Посвящается юбилею двух эпохальных событий.
У Брейгеля просто так не бывает, это становится понятным даже при неглубоком анализе произведений, собранные воедино все случайные фрагменты из реальной жизни гармонизируются в смысловом сюжете картины и составляют единое целое. Цвет, ландшафт, действия людей, растения, животные, постройки – всё это мы наблюдаем повседневно, но в работах Брейгеля каждая деталь несёт свой особый смысл и в целом меняет наше восприятие его произведений. Одним словом, картина становится носительницей другого, неявного смысла.
О чём думал Брейгель, когда создавал своих «Охотников на снегу», были ли это мысли о гармонии мира и человека в нём или же он видел нечто противоположное ей, мешающее и ломающее проявление этой самой гармонии, а может его волновало будущее новых, зарождающихся, отношений в социуме и перспективы их лучшего развития?
Полагаю, что все эти вопросы и многие другие нашли своё отражение в этом произведении. Даже если не вдаваться глубоко в анализ, картина оставляет сильное эстетическое и эмоциональное впечатление. С моей стороны было несколько опрометчиво, в прошлой статье о падении Икара сказать, что с ней более или менее всё понятно. Это далеко не так.
Картина является одной из серии «Времена года» (1565г.) и в значительной степени других привлекает наше внимание. В этой серии картин есть лето, осень, зима, но нет той буйной весны, вселяющей в нас волнующие надежды на радость жизни. Наверное, этому были основания, ибо настоящей радости ещё не наступило; родина Брейгеля Нидерланды находилась в сложных политических и религиозных коллизиях. Прошло почти сорок лет с момента провозглашения Реформации в западных странах, расколовшей католическую церковь на два лагеря - католический и протестантский (лютеранство). Помимо всего прочего страна являлась испанской колонией. Приверженная католичеству, Испания жестоко подавляла проявления раскола в Нидерландах, где в северной её части принимался протестантизм. Идеи Реформация влияли на сознание людей, меняя его и приспосабливая к новым, зарождающимся, буржуазным отношениям. Назревал острый кризис, настраивавший на серьёзные изменения.
Будучи современником происходящих событий, остро ощущавшим унижение от Испанской колониальной политики и всевозможных социальных пороков, Брейгель считал своим нравственным и моральным долгом отстаивать идеи гуманизма, выявляя своим трудом всё то, что способствовало угасанию человечности в обществе. И если итальянские художники эпохи Возрождения направляли своё внимание на красоту и совершенство человека и его тела, на радость жизни, то северных художников в большей степени волновали социальные проявления, из-за чего их произведения не столь оптимистичны. Последние работы Брейгеля, вообще, отмечены трагизмом и страхом за будущее («Слепые» и «Сорока на виселице»). Стоит отметить, что граждане Нидерландов и сам Брейгель находились под постоянным страхом смерти, из-за доносов и сплетен; подобное состояние, в виде символических образов, нашло отражение в его творчестве.
[показать]Рис.1
С точки зрения художественной грамоты, картина «Охотники на снегу» насыщена композиционными приёмами: ритмом вертикалей и горизонталей, острыми диагоналями, глубокой плановостью пейзажа, контрастом тёмного и светлого, обилием фигур людей, животных, птиц (Рис.1). Брейгель здесь придерживается строгой и определённой, композиционной схемы, которая довольно проста и необычна, представляющая фигуру из трёх пересекающихся между собой линий: двух диагоналей и одной горизонтали (Рис.2). В относительно спокойном, композиционном сюжете ощущается внутреннее, скрытое напряжение. С первого взгляда каких-либо решительных действий не происходит; неспешная походка охотников, согласованные действия людей у костра и т.д., но сильный огонь, раздуваемый порывами ветра, всё же, показывает скрытую степень напряжённости.
[показать] Рис.2. Композиционная схема
Сюжет направлен по трём основным векторам, исходящими из смысловых зон, располагающихся в левой части, точка их пересечения находится в области фигуры ведущего охотника. Эти смысловые зоны: перекошенная вывеска, люди у костра, фигуры охотников с собаками, напоминают пирамиду. Назовём их – структуры, отвечающие за поддержание и развитие духовно-нравственных, и моральных качеств человеческого сообщества (Рис.3). Они хорошо всем известны – это церковь, семья, культура, провозглашающие гуманные принципы сосуществования людей в социуме («человек человеку друг»), в противовес звериным («человек человеку волк»).
[показать] Рис.3. Схема.
