• Авторизация


"Меланхолия" Альбрехт Дюрер. 23-09-2015 13:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

   "Случается, увиденная один раз картина захватывает наше воображение, запечатлеваясь в памяти, но ещё долго остаётся непонятой и загадочной. Через некоторое время к ней возвращаешься, потом ещё и ещё, каждый раз открывая что-то новое, интересное. По крупицам складывается общий замысел произведения. Наступает момент, когда старинная работа художника начинает казаться близкой и понятной. Она открывает свои тайны, делится мудростью и красотой, заботливо вложенной в неё душой и рукой мастера". Об одном из таких произведений и пойдёт речь.

 


                                                   [показать]


                                                                                                   Ещё мгновение, минута покоя на ветру,

                                                                                                               и другая женщина родит меня.


                                                                                                    Д ж е б р а н  Х а л и л ь  «П р о р о к»     


                             [показать]



  Наверное, каждого художника, как и обычного человека, волновали вопросы:  о смысле жизни, о душе, добре и зле, о рождении и смерти. Не оставили в стороне эти размышления  и знаменитого германского художника эпохи Возрождения, Альбрехта Дюрера(1471-1528).  Его творчество является ярким тому доказательством.


  Зарубежные поездки в Италию и Нидерланды, знакомства с учёными, художниками, философами, астрологами, увлечение математикой, геометрией, анатомией служили расширению кругозора Дюрера. Его рисунки становились глубже, проникновенней.    Не смотря на то, что в его картинах и гравюрах  много сюжетов на религиозную и мифологическую темы, всё большую силу своего таланта он направляет на познание реальной жизни. О чём свидетельствуют многочисленные рисунки природы, растений, животных, а портреты современников являют нам стремление художника не только добиться внешнего сходства, но и  раскрыть внутренний мир человека, передать его духовную красоту.


  Из всех картин мастера гравюра «Меланхолия» выделяется какой-то необычностью, новизной, прорывом в сферу непознанного, фантастичностью. Это роднит её с величайшим творением  флорентийского гения — Леонардо да Винчи, портретом  «Мона Лиза» (1503-1519). Гениальность произведения можно определить способностью,  притягивать к себе внимание, будоражить умы и сердца на протяжении многих лет и даже столетий.


 Гравюра «Меланхолия» остаётся одной из наиболее сложных художественных произведений по умению компоновать большое количество объектов, связывать их общим смыслом. В ней заложены знания из области геометрии, теории перспективы, математики, анатомии, национальных традиций. Почему мастер так зашифровал своё произведение, хотел ли  его понимания современниками?  На  широкое афиширование своих мыслей, в то время, он не рассчитывал. Поэтому гравюра изобилует символами, аллегориями, наслоением событий, заставляет человека напрягать внимание, искать взаимосвязи.


  Стоит вспомнить, что Германия конца 15-нач.16 веков переживала сложные времена: княжеская раздробленность, мелкие войны,  крестьянские восстания на религиозной почве, выступления Мартина Лютера с реформаторскими тезисами, ожидание  Апокалипсиса. Всё это создавало атмосферу страха и неопределённости.    И, не смотря на гуманистические настроения, пришедшими из более просветлённой Европы, Германия  по-прежнему  находилась под сильным влиянием религиозного догматизма. Ещё зажигались костры, устраивались показательные суды, но их время заканчивалось, наступал период Реформации.  В таких условиях Альбрехту Дюреру приходилось нести идеи гуманизма в области изобразительного искусства в Германии эпохи Возрождения. 


 Хотелось бы отметить мастерский талант Дюрера как резчика гравюр, сначала на  деревянных досках (ксилография), а позднее на медных пластинах. Каждая линия на рисунке — это углубление, выбранное специальным резцом (штихелем) на печатной пластине. Как виртуозно надо было владеть инструментом, что бы вырезать мельчайшие детали, разглядеть которые можно иногда  только с помощью увеличительного стекла. Необходимо  было чувствовать глубину и направление реза, видеть как  будет выглядеть гравюра в тоне после оттиска, учитывая зеркальность изображения. И в резцовой гравюре он добился совершенства. Хорошей школой в этом ему послужило обучение в ювелирной  мастерской отца и у нюрнбежского  художника  Михаэля Вольгемута.    


