей самых противоположных взглядов объединяла гармонь: Марина Цветаева и Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и Сергей Городецкий, поэт или артист. Все они запомнили есенинскую гармошку, его частушки и песни. Тальянка помогала поэту нарисовать нарядную, светлую картину быта и отдыха русской окраины, показывала открытость, неуёмность, удаль и незлобивее озорство русского народа.
Хотя наивность вовсе не числилась среди добродетелей кумира. Холодный расчётливый ум был тому помехой. Создавая вокруг себя флёр нежности и возвышенности, Сергей Есенин входил в сердца влиятельных людей. С лёгкостью он мог написать для чиновника оду или состряпать романтичную поэму для влиятельной дамы. Есенин пользовался каждым встречным, не снимая костюм бесхитростного простака.
Фото Николай Клюев и Сергей Есенин в Петрограде, 1915 или 1916г. год.
Сумасбродные поступки «Божья дудка» совершал на пару с не менее выдающимся предшественником — Николаем Клюевым. Учитывая, что напарник прославился чуть раньше, массы сделали закономерный вывод: «Сергей протеже Николая».
А что? Амплуа похожи. Оба используют едкие и броские словоформы, а совместные выступления поражают нахрапом.
До Февральской революции оставалось чуть больше года. Есенин и его наставник, известный крестьянский поэт Николай Клюев, пришли в Московскую мастерскую русского платья братьев Стуловых за специально пошитыми костюмами.
Фотография Николая Клюева с дарственной надписью: "Сергею Есенину. Прекраснейшему из сынов крещеного царства, моему красному солнышку, знак любви великой — на память и здравие душевное и телесное. 1916 г. Н. Клюев».
Эпатаж помог Есенину добиться желаемого. Его начали узнавать и обсуждать. Стихи вовсю печатались в журналах. Слава о рязанском самородке докатилась до царской семьи. Вскоре его пригласили на концерт в Марфо-Мариинскую Обитель.
По этому случаю поэт примерил на себя новую маску. Завитые в кольца кудряшки, шёлковая голубая рубаха, чёрная бархатная безрукавка и жёлтые нарядные сапожки на высоком каблуке.
Образ сказочного Ивана Царевича, который в самый разгар Первой мировой войны развлекает стихами сестру царицы-немки, Петроградская интеллигенция расценила как предательство. Однако Есенина это не смутило.
Чуть позже, во время службы санитаром на военном поезде, он получил высочайшее предложение выступить в Царском Селе перед императрицей, четырьмя царскими дочками и наследником престола. Так двадцатилетний мальчишка был приглашён первыми лицами государства.
Растроганный оказанной ему честью, Есенин сочиняет стихотворение, которое после революции постарается забыть.
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Багровое зарево уже не за горами. До расстрела царской семьи всего 2 года. Но пока царевны молоды и красивые .
А сказка на глазах становится явью. Рязанский пастушок превращается в Ивана-царевича. И получает в награду от царской дочки драгоценный перстень.
Потом Есенин рассказывал близким друзьям историю, как целовался с царской дочкой на лестнице дворца, а она кормила его сметаной. Есенин обладал богатейшей фантазией.
Поздней осенью 1917 года лишний раз рассказывать о том, как поэт был представлен императрице, стало небезопасно. Срочно выпросив отпуск, Есенин сбежал в Константиново.
Переждать, пока всё уляжется. Позже он напишет, что революция застала его в дисциплинарном батальоне, куда он угодил за отказ писать стихи в честь царя.
Среди поэтов-современников вряд ли кто-то мог соперничать с Есениным в умении молниеносно реагировать на изменения в политической обстановке. Носить маску Ивана-царевича отныне было опасно. Маска деревенского пастушка уже отыграна.
Кроме того, тщеславный Есенин начал тяготиться тем, что в паре с Николаем Клюевым он, как ни старался, был вторым номером. Их пути разошлись. Позже, став маститым поэтом, Есенин сделал своему старому другу неожиданный подарок: бритвенный набор. И пояснил: -Сбрей свою бороду старообрядческую. Поэзия должна быть совсем другой. Россия кровью истекает.
Революция перевернула с ног на голову жизнь всей страны. А рязанскому поэту она подарила новую маску. В модной лавке был куплен узкий пиджак с иголочки, на шее красивый галстук или бабочка, на ногах сверкающие ботинки с серыми гетрами.
