
Таинственное – одних манит, других пугает, но вряд ли кого оставит равнодушными. Портрет "Джоконда", кисти Леонардо да Винчи, можно в полной мере причислить к наиболее загадочным произведениям, внимание к которому, особенно, проявилось в наше время. Любознательность – неотъемлемое качество познавательного процесса. Повышенный интерес к портрету «Мона Лиза» достигается именно состоянием неопределённости, лёгкой вуали, отсутствием резких границ и мастерством его исполнения. Еле уловимые переходы из одного состояния в другое: зыбкость, неясность, нечёткость – как если бы это был живой человек в движении, при этом непрерывно, еле заметно, меняющий мимику, настроение и сам облик. Человек – фантом. Нам постоянно что-то мерещится. Издали – это, определённо, взрослая женщина, ещё ближе – это уже миловидное, юное лицо, если ещё внимательней всматриваться, то можно обнаружить мужские и старческие черты. Одно изображение вместило в себя образы нескольких человек. Взгляд зрителя постоянно в движении, нет ключевых точек задержки внимания, явных, за которые смог бы зацепиться разум. Практически вся картина – сплошная неопределённость. Пейзаж обобщён и глобален горы, море, река, дорога, мост и ни одного животного или птицы. И даже линия горизонта имеет лёгкий, еле заметный, уклон. Ошибка Леонардо? Сомнительно. Здесь, всё на чуть-чуть.
Любой художник, писатель, кинорежиссёр хочет, что бы его произведения были востребованы, были эстетическим воплощением гармонии и красоты, облагораживали духовно, провозглашали торжество Духа и разума. Но прежде творческое сознание стремиться отразить то, что наиболее важно, что наиболее интересно с точки зрения познания. И это стремление может завести так далеко, что приведёт к огромному разрыву между художником и зрителем. Но гении, поглощённые процессом, вряд ли об этом задумываются, а мы об их замыслах узнаём достаточно поздно. Умение держать человека в состоянии неуловимой тайны, возбуждая непрерывный интерес, разве это ещё и не гениальное воплощение мыслей о продолжении жизни в своих произведениях. Нет определённости, а значит, и воздействие будет оказывать различное: одних приводить в восторг, других разочаровывать, третьих вдохновлять, четвёртых раздражать. Портрет, как чуткий прибор отражает характеры смотрящих на него людей.
Незавершённость или вечность, в которой пребывает душа, постоянно путешествуя, проявляясь в другой форме каждый раз при новом воплощении, наблюдает этот мир и набирается опыта. Разве не это хотел выразить Леонардо да Винчи в своём творении? Картина, спустя много лет привлекает внимание и возбуждает интерес. Вот и сейчас она находится в спокойном состоянии, с лёгкой иронией наблюдает за происходящими событиями. Проходят тысячи, миллионы человек перед ней, отдавая дань уважения таланту художника, пытаются заглянуть в эти глаза, и может быть получить какой-нибудь ответ. И если бы велась статистика всех впечатлений о портрете, мы бы смогли сложить общее мнение и приблизиться к его пониманию. Но наверное, всё-же, должна существовать какая-то тайна, а вместе с ней и надежда её разгадки. Это поддерживает в нас желание к познанию.
Подобное произведение, скорее, не для разума, но для более тонких чувств, на уровне интуиции. Оно явилось итогом кропотливых, напряжённых, жизненных трудов, в познании законов физического и духовного мира. Каждый может спросить себя: « Что чувствую я, глядя на этот портрет?» Моё ощущение, лишённое предвзятого мнения и будет правдивым ответом на вопрос в данный момент.