   Но давайте перейдём непосредственно к произведению. На первый взгляд сразу же бросается в глаза большое количество объектов, каждый участок гравюры занят одним из них. Центральное место отведено крылатой женской фигуре с книгой и циркулем, есть детская фигурка, собака, летучая мышь, ещё масса бытовых предметов, орудия труда, геометрические тела. На дальнем плане  пейзаж с морем, комета и радуга. И, чтобы ввести нас в полное заблуждение, на стене высечен квадрат с цифрами. Вот первое впечатление, которое сложится у нас при просмотре картины.  Фигуры, предметы не имеют выраженной связи. Так ли это на самом деле? Ведь художник потратил огромное количество часов, душевных и физических сил для реализации своей  идеи.   


  Большинство объектов несут символическое значение, которое исходило из традиций того времени наделять предметы таинственностью, мистицизмом, двойным смыслом.  И Дюрер, как сын своей эпохи, был тоже подвержен этому влиянию. Минули столетия,  многое,  привычное для того времени  сегодня забыто и кажется уже лишённым всякого смысла.  Возвращение к пониманию символического значения  фигур, вещей, явлений поможет в раскрытии того, что хотел донести до нас художник в такой таинственной форме. 


  Если провести линию, соединяющую шар и светящую звезду на небе, то она пройдёт  через собаку и кристалл. В этом случае линия протянется через зрительные центры объектов.  Подобное иерархическое построение не случайно, Дюрер изобразил таким образом человека — как составляющую из нескольких символических  объектов. Внизу плотное тело, вверху огненное тело или дух, между ними тело страстей и разум (рис.1). 


                    [показать]                                                                                                                                                

                                                                                        Рис.1.
                                                                                        


 В изотерических учениях тела человека классифицируются схожим образом: физическое тело, астральное, ментальное и огненное (названия даны в скобках). Три нижних тела сгруппированы  и расположены рядом друг с другом, в то время  как  дух находится  на некотором отдалении. Линия  горизонта, здесь, зрительно разделяет небесное и земное.    

  Сфера — идеальное геометрическое тело соотносится с привычным,  для нашего  понимания, плотным  телом. Она легко приводится в движение даже от небольшого усилия. Что свидетельствует о податливости плотного тела и  его послушности со стороны других тел.


   Дюрер уже пользовался подобной аналогией в другом своём произведении,  гравюре под названием  «Сон» (рис.2).  Эта гравюра имеет много общего с  предыдущей.  Связь с которой рассмотрим позднее. Сфера в обоих случаях — это аналогия с объёмным физическим телом человека и расположено оно на работах Дюрера, как правило, в самом низу картины. 


                 [показать]


                                                                        Рис.2.«Сон»(1497-1498)  



  Собака — животное начало, страстное тело  или  астральное, оно изображено в виде пса мирно лежащего свернувшись калачиком. Красивое мускулистое тело собаки находится в покое, что само по себе странно, ведь собака довольно подвижна. Обычно мы наблюдаем  крайности в поведении этого животного: от визжащей радости и виляния хвостом,  до безумной  ярости со злобным оскалом.

 Умение контролировать животное начало в себе признавалось, как важное жизненное достижение. Человек, обуздавший свои страсти и сумевший направить их силу в нужное русло, был достоин уважения во все времена. Это подмечали и ставили ему   в заслуги.                                                                                             

  Подтверждение этому находим в барельефах и скульптурах  надгробных плит знатных герцогов и  рыцарей.  Можно наблюдать такую  картину   рыцарь,    стоящий  ногами  на  каком - нибудь  животном:  обычно это лев, собака, или  ягнёнок  (рис.3 и  рис.4).  Животные здесь символизирует не только попрание человеком низшей природы в себе, но и  представляют  лучшие свои качества: лев — благородство и бесстрашие, собака — верность и преданность.                                                                                                                                                                                      [показать] 


 В  лапах  льва,  хорошо уже  известный нам,  предмет (рис.4). 