И небрежная папироска в зубах. К новой маске хулигана Есенин приглядывался ещё до революции. Теперь он читал свои стихотворения, попыхивая папироской. Это выглядело эффектно.
Но на тот момент вместо главного бунтаря было занято. Маяковский уже до революции играл эту роль. Маяковский, сменивший имидж бунтаря на пропагандиста, пристально следил за успехами Есенина.
По сути, они стали основоположниками модных линий поэтических батлов. Есенин регулярно задирал Маяковского: Вы пишете не стихи, а агитезы.
На что Маяковский отвечал: А вы кобылезы.
Маска хулигана села на Есенина, как родная. Ещё в детстве в селе Константиново Есенин любил пошалить. Ни одна деревенская разборка не обходилась без Серёжи. За плохое поведение его даже оставили на второй год в школе. А в родном селе прозвали безбожником.
С 10 лет он снял крестик и больше не носил его. Имидж хулигана-анархиста, отрицающего всё, что было до этого в искусстве и культуре, в одночасье перевёл Есенина из первой лиги поэтов в высшую. Все поэмы и стихи революционных годов написаны в этом образе.
Есенин упивался своей игрой и свалившейся на его кудрявую голову славой. Пока филологи и критики ломали головы, что поэт хотел сказать той или иной заковыристой фразой, Есенин посмеивался и намекал, что Клюеву и даже Блоку такого в жизни не придумать. А что всё это значит, он и сам не знает.
Главное - шокировать.
Но цель Есенина была стать не одним из, а первым. Блок и Белый уже не наставники, а соперники. Причём почти побеждённые. Народ валом валил на концерты, если большими буквами было написано “Есенин”.
О своём трёхлетнем периоде жизни в Москве, учёбе на курсах, женитьбе и рождении сына Серёга скромно умалчивал. Это не слишком украшало миф о покорении деревенским самородком литературной столицы.
Александр Кусиков, Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин. Москва, лето 1919 года.
На новый виток истории поэзия Есенина вышла, когда он познакомился с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем. Старшие товарищи облагородили образ скандалиста Есенина, добавив нотку западного шика.
В гардеробе Есенина появились цилиндр и фрак, которые поэт носил с таким достоинством, словно имел дворянские корни.
Представляю, какое удивление вызывал поэт, появляясь на улицах города в цилиндре.
Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф
Его умение столь аристократично носить элегантный костюм, лакированные туфли, лайковые перчатки и цилиндр вызывало восхищение. Для человека, «вышедшего из народных низов», естественность подобного образа была большой редкостью. А он сумел стать франтом от походки до каждого жеста.
Есенин всегда выделялся в серой толпе. Он любил и умел это делать. К этим играм с переодеванием и эпатажем он относился с весёлой лёгкостью. Мог легко выбросить в окно шляпу, которая не понравилась его собеседнику. Или на глазах у изумлённых посетителей вытирать пролитое на стол вино полами фрака.
Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе, —
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
«Я обманывать себя не стану…», С. А. Есенин
К 25 годам Сергей Есенин стал самым модным поэтом и любимцем всех девушек. Хотя сам Есенин признавался, что любовь для него - не счастье, а болезнь. В юности его сердце разбила Анна Сардановская. Племянница священника из села Константиново. Именно о ней он писал: “Когда-то у той вон калитки. Мне было шестнадцать лет. И девушка в белой накидке. Сказала мне ласково: «Нет!»
Серёжа чуть не покончил с собой, глотнув уксусной эссенцией. Будущего поэта еле отпоили молоком.
С тех пор Есенин позволял любить себя, нежели любил сам. Потому что женщины отвлекали его от главного. От поэзии.
Но образ героя-любовника он всячески культивировал.
Теперь Есенин решил покорить талантом весь мир. Для этого нужно было срочно сменить гардероб. Сшитый по последней моде костюм, накрахмаленная белоснежная рубашка, галстук, начищенные до зеркального блеска штиблеты.
И ведь опять сработало. Образ рокового красавца сражал девушек наповал. Сам же златовласый кумир обожал шопинг и большую часть своих гонораров тратил на одежду. Раз в неделю делал маникюр, менял причёски. И не выходил на улицу без укладки.
