Сергей Любаев «Ночь перед Рождеством»
В оформлении книги для него важна целостность замысла, гармоничное стилистическое единство графического наполнения, шрифтового и изобразительного решения, общего дизайна и конструкции книги.
Отправной точкой в своей работе считает лубочное искусство, которое называет иконой книжной изобразительности.
Николай Гоголь. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ. Художник Сергей Любаев. - М .:Издательская группа «Арбор», 2010г.
Дело в том, что я многократно и серьёзно занимался трудами Николая Васильевича Гоголя, иллюстрировал и оформлял книги по его гениальным произведениям.
Из комментариев любителей книжной графики:
"Этот иллюстратор отличается своей необычной фактурностью от остальных на сегодняшний день. Что ни книга, то праздник! Здесь лишь даны отдельные иллюстрации, но то, как он выстраивает всю книгу вместе с буквицами- полный отпад. Салтыков-Щедрин в его оформлении прекрасен!"
Юрий Борисович Норштейн говаривал, что Гоголь полон загадочной божественности, мистики и не терпит верхоглядного панибратства. Творческого хамства тем более!
Работать для него надо предельно трепетно и деликатно. Ходить по его строкам, как Сталкер в Зоне.
Осторожно и трепетно.
Многих вещей же лучше избегать и не касаться, не то даже при творческой находке и удаче будешь наказан. Причём наказание будет прямо пропорционально удаче. Мол, с большого замаха и спрос больше…
В 2009 году довелось мне работать над «Ночью перед Рождеством».
Эта повесть – неисчерпаемый клад для художника. Многажды иллюстрировалась, экранизировалась. Оперы Чайковского и Римского-Корсакова чего стоят!
Одна из главных чёрных фигур в повести – чёрт, нечистый, чадо Тьмы.
Его зазноба, дебелая Солоха – обычная местечковая ведьма. Ведьмак Пузатый Пацюк, жрущий галушки и доводящийся роднёй чёрту. Языческая Коляда – их родная стихия.
Этим силам тьмы противостоит сама святая Рождественская ночь.
«А может, зря…», – думаю я сейчас. Это ведь франт с хвостом и его шайка привносят в повесть карикатурное зубоскальство. Поэтому в изобразительном рассказе крайне важна пропорциональность Света и Тьмы.
Рождество Христово с его божественным светом должно преобладать, венчаться словами мамки с дитятей, окончательно добивающими чёрта – «Он бачь, яка кака намалёвана!»
Конечно, избежать соблазна нарисовать живописную мерзость невозможно. И делать сие, раз уж взялся, нужно, затаив дыхание, замаливая явление тёмного созданием чего-то светлого, человечного, пусть и смешного.
Когда у меня дошла очередь до придумывания и образного решения тёмного паноптикума, грянула беда: в больницу внезапно, с тяжёлым и стремительно идущим атеросклерозом ног попадает мой отец.
Человек некурящий и почти непьющий. Бесконечно мною любимый отец!
А я как раз рисую адское создание на копытах, его полюбовницу и весь сонм их «чудес».
И не могу остановиться! Даже тяжко переживая, мотаясь в больницу, доставая лекарства… Кончается всё горько – сначала потеря одной ноги, через полгода, к окончанию работы над книгой – потеря второй…
\
Вот какова истинная цена серьёзной работы над гоголевской изобразительностью. Не зря не любил он иллюстраций к своим произведениям!
Лет 25 назад я был свидетелем одного происшествия. Лев Алексеевич Токмаков получил заказ от некоего издателя на иллюстрации к повестям Пройслера «Маленькое привидение» и «Маленькая баба-яга».
Он взялся за эту работу, но через несколько дней тихонько появился в издательстве, положил на стол рукопись и сказал: «Мне седьмой десяток идёт, пора о Боге думать». И отказался…
Вот и Норштейн, терпя потери и преодолевая трудности, толкает вперёд тяжкий Сизифов камень «Шинели». А конца всё нет… Помогай ему, Боже! Защити от сумерек, тьмы и мучительных сомнений!
P. S. Но проделки козлоногой твари на этом не кончились. Мне предстояла годичная работа над «Приключениями Гекльберри Финна» Марка Твена.
Работа сочеталась с тяжёлым трудом выхаживания отца, вспышками надежды, их угасанием, напряжёнными попытками оздоровления, днями бодрости, умиротворения и какого-то немыслимого оптимизма.
Помню, протез ноги, найденный Геком на затонувшей барже, я рисовал с натуры, глядя на новый, один из двух протезов отца, на которые он так и не встал…
А когда подошла очередь глав про похороны лжебрата Короля и рисования печальных сцен и ритуальных предметов, отец скончался.
Так что многие иллюстрации этих глав придуманы и нарисованы, можно сказать, с натуры, по трагическим впечатлениям.
Рисовал трагикомическое, не приведи Господи, сквозь слёзы…
Скажут, грех жаловаться, книга прекрасно напечатана, получила лауреатский диплом конкурса «Образ книги» – но мне от этого было не легче.
И до сих пор я не знаю, что это – результат знакомства с «вертыхвистом» или плата за попытку въедливого и честного художнического труда. Короче, профзаболевание.
Кстати, после премьеры новой сатанинской 3D версии «Вия» в 2014 началась адская вакханалия на Украине.
Не буди лихо, покуда оно тихо… Запамятовали!
Это была самонадеянная попытка реально, как ныне выражаются, показать в объёме и ярких красках НЕПОКАЗУЕМОЕ, то, что показывать НЕЛЬЗЯ и НЕ НУЖНО.
Когда я ранее рисовал «Вия», то отказался его изображать именно по этим соображениям. Обошёлся намёками и косвенными образами и предметами…
Совет иллюстраторам-натуралистам готических романов и «фэнтэзи».
Впрочем, они живут в ином измерении и в советах моих не нуждаются.
Так что хочется сказать словами настоящего героя: «Люди,…будьте бдительны!»
источник http://www.fairyroom.ru/?p=49879
иллюстрации отсюда https://www.labirint.ru/books/587772/