  Разум — ментальное тело или мысли человека, изображён в виде  кристалла  с правильными, хорошо обработанными рёбрами и гранями. Так представил Дюрер разум человека. 
 Наступает момент понимания неизбежности  конца земной  жизни. Исчезновение физической оболочки, материальных накоплений, привилегий  и самого разума,  рождает в ещё живом сознании чувство упадка, грусти, меланхолии из-за  неотвратимости наступающих событий.


   Дух — огненное тело, Божественная частица. На гравюре это яркая, летящая по небосводу звезда. Дух вечен и не уничтожим. Он прошёл закалку на земле, что бы вновь вернуться для постижения и накопления опыта. Ему сопутствует радуга – символ радости и обновления. Она протянулась через большую часть пейзажа и выходит за пределы изображения.

   На одном уровне с огненной частицей  Света изображено  некое крылатое существо царства Тьмы, напоминающее летающего дракона; наиболее часто используемый образ в произведениях литературы и искусства (дух зла в народных мифах и христианских легендах ).         

   Два представителя Светлых и Тёмных сил  находятся рядом друг с другом, одновременно пребывая  в  извечном  противоборстве. Летит дракон за земной  данью, несёт уныние и разрушение. Летит  Светлый Дух  за познанием, несёт свет, радость и обновление (рис.5).  Эта тема находит широкое отражение  во многих верованиях,  учениях традициях и фольклоре.  


                                 [показать]


                                                                                                   Рис.5.

                                   

    На гравюре много различных предметов, они соотносятся с телами и связаны  с ними по смыслу. Например, на одном уровне со сферой расположены инструменты (орудия труда).   В течении жизни физическому телу приходиться много трудиться создавая материальную область бытия. В процессе гармоничной трудовой деятельности тело становится  умелым, выносливым, красивым. Человек научился производить огромное многообразие всевозможных вещей. Мастеровые люди в недалёком прошлом были в почёте. С большим уважением они относились к труду сохраняя и приумножая  многолетние традиции мастерства. 

  Дети начинали рано помогать своим родителям. Подростками их отдавали учениками в мастерские, где они постигали приёмы ремесла. Но в  начале это была самая простая, чёрная работа: носить уголь и воду, раздувать меха  в горне, выпрямлять гвозди, убирать помещение. По мере накопления опыта,  из учеников они поднимались на ранг выше и становились  подмастерьями.  Так продолжался процесс освоения мастерства. Дюрер в  «Меланхолии» отвёл инструментам достаточно много места, показывая тем самым важную роль труда в формировании человека. 


   Интересен предмет, который соотносится с астральным телом и находится рядом с собакой.  Это тубус — набор для письменных принадлежностей, необходимый атрибут всех писарей и художников-графиков — прототип современного школьного пенала. Футляр, в котором хранились гусиные перья, был соединён общим шнурком с чернильницей. Этот предмет часто встречается на изображениях    в    сюжетах   со  св. Иоанном Богословом  (рис.6 и рис.7). 

  Одно из проявлений астрального тела  это излишняя  эмоциональность в движениях и словах. Закрытая чернильница и футляр — это своего рода  сдержанность и не многословие.                                                                                                          

   [показать]

 

   Кому приходилось заниматься обработкой твёрдых материалов, будь то  металл или камень, тот знает, что молот  является самым необходимым инструментом в таких трудоёмких операциях. Он присутствует практически во всех рабочих профессиях: кузнеца, каменщика, плотника, и по праву заслужил славу символа, упорного и тяжёлого труда. Развитие разума сопоставляется с трудной и кропотливой работой, требующей твёрдости, постоянства, терпения, настойчивости прилагаемых усилий в его формировании. Жан Жак Руссо говорил:  «Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего». Но ещё разуму отводится роль контроля и обуздания астральных проявлений. Разумный человек умеет сдерживать порывы страсти и гнева. 