Политика и связанные с ней события всегда вызывают сильные эмоции у творческих личностей. Чувствительные натуры иногда оказываются неспособными принять происходящее. Такое случилось и с Сергеем Есениным. Октябрьская революция и приход большевиков к власти оставили глубокий след в его жизни и творчестве, что отразилось в цикле стихотворений «Москва Кабацкая». В этом сборнике поэт стремится уйти от реальности, забыться и сбежать от гнетущих проблем. Теперь понятны его переживания. Философия повествования заключается в том, что некоторые ситуации не требуют решения, их нужно просто принять.
Сергей Есенин — один из самых известных и противоречивых русских поэтов. Его стихи, наполненные тоской по деревенской Руси и мятежным духом, трогают сердца и сегодня. Но не менее легендарной была и его бурная, разгульная жизнь, полная скандалов, пьяных дебошей и страстных романов.
Образ беззаботного гуляки и выпивохи запал в души читателей. Они носили Есенина на руках. И часто не отделяли вымысла от биографии. Поэт сам приложил к этому немало усилий.
Хмельная лирика
«Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист». Что есть то есть, репутация у поэта-дебошира действительно страдала. За недолгие тридцать лет, что поэт топтал бренную землю, на Есенина завели тринадцать уголовных дел! Это не считая тех моментов, когда поэт успевал сбежать с места преступления. Кстати, сотрудники милиции нередко бросались за ним в погоню, чему также есть подтверждения в хрониках тех лет.
Но! Для создания чего-то эпохально-эпичного творцу нужен был вовсе не хмель. Душевные терзания и эмоциональные качели — да, но не веселящие субстанции. И это подтверждает его приятель Илья Шнайдер — «стихи писал только в трезвом виде, и только!».
Его считали своим и криминальные авторитеты, и алкоголики в трактирах. Хотя к тому времени Есенин пил мало и аккуратно. Образ хулигана никогда не выходил за рамки уличного повесы. И не превращался в бандита, пусть и благородного. Не в стихах, ни в жизни. В этом он был предельно честен.
Сергей Есенин у памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Царском Селе, 1924 год.
Их поэтические вечера часто заканчивались в суде. В милиции к их выходкам уже привыкли. На столе у следователя подрастала стопка папок. 13 уголовных дел на поэта Сергея Есенина. Поэт ходил по лезвию ножа. Однако поклонники его талантов встречались и в милиции, и среди чекистов.
Существовал негласный приказ: Есенина забирать, отрезвлять и отпускать.
Название стихотворений и сборников говорили сами за себя: “Москва кабацкая”, “Стихи скандалиста”, “Исповедь хулигана”. К тому же у Есенина была своя, особая манера чтения своих произведений, подчеркивающий их ритм и музыкальность.
«Похабник и бесстыдник»
Да, Сергей Есенин мог словцом приправить. Но неверно думать, что один из гениев Серебряного века писал сплошь хулиганские стихи! Известная поэма о Пугачёве — пожалуй, единственное произведение, где Есенин позволил себе открытый грубый мат. В большинстве так называемых «хулиганских текстов» можно встретить лишь образные «крепкие» выражения.
...всякие слухи про «похабщину» — это уже народное творчество, вызванное буйным характером поэта и его репутацией «озорника».
В стихах Есенина каждый советский элемент находит что нужно. Советские рестораны разносят водку по столам и распевают романс: "Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой?..."
"Отговорила роща золотая, Берёзовым, весёлым языком" - голосит следом юная Надежда Бабкина и ансамбли в кокошниках на концертах. "Ты жива еще, моя старушка.. Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу, В старомодном ветxом шушуне." - подхватывают уголовники, потягивая чефир в тюрьмах.
«Хулиган» с большой буквы
Есенин не скрывал своего пристрастия к алкоголю и веселью. Он мог устроить драку в ресторане, разбить зеркало в гостинице или выкрикивать стихи на улице ночью. Однажды в Петрограде он так напился, что его вынесли из заведения на руках, а наутро он проснулся… в выставочной витрине магазина.
Тюремные записки
За дебоши поэта не раз арестовывали. В 1920 году его задержали за пьяный дебош в кафе «Стойло Пегаса», а позже — за драку в Тифлисе. Но каждый раз влиятельные друзья вытаскивали его из-за решетки.
Фотографической иконой становится Есенин с трубкой и Есенин с наклоненной головушкой вперед. Портреты Сергея теснят вождей в узких хрущевках и в кабинетах советских библиотек.