Как же это показывает художник? Смотрим и видим, что на всех трёх ступенях пирамиды, совместно с изображением человека, можно вычленить какое - либо животное: олень, свинья, лиса. В первом случае святой стоит, коленопреклонённый, перед оленем, в рогах которого можно рассмотреть распятие (Рис.4). Неустойчивость вывески передаётся изображению, создаётся впечатление соскальзывания фигуры. Угол наклона вывески совпадает с диагональю пригорка и образует композиционный вектор, направленный под наклоном в правый нижний угол.
[показать]Рис.4. Вывеска.
Во втором случае происходит опаливание поросёнка; у костра стоит ребёнок с опущенной головой, рядом мужчина и женщина обрабатывают огнём тушу животного (Рис.5). Именно в семье закладываются первичные правила гигиены и нравственные понятия, происходит обработка, очищение от проявлений неряшливости, неумеренности, грубости. Символична послушная фигура ребёнка перед действиями родителей, от воспитания в семье, зачастую, зависит, какое направление выберет будущий гражданин общества; поэтому и вектор нейтрален, находится посередине. В настоящее время сюда можно отнести и школу.
[показать]Рис.5. Люди у костра.
У основания пирамиды показаны охотники, за плечами одного из них висит лиса (Рис. 6), двое других без добычи; собаки послушно следуют за своими хозяевами. И вот здесь Брейгель отдаёт дань тем, кто непосредственно идет в народ, кто своей деятельностью поддерживает уровень культуры, нравственности, человечности. В том понимании высокой нравственной позиции, которой должен обладать истинный деятель культуры. Брейгель одним из первых оценил значимость их труда – перед нами писатель, актёр, художник.
[показать]Рис.6. Охотники.
Каждый вооружён своим оружием, только у актёра древко без наконечника, его оружие – это умение владеть различными эмоциями (играть роль). Собаки и есть те самые прирученные эмоции, служащие своему хозяину. Умелой игрой, актёр влияет на наши чувства, вызывая различные эмоциональные проявления. Достаточно, значимой и мощной выглядит фигура писателя (мыслителя-гуманиста, поэта) она словно проросла в небеса; писательское перо – оружие очень острое и меткое (Рис.6). Влияние писателей на умы огромно их прогрессивные идеи вдохновляли множество художников, композиторов, драматургов на создание своих произведений. И возглавляющим этот боевой отряд, изображён художник, его оружие знакомо каждому, наконечник копья в точности повторяет форму художественной кисти (Рис.7).
[показать]
[показать]
[показать]
Рис.7. Ведущий охотник с копьём (слева); Грант Вуд "Return-from-bohemia"-1935 (в центре); Д. Жилинский "Зима на юге" 1977 (справа).
Их общий вектор направлен по диагонали слева вверх, в горы. Они устремлены ввысь, к идеалам красоты, гармонии, к достижению новых высот, им чужды хаос и безобразие, но пройти группе всё - же придётся по самому сложному пути. Поэтому спускаются охотники в долину, что бы находиться среди народа, нести крупицы красоты, созидания, гуманизма. Так оригинально и правдиво Брейгель выразил своё отношение к подобным социальным институтам, показав степень их важности с усилением к основанию пирамиды.
С хитростью, ложью и обманом охотники успешно научились справляться, хотя это и стоит сломанных копий. Можно представить, кто из животного мира будет участвовать в следующей схватке, вероятней всего, это опасные хищники - волк и медведь, как символы эгоизма и гордыни (Рис.8). Будущая борьба станется гораздо серьёзней и вероятно даже трагической. Пятьсот лет истории насчитывают огромное количество примеров подобной борьбы.
[показать] Рис.8 Иванушка из фильма "Морозко" 1964. Реж. Александр.Роу
Наше внимание следует за охотниками и перемещается уже в правую часть картины, где мы видим множество людей, занятых различными делами. К примеру, первыми кого они встретят на городских задворках – некая семейка, занимающаяся заготовкой хвороста, а по-простому воровством в соседнем дворе, во время отсутствия хозяев (Рис.9). Процесс отлажен и обязанности распределены: отец семейства ломает кусты, дочки отвозят наверх, жена носит домой. Чтобы показать взаимосвязь между мужчиной и женщиной, художник располагает их на одной вертикали, как и связь их дочек, соединённых одной бечевой.
[показать]Рис.9. Заготовка хвороста.
Вообще, всё это пространство, состоящее из квадратиков озёр и людей на них, представляется Брейгелем как государство со своими структурами. Озеро, где больше всего людей это и есть самые обычные граждане (Рис.10). На озере рядом, где несколько человек занятые какой-то игрой – стратеги или правители (Рис.11). В самом дальнем конце на маленьком озерце пригнувшийся человек стреляет из ружья по птицам (Рис.12), скорее всего это силовые структуры в нашем понимании, занимающиеся демонстрацией силы.
