• Авторизация


Вневременной портрет – "Мона Лиза" Леонардо да Винчи 09-03-2018 21:41


  M.L.01 (640x480, 425Kb)

  Таинственное – одних  манит,  других пугает, но вряд ли кого оставит равнодушными. Портрет "Джоконда", кисти Леонардо да Винчи, можно в полной мере причислить к наиболее загадочным произведениям, внимание к которому, особенно, проявилось в наше время. Любознательность – неотъемлемое качество познавательного процесса. Повышенный интерес к портрету «Мона Лиза»  достигается именно состоянием неопределённости, лёгкой вуали, отсутствием резких границ и мастерством его исполнения. Еле уловимые переходы из одного состояния в другое: зыбкость, неясность, нечёткость – как если бы это был живой человек в движении, при этом непрерывно, еле заметно, меняющий мимику, настроение и сам облик. Человек – фантом. Нам постоянно что-то мерещится. Издали – это, определённо,  взрослая женщина,  ещё ближе – это уже миловидное, юное лицо, если ещё внимательней всматриваться, то можно обнаружить мужские  и старческие черты. Одно изображение вместило в себя образы нескольких человек. Взгляд зрителя постоянно в движении, нет ключевых точек задержки внимания, явных, за которые смог бы зацепиться разум. Практически вся картина – сплошная неопределённость. Пейзаж  обобщён и глобален  горы, море, река, дорога, мост и ни одного животного или птицы.  И даже линия горизонта имеет лёгкий, еле заметный, уклон. Ошибка Леонардо? Сомнительно. Здесь, всё на чуть-чуть.  

   

  Любой художник, писатель, кинорежиссёр хочет, что бы его произведения были востребованы, были эстетическим воплощением гармонии и красоты, облагораживали духовно, провозглашали торжество Духа и разума. Но прежде творческое сознание стремиться отразить то, что наиболее важно, что наиболее интересно с точки зрения познания. И это стремление может завести так далеко, что приведёт к огромному разрыву между художником и зрителем. Но гении, поглощённые процессом, вряд ли об этом задумываются, а мы об их замыслах узнаём достаточно поздно.  Умение держать человека в состоянии неуловимой тайны, возбуждая непрерывный интерес, разве это ещё и не гениальное воплощение мыслей о продолжении жизни в своих произведениях. Нет определённости, а значит,  и  воздействие будет оказывать различное: одних приводить в восторг, других разочаровывать, третьих вдохновлять, четвёртых раздражать. Портрет, как чуткий прибор отражает характеры смотрящих  на него людей.

 

    Незавершённость или вечность, в которой пребывает душа, постоянно  путешествуя, проявляясь в другой форме каждый раз при новом воплощении, наблюдает этот мир и набирается опыта. Разве не это хотел выразить Леонардо да Винчи в своём  творении? Картина, спустя много лет привлекает внимание и возбуждает интерес. Вот и сейчас она находится в спокойном состоянии, с лёгкой иронией наблюдает за происходящими событиями. Проходят тысячи, миллионы человек перед ней, отдавая дань уважения таланту художника, пытаются заглянуть в эти глаза, и может быть получить какой-нибудь ответ. И если бы велась статистика всех впечатлений о портрете, мы бы смогли сложить общее мнение и приблизиться к его пониманию. Но наверное, всё-же, должна существовать какая-то тайна, а вместе с ней и надежда её разгадки. Это поддерживает в нас желание к познанию. 

 

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
«Охотники на снегу» Питер Брейгель 11-10-2017 11:52


                                                                                                                             Посвящается юбилею двух эпохальных событий. 