Появляется Есенин в виде бюста на столе, в колониях воры в законе украшают камеру бюстиком Есенина с инкрустацией серебром, простые зеки вырезают Сергея из полена.
Сергей Есенин - гений со странностями
С ранних лет Есенин придерживался принципов вегетарианства и отказался от мяса, сахара, кофе. Он ревностно следил за своей внешностью, гордился рыжеватым цветом волос. Поэт знал все свои стихи наизусть и читал их очень эмоционально, да так, что от сжатых кулаков на ладонях образовывались ссадины.
Несмотря на поэтический дар, Есенин довольно плохо владел ораторским искусством... Его речь, особенно во время споров, была нескладной и непоследовательной.
Он боялся летать на самолётах и путешествовать. Во время полета литератор брал с собой целую корзину лимонов для борьбы с укачиванием.
Жил Есенин странно, не как все. Шумно, неспокойно. Там, где он бывал, все жило им. Есенин не чувствовал разницы между днем и ночью. Самые важные дела он собирался выполнять ночью. Ночами звонил по телефону, поднимался ночью с постели и отправлялся к знакомым, не глядя на часы. Когда его спрашивали, почему он является или звонит по телефону ночью, он удивленно, с неизменно рассеянной улыбкой отвечал:
— Разве? А я и не знал, что уже ночь. Я и не подумал.
А уж чудил он так, что ангелы крестились. Говорили, что схватил за бороду «чиновника от поэзии» и час окунал ее в горчицу. Что глухой ночью развесил с друзьями доски с новыми именами улиц, и вся Тверская стала «улицей Есенина». Что на Страстном монастыре вывел крупно краской: «Господи, отелись!». Что попал в ЧК, сидел в Бутырках, гулял по гостинице голым, избил дипкурьера, а в одном притоне сам напросился на драку и его едва не зарезали. Но в окружении своем, в друзьях и врагах, разбирался все меньше и меньше
Из воспоминаний писательницы Софьи Виноградской: «Они умели и пожить, и попить, и поскандалить за его счет, а когда требовали к ответу – укрыться за его спиной. Есенин-де известный хулиган, а мы уж по слабости да по дружбе попались. Наскандалив, они требовали, чтобы Есенин их выручал, а попавши в переделку, обивали пороги редакций с заявлениями и обвинениями во всем Есенина... Вылив помои клеветы на него, чтобы спасти свою шкуру, они на другой же день, как ни в чем не бывало, являлись к нему, клялись в любви и... брали взаймы денег…» Друзей Есенин делал врагами, а врагов – «друзьями». Но главное, не знал того, что сейчас нам известно: почти все друзья его работали на ГПУ.
фото Николай Клюев, Сергей Есенин и Всеволод Иванов, 1923 год.
Показательное безразличие
Наплевательское отношение к общественному мнению было деланным и наигранным. «Я на эти иконы плевал, Чтил я грубость и крик в повесе!» говорят строки его творения. Парень беззастенчиво заигрывал с политикой, выражая всеобщий протест через иносказательные метафоры. Критические отзывы на свои детища Есенин игнорировал. Саботировал вечера, на которых его видеть не желали. Только не для того баловень судьбы стремился к славе, чтобы не слышать глас профессионалов и читателей.
После смерти в покоях Есенина обнаружат две тетради, в которые поэт вкладывал вырезки из газет со своим именем. Среди друзей, во время кутежа, Есенин не раз цитировал особенно удачные реплики о собственном искусстве, но и «неудобные» репризы помнил наизусть. Правда их декламировать отказывался!
Сергей Есенин был тонким лириком, мастером глубокого метафорического пейзажа и певцом крестьянской Руси. Это то, чему нас учат в школе. Но ещё Есенин был живым человеком со своим сложным характером и своими демонами внутри. Для кого-то он был красивым обаятельным мужчиной, русским златокудрым Аполлоном, перед которым должен был склониться весь мир. Кто-то запомнил его как драчуна, позёра, абьюзера, завистливого пошляка и даже самозванца, который вёл себя как взбалмошный ребёнок и жаждал веселья, славы и чтобы всё было по его хотенью. Так о нём думали многие его современники и коллеги по цеху.