И здесь для нас интересно как художник показывает поведение обычных людей. Если повнимательней присмотреться, то становится заметна некая разобщённость и отчуждённость, не смотря на большое сгущение народа, в целом люди не связаны каким-либо общим действием. Кто-то лежит на льду, и до него нет дела, кто-то кого-то тащит, маленькие дети стоят в стороне или плачут (Рис.10. отмечено в круге и рис.13), другие копируют поведение других (отмечено в овале). Тонкий юмор и сарказм Брейгеля проявляется в деталях и заметен не сразу. Комична фигура пригнувшегося мужчины, тянущего фигуру женщины, напоминающую каменный монумент (Рис.14). Хорошо выделяются те, кто контролирует поведение народа – наблюдатели, они стоят по сторонам озера, образуя перекрестие (отмечено в прямоугольниках). Все находятся в ограниченных рамках системы, под контролем.
Рис.10. Развлечения на катке.
Рис.11. Игры на льду
Рис.12 Стрелок.
[показать]Рис.13.
[показать] Рис.14.
А что же здесь нового для нас, спросите вы? Вот именно, ничего. Всё это нам известно из истории, да ещё в более жёсткой и разнообразной форме. Но это было новым для той эпохи, в которой жил художник. Зарождение нового класса – буржуазии, укрупнение городов, рост промышленности и эксплуатации, увеличения числа населения в них и соответственно возникновение новых социальных проблем. Походу это всё волновало Брейгеля, и он ищет решение, которое выражается в построении более гармоничных общественных отношений: где люди будут гораздо свободней, где будет больше природы, и при этом между людьми будет процветать коллективизм и взаимопомощь. Это-то Брейгель и показал вдалеке, где дома не так теснятся, как в городе и расположены поодаль друг от друга, где люди проявляют отзывчивость, спешат на помощь, если с соседом случается беда (Рис.15).
Рис.15. Тушение пожара. Фрагмент.
Ещё множество различных символичных элементов присутствует в этой картине, которые вы можете теперь легко разгадать, но они уже носят дополнительный характер и включаются в общий композиционный строй. К примеру, изображённый куст, так выразительно раскинувший свои ветки в стороны, словно щупальца, заполняет большое свободное пространство и в тоже время символизирует страх, опасение, тревогу (Рис.16). И здесь Брейгель сказал правду о своей боязни, вписав автограф в нижнюю часть куста. Пользуясь языком иносказания, художник мог реализовывать своё отношение к окружавшей действительности, наполненной недоверием, подозрительностью, несправедливостью, оставаясь при своих убеждениях. Таких художников, сумевших пройти жизненный путь, быть признанными и сохранить свои идеалы, не зависимо от мнения окружения и сильных мира сего, не так уж и много. Среди них можно отметить таких мастеров как: И.Босх, Л.да Винчи, Микелянджело, А.Дюрер, П.Брейгель.
[показать]Рис.16. Куст. Фрагмент.
Современному человеку в рыночных условиях, где лучшие достижения культуры, науки и искусства используются для максимальной прибыли, крайне сложно не поддаться этим влияниям, в жёстких условиях рынка он и сам превращается в товар. Рыночные отношения антигуманны, ведут к проявлению индивидуализма, эгоизма, алчности, недоверия и т.д. Не это ли пытался донести до нас художник. И если И.Босх прослеживал усиление человеческих желаний до порока и греха, то Брейгель пошёл дальше, показав экономические, социальные причины их появления.
Что касается двух событий мирового масштаба изменивших этот самый мир, то они произошли, практически, в одно и то же время, с разницей в 400 лет. Это Реформация, начавшая с провозглашения Мартином Лютером в октябре 1517 года своих тезисов, осуждающих действия католической церкви и явившейся впоследствии идеологической основой современного капиталистического общества. И Великой Октябрьской, социалистической революции, начавшейся в октябре 1917 года и положившей начало становлению нового социалистического строя, доказавшему всему миру эффективность экономики, политики, социальных отношениях, основанных на равенстве и братстве среди народов, свободном труде, взаимопомощи. Где наивные принципы гармоничного человеческого сосуществования, выражаемые гуманистами эпохи Возрождения, тоже нашли своё воплощение.
P.S. Хочется добавить: дорогой Брейгель, как же ты оказался прав, думая вперёд; ведь наша страна уже жила в прогрессивном будущем, но была ловко обманута и свернула не в ту дверь и теперь по новой примеряет старые, дырявые одежды буржуазно-рыночных отношений из которых давно выросла. Ещё нет и нет, появляются на экранах шедевры той эпохи: гениальные фильмы, добрые и умные мультики, музыкальные произведения. Ещё наполнены музеи профессиональными, прекрасными, жизнеутверждающими работами художников и скульпторов. Ещё есть те люди, и их много.