  За кристаллом находятся инструменты плавильного производства: чаша с горящим углём, тигель, щипцы. В тигле при высокой температуре расплавляют металлы, придают им новые свойства, отделяют от примесей и шлаков. В этом смысле действия связанные с обработкой металлов огнём соотносятся с действиями духа. Дух тоже проходит испытания огнём: очищается, переплавляется, закаляется, приобретает новые качества. В жизни это проявляется в способности человека к преодолению тяжёлых испытаний,  из которых дух выходит победителем. И чем сложнее и труднее жизненные обстоятельства, тем они для духа полезнее. Таким образом Дюрер связал летящую звезду на небосклоне и раскалённый тигель общим смыслом. 



  На небольшом постаменте в красивом и богатом платье присела мощная, крылатая фигура — душа человека, устремлённая внутренним взором в светлое  будущее, к новым вершинам познания. Взгляд ясный и решительный. За жизнь она окрепла и возмужала, достигла почитания и славы (венок на голове), обогатилась жизненным опытом(кошелёк), нашла ключи к тайнам. Большие и сильные крылья возносили её в высоко в небеса, и ей знакомо чувство свободы и творческого полёта. Но подошли сроки, и колокол оповестил о наступающем событии; «книга жизни» закрыта; отмерены последние шаги; остались считанные мгновения. Очередной круг жизни для души закончился; прислонён к стене и накрыт, отслуживший свой век мельничный жёрнов. Он стал основанием для начала нового витка. И вот уже молодая, обновлённая душа пристроилась на старом жёрнове, ожидая нового воплощения; начинает писать свою «книгу жизни», усердно царапая на табличке имена будущих земных родителей. Она уже имеет хорошую одежду, а значит, самое важное из прошлого, накопленного опыта сохранено и послужит для более успешного восхождения. Для неё уже поставлена лестница ведущая на следующий  «этаж», а чаши весов над головой чисты и находятся в равновесии.

   Можно сказать, что две крылатые фигуры, это изображения одной и той же души,  завершающей жизненный путь и начинающей новый.  Так Дюрер на гравюре, попытался показать процесс перевоплощения и обновления души.

 

   Настал момент вернуться к гравюре «Сон»(1497-1498)  и сравнить эти два произведения,  которые имеют много общего в трактовке символов. Сюжет этой более ранней гравюры достаточно хорошо описан в разных источниках и показывает жизнь человека ведущую к нравственному падению.  Желание жить только потребностями физического тела и астрала приводит человека к духовной слепоте и глухоте.    Астральное тело выросло и  приобрело форму дракона, подчинив  человека своим  желаниям.

                     [показать]

   Кристалл разума отсутствует, если не брать во внимание  бесформенную подушку под головой. Этот человек спит, глаза его закрыты и ничего не видят — он слеп. В уши усердно нагнетается ветер и он глух (рис.8). В этом случае трудно говорить о каком - либо развитии души и тем более о полётах.                                                                                                                                                                     [показать]



  Душа так и не выросла, оставаясь в младенческом состоянии. Способная летать, она пытается подняться используя какие-то подпорки, забыв что за спиной имеет крылья, и взгляд её упирается в землю. Полоска ткани, прикрывающая немного тело — вот вся её одежда  (рис.9).   

  Спустя  шестнадцать лет Дюрер воплотит  более совершенное представление  о развитии свободной, человеческой души и её предназначении,  в гравюре «MELENCOLIA - I» (рис.10).               


   Остались песочные часы — символ быстротечности времени и математическая таблица на стене в виде квадрата с цифрами. Сумма четырёх цифр в столбцах, строчках, диагоналях и квадратах по углам, и в центре равняется «34». К моменту завершения работы над гравюрой мастеру исполнилось «43» года. Подобная зеркальная зависимость цифр намекает зрителю о непосредственной связи гравюры с её автором.

  Таким образом Дюрер оставил нам необычное видение своего автопортрета, отражающего сложный внутренний мир художника,  где он попытался ответить на самые важные вопросы,  волновавшие  его  творческую натуру: о смысле жизни, как непрерывном процессе познания,  совершенствовании и накоплении опыта.

 

 

 

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Меланхолия" Альбрехт Дюрер. | Григорий_Поляков_ - Дневник Григорий_Поляков_ | Лента друзей Григорий_Поляков_ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»