Соперничество с Маяковским
Кто-то искренне верит, что два гиганта русской поэзии вели себя как кошка с собакой. Да, Есенин и Маяковский действительно обменивались колкостями — и на страницах, и на публике. Но корни этого противостояния уходили не в личную вражду, а в разные взгляды на искусство. Маяковский, приверженец футуризма, слегка ревновал к всенародной любви к «деревенскому» поэту. А Есенин отвечал ему критикой «модерновых заумностей».
Маяковский был далёк от казавшегося ему старомодным стиля Есенина. Но он всегда выделял его талант. В 1923 году поэты даже устроили соревнование своих стихов на открытии занятий в Литературно-художественном институте имени Брюсова.
Тамизи Найто, Пастернак, Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Маяковский, Арсений Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского. 1924 год.
Об антагонизме Есенина и Маяковского до сих пор ходит много легенд. Маяковский был футуристом – сторонником «поэзии будущего» и отказа от традиционных форм. Есенин же часто писал о русском крестьянстве.
Сам Маяковский писал об этом так: Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый.
Однажды Есенин почти примкнул к футуристам, но его остановил отказ Маяковсого сделать то же самое по отношению к его направлению – имажинизму.
Этакая дуэль остроумий и колкостей. До драки дело не доходило. На самом деле их отношения напоминали приятельские, пусть и с оттенком соперничества. Есенин признавал, что Маяковский — важная фигура в русской литературе. Владимир, хоть и за глаза, часто хвалил Есенина. А когда Сергея не стало Маяковский посвятил ему трогательные строки.
Анна Ахматова тоже откровенно недолюбливала Есенина, и не раз говорила об этом вслух. Личное знакомство Есенина и Ахматовой состоялось 25 декабря 1915 года, общение не задалось сразу. Ахматова была прославлена на всю Россию, Есенин же только набирал популярность, но вел себя фамильярно. После знакомства поэт и поэтесса сталкивались на каких-то мероприятиях, пока Есенин плотно не перебрался в Москву. Ахматова же осталась в Петербурге. И уже в 1924 они повстречались после того, как Есенин вернулся после жизни заграницей.
Анна Ахматова о Есенине: "Пошлость"
«Говорили о С. Есенине — приблизительно в таких выражениях: «Сначала, когда он был имажинистом, нельзя было раскусить, потому что это было новаторство. А потом, когда он просто стал писать стихи, сразу стало видно, что он плохой поэт. Он местами совершенно неграмотен. Я не понимаю, почему так раздули его. В нем ничего нет — совсем небольшой поэт. Иногда еще в нем есть задор, но какой пошлый!».
Вот как говорила о Есенине Ахматова, она не побоялась покритиковать не только его стихи, но и его как личность, как человека, говоря о его завистливости и сочащейся из поэта черной злобе...
«Он был хорошенький мальчик раньше, а теперь — его физиономия! Пошлость. Ни одной мысли не видно… И потом такая черная злоба. Зависть. Он всем завидует… Врет на всех, — он ни одного имени не может спокойно произнести…»
«…все время – пьяная последняя правда, все переливается через край, хотя и переливаться-то, собственно, нечему.»
Описывая облик Есенина, АА произнесла слово: «гостинодворский»…
Смерть нелюбимого ею поэта Ахматову потрясла. «Он страшно жил и страшно умер», — сказала она.
Далее уже вспоминает Л.Чуковская.
21 марта 1940 года Анна Андреевна сказала:
«Я только что его перечла. Очень плохо, очень однообразно, и напомнило мне нэповскую квартиру: еще висят иконы, но уже тесно, и кто-то пьет и изливает свои чувства в присутствии посторонних. …все время – пьяная последняя правда, все переливается через край, хотя и переливаться-то, собственно, нечему. Тема одна-единственная – вот и у Браунинга была одна тема, но он ею виртуозно владел, а тут – какая же виртуозность? Впрочем, когда я читаю другие стихи, я думаю, что я к Есенину несправедлива. У них, бедных, и одной темы нет».
Запись Чуковской от 15 мая 1954 года:
«– Вы давно не перечитывали? Я перечла. Не люблю по-прежнему. Но понимаю, что это сильно действующая теноровая партия. Известному кругу людей он заменил Надсона.