 

[показать]
                                                                                                                                           

                            
  У Брейгеля просто так не бывает, это становится понятным даже при неглубоком анализе произведений, собранные воедино все случайные фрагменты из реальной жизни гармонизируются в смысловом сюжете картины и составляют единое целое. Цвет, ландшафт, действия  людей, растения, животные, постройки – всё это мы наблюдаем повседневно, но в работах Брейгеля каждая деталь несёт свой особый смысл и в целом меняет наше восприятие его произведений. Одним словом, картина становится носительницей другого, неявного смысла.
  О  чём думал  Брейгель, когда создавал своих «Охотников на снегу»,  были ли это мысли о гармонии мира и человека в нём или же он видел нечто противоположное ей, мешающее и ломающее  проявление этой самой  гармонии, а может его    волновало будущее новых, зарождающихся, отношений в социуме и перспективы их лучшего развития? 
  Полагаю, что все эти вопросы  и многие другие нашли своё отражение в этом произведении. Даже если не вдаваться глубоко в анализ, картина оставляет сильное эстетическое и эмоциональное впечатление. С моей стороны было несколько опрометчиво, в прошлой статье о падении Икара сказать, что с ней более или менее всё понятно. Это далеко не так.


 Картина является одной  из серии «Времена года» (1565г.) и в значительной степени других привлекает наше внимание. В этой серии картин есть лето, осень, зима, но нет той буйной весны, вселяющей в нас волнующие надежды на радость жизни. Наверное, этому были основания, ибо настоящей радости ещё не наступило; родина Брейгеля Нидерланды находилась в сложных политических и религиозных коллизиях. Прошло почти сорок лет с момента провозглашения Реформации в западных странах, расколовшей католическую церковь на два лагеря - католический и протестантский (лютеранство). Помимо всего прочего страна являлась  испанской  колонией.  Приверженная  католичеству,  Испания жестоко подавляла проявления раскола в Нидерландах, где в северной её части  принимался  протестантизм.  Идеи Реформация влияли на сознание людей, меняя его и приспосабливая к новым, зарождающимся, буржуазным отношениям. Назревал острый кризис, настраивавший на серьёзные изменения.


  Будучи современником происходящих событий, остро ощущавшим унижение от Испанской колониальной политики и всевозможных социальных пороков, Брейгель считал своим нравственным и моральным долгом отстаивать идеи гуманизма, выявляя своим трудом всё то, что способствовало угасанию человечности в обществе. И если итальянские художники эпохи Возрождения направляли своё внимание на красоту и совершенство человека и его тела, на радость жизни, то северных  художников в большей степени  волновали социальные проявления, из-за чего их произведения не столь оптимистичны.   Последние работы Брейгеля, вообще, отмечены трагизмом и страхом за будущее («Слепые» и «Сорока на виселице»).  Стоит отметить, что граждане Нидерландов и сам Брейгель находились под постоянным страхом смерти, из-за доносов и сплетен; подобное состояние, в виде символических образов,  нашло отражение в его творчестве.

[показать]Рис.1

С точки зрения художественной грамоты, картина «Охотники

Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии

Творческое состояние. Дети за рисованием (фото). 25-11-2016 15:38





[700x498]

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
"Падение Икара" Питер Брейгель. Взгляд из прошлого. 23-09-2016 16:52


 

  В очередной раз захотелось пересмотреть картины Питера Брейгеля (1525-1569), вспомнить его знаменитых охотников на снегу (рис.1). Полотно, которое удивительным образом возвращает к земному.  Всё в ней дышит мирскими делами: ожиданиями, заботами, простыми человеческими радостями, тревогами и  ощущением жизни.  В этом плане Брейгель нашёл универсальную формулу, понятную почти каждому человеку. Сколько любителей и поклонников  живописи могут сказать, что «болели» его произведениями; однажды войдя в нашу жизнь, он остаётся  в ней навсегда. 

 

[показать]

           Рис.1. "Охотники на снегу, зима" (1565)

  В своих работах  Брейгель проявил себя  как талантливый живописец, философ, гуманист, тонко понимающий время, в котором жил и творил. Остро ощущая несправедливость, пороки, присущие не только отдельным людям, но и общественным  отношениям, он оформляет свои мысли на живописных полотнах и даже пытается заглянуть в будущее. Особое место в его творчестве занимают простые люди, в основном крестьяне, к ним художник особенно благодушен, и совершенно осознанно, за что, впоследствии  и получил прозвище – «мужицкий».