…
– А как вы думаете, – спросила я, – если бы он не погиб, быть может, и выработался бы из него настоящий поэт? Ведь было же в нем что-то? перестал бы перепевать Блока – перекладывать блоковский оркестр на одну струну – съехал бы со своей единственной темы…
– Не знаю. Не думаю, – ответила Анна Андреевна. – Слишком уж он был занят собой. Одним собой. Даже женщины его не интересовали нисколько. Его занимало одно – как ему лучше носить чуб: на правую сторону или на левую сторону?»
***
Анна Андреевна подметила самый крупный дефект характера поэта, который перечеркивал и талант, и красивую внешность, и обаяние. Это махровый эгоцентризм Есенина. Потребительское отношение к женщинам, к друзьям, к коллегам. Он был словно взрослый ребенок и считал, что мироздание будет с ним нянчиться, няшить Сереженьку. Но в мире все шло своим чередом. Райх, которую он мучил несколько лет, стала счастлива с Мейерхольдом. И Сергея это так бесило, что он всю оставшуюся жизнь шипел на пару ядом и писал премерзкие стишки. Ужасные отношения у него были и с Мандельштамом (хотя по отношению к жизни они были похожи и могли бы подружиться, но Есенин не умел дружить), и с Александром Безыменским, и с Блоком.
***
Жажда постоянного веселья и чтобы все угождали, чтобы все было по его хотению, и – само собой! – смертельное разочарование во всем абсолютно. Ведь весь мир был не таков, как Сергею Александровичу того хотелось.
После его смерти началась скандальная дележка оставленного им после смерти имущества. Родители, сестры, Софья Толстая, Райх, четверо детей – наследников оказалось много. Скандал разгорелся уже непосредственно на похоронах поэта. Как жил – в скандалах – так и умер.
***
И уже сама Ахматова как Поэт — Поэту:
Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безвольно догореть.
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.
За что современники-коллеги недолюбливали Есенина: премерзкий тип или это все же была зависть
Есенин был действительно человеком невысоких моральных и человеческих качеств. Во многом в этом повинен алкоголь, потому что постоянные возлияния сделали итак неприятный характер мужчины параноидальным, сделали его на грани психической ненормальности. Он был эгоцентриком, и мир его не устраивал. Поэтому ранняя смерть, скорее всего, стала легким выходом для поэта.
Тех, кто не восхищался им и не был готов терпеть его истеричное поведение, поэт мигом записывал в стан врагов и завистников. Так что нет, не думаю, что коллеги-современники ему завидовали. Они его просто терпели. (мнение одного из авторов статей про Есенина)
В последние годы он являлся на выступления пьяный, с огромным опозданием. Начал забывать стихи. Писал все меньше и очень депрессивно, неминуемо ведя дело к смерти.
***
Внезапно, уже после смерти Есенина его стала превозносить Цветаева. Но там дамочка тоже была с большими странностями. Пока он был жив, они относились друг к другу с равнодушием, а потом Марина начала превозносить его и писать о том, как завидует ему. Думаю, Цветаева и сама отличалась нестабильным характером, потому как говорится – рыбак рыбака. Вот это, пожалуй, единственное исключение из всех коллег Есенина, остальные о нем либо молчали, либо критиковали.
***
Твардовского и Рубцова принято считать прямыми последователями Есенина, меж тем оба относились к Сергею Александровичу с негативом. Основная претензия Твардовского выражает общую претензию большинства есенинских недругов-коллег: «Родился в деревне, но деревни он не знает. Оперный персонаж, позер. Садко в красных сапожках».
Поздний Есенин Твардовскому не нравился надрывом, который казался банальным привлечением к себе внимания: «Да он и не столько пьян, сколько притворяется…»
Сам Твардовский, кстати говоря, тоже был не чужд выпивки, о его запоях ходили легенды, но показушное и надрывное пьянство Есенина осуждал.
Твардовский считал свой недуг болезнью и совсем не стремился показаться в пьяной красе, и вот в этом он мне гораздо более симпатичен, чем Есенин со своей пьяной инфантильностью. Они были людьми противоположного плана, это выражалось во всем, и в написании стихов тоже: Твардовский работал скрупулезно, до кровавых мозолей, не позволяя себе поблажки и поэтические вольности Есенина, у которого стихи лились сами собой.
Александр Твардовский.
С Борисом Пастернаком были больные отношения при жизни. Есенин все пытался его задеть, но Пастернак не задевался. Правда, по его признанию, после встреч с Есениным он, бывало, плакал от обиды. Вот и за что ему было любить Сергея Саныча?...