      Но речь пойдёт о другой его картине –  «Падение Икара» (рис.2), может не такой популярной, но не менее интересной и достойной внимания.  И если с охотниками на снегу более или менее всё понятно, то полотно с падением Икара, вызывает смешанные чувства. Вот и моё внимание привлекло это произведение, совершенно неожиданно, как иногда  бывает, а может быть просто подошло время к более глубокому пониманию  сюжета картины,  талантливо переосмысленным нидерландским художником эпохи Северного Возрождения – Питером  Брейгелем Старшим.

 
  Что же в ней такого особенного, о чём  хотел  поведать  художник?  Данная  статья - это попытка взглянуть на привычные для нас произведения искусства с другой стороны.
   И так, за основу взят древнегреческий миф об Икаре – сыне Дедала, не внявший совету отца в полёте держаться середины между водой и солнцем. В страстном порыве Икар поднялся близко к солнцу, тепло от которого растопило воск, скреплявший перья на самодельных крыльях и,  финал всем известен. Но на полотне Брейгеля мифологический сюжет приобретает совсем иной смысл, хотя основная идея: о гармонии, мере и равновесии, остаётся неизменной.  Так ли  прост  на самом деле П.Брейгель Мужицкий, показавший, в целом, идиллию,  за  "небольшим" исключением?



[показать]

          Рис.2. "Падение Икара" (1558)    https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/_/6gGkgMwPyiEqUQ

  На фоне ирреального вечернего пейзажа с морем, горами, разворачиваются основные события. Точка обзора находится высоко, из-за этого мы смотрим на пейзаж, как-бы, сверху, охватывая всё целиком, возникает ощущение глубины пространства, гармоничности и незыблемости этого огромного мира. Однако, действия человека, часто  бывают,  противоречивы и дисгармоничны природе. Внутренней композиционной связи, на первый взгляд,  между персонажами нет, они фрагментарны, каждый занимается своим делом. Связь начинает

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
"Меланхолия" Альбрехт Дюрер. 23-09-2015 13:59


 

 

   "Случается, увиденная один раз картина захватывает наше воображение, запечатлеваясь в памяти, но ещё долго остаётся непонятой и загадочной. Через некоторое время к ней возвращаешься, потом ещё и ещё, каждый раз открывая что-то новое, интересное. По крупицам складывается общий замысел произведения. Наступает момент, когда старинная работа художника начинает казаться близкой и понятной. Она открывает свои тайны, делится мудростью и красотой, заботливо вложенной в неё душой и рукой мастера". Об одном из таких произведений и пойдёт речь.

 


                                                   [показать]


                                                                                                   Ещё мгновение, минута покоя на ветру,

                                                                                                               и другая женщина родит меня.


                                                                                                    Д ж е б р а н  Х а л и л ь  «П р о р о к»     


                             [показать]



  Наверное, каждого художника, как и обычного человека, волновали вопросы:  о смысле жизни, о душе, добре и зле, о рождении и смерти. Не оставили в стороне эти размышления  и знаменитого германского художника эпохи Возрождения, Альбрехта Дюрера(1471-1528).  Его творчество является ярким тому доказательством.


  Зарубежные поездки в Италию и Нидерланды, знакомства с учёными, художниками, философами, астрологами, увлечение математикой, геометрией, анатомией служили расширению кругозора Дюрера. Его рисунки становились глубже, проникновенней.    Не смотря на то, что в его картинах и гравюрах  много сюжетов на религиозную и мифологическую темы, всё большую силу своего таланта он направляет на познание реальной жизни. О чём свидетельствуют многочисленные рисунки природы, растений, животных, а портреты современников являют нам стремление художника не только добиться внешнего сходства, но и  раскрыть внутренний мир человека, передать его духовную красоту.


  Из всех картин мастера гравюра «Меланхолия» выделяется какой-то необычностью, новизной, прорывом в сферу непознанного, фантастичностью. Это роднит её с величайшим творением  флорентийского гения — Леонардо да Винчи, портретом  «Мона Лиза» (1503-1519). Гениальность произведения можно определить способностью,  притягивать к себе внимание, будоражить умы и сердца на протяжении многих лет и даже столетий.


 Гравюра «Меланхолия» остаётся одной из наиболее сложных художественных произведений по

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии