Японский художник школы Кано, график, иллюстратор Kawanabe Kyōsai (Каванабэ Кёсай).
Также известен как Gyôsai Chikamaro и под псевдонимами Сэйсэй Кёсай, Сюрансай, Байга Додзин, Гёсай Каванабэ.
Пьяница и забулдыга. И при этом - возможно, последний виртуоз в традиционной японской живописи.
Он родился 18 мая 1831 года в Кога-хане (теперь это город Кога в префектуре Ибараки) в семье самурая Каванабэ Киэмона 河鍋記右衛門. Он был вторым сыном и назвали его Шюзабуро 周三郎.
Мальчик, как говорится, любил рисовать с самого раннего детства. По легенде, в трехлетнем возрасте Шюзабуро нарисовал свою первую лягушку. Настолько похоже, что его мать немедленно решила: мальчик будет художником.
И в семь лет (полагаю, по старой японской традиции начинать обучение детей в шестой месяц после шестого дня рождения) Шюзабуро отвели не к кому-то, а в мастерскую Утагавы Куниёси 歌川国芳. Там он учился два года.
Каванабэ Кёсай (1831-99). Птицы и цветы», 1881, Токийский национальный музей
В 1840 году Шюзабуро переходит в школу Кано - одну из известнейших школ традиционной японской живописи, откуда происходят и официальные живописцы Токугава.
Новым учителем юного дарования стал Маэмура Това 前村洞和.
И именно он дал мальчику прозвище "гаки" (画鬼 - "демон живописи").
Шюзабуро всего лишь 9 лет и мальчику это прозвище явно пришлось по вкусу, он помнил о нем всю свою жизнь и всю жизнь старался соответствовать.
Его учитель умер в 1841 году и учить мальчика стал Кано Тохаку 狩野洞白, глава направления Суругадай школы Кано.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Дети играют с золотой рыбкой», 1888 г.
Первую полностью самостоятельную работу он закончил в 1848 году.
Каванабэ Кёсай (1831-99)."Бишямонтэн"
Видимо работа "Бишямонтэн" стала в каком-то плане "дипломной".
Юный Шюзабуро получил право на самостоятельную жизнь в качестве художника.
В 1849 году он покидает своего учителя и отправляется в свободное плавание под первым своим профессиональным псевдонимом Тоику Нориюки 洞郁陳之.
По слухам, именно во время обучения в школе Кано молодой человек пристрастился к прелестям столичной жизни в виде кабаков и борделей.
Надо полагать, отношения с отцом у него были хорошие, и состоятельный папа явно не отказывал ни в чем своему талантливому отпрыску.
Ну, мальчик и оттягивался по полной. Впрочем, рисовать ему это явно не мешало.
Его мастерство считается технически безупречным, хотя сюжеты подчас шокируют.
С одной стороны — прекраснейшие гравюры изображающие животных, с другой стороны — жуткие юрэй и скелеты, чудовищные сцены расправ демонов над людьми, и прочие ужасы...
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Снежная обезьяна на лозе у водопада» и «Обезьяна с мушмулой на дереве у реки»
Шюзабуро берется за все, что предлагают. Пробует разные техники, разные стили и жанры.
Судя по всему, работоспособность у него была просто фантастическая.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Аисты или цапли (краны) в марте»
Где-то в 50е годы он заинтересовался Хокусаем.
Сам великий художник к тому времени уже умер и Шюзабуро не мог стать его учеником. Но работы Хокусая знал хорошо и очень уважал.
Особенно "Мангу", стилю которой одно время если и не подражал явно, то находился под сильным впечатлением. Где-то в 50е же появился и творческий псевдоним, под которым художник известен больше всего - Кёсай 狂斎 ("сумасшедший").
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Атакающий горного льва»
Попутно в то время иногда Кёсай пользовался несколькими другими прозвищами, также отражавшими его сущность и образ жизни: 酒乱斎, 雷酔, 酔雷坊, 惺々庵 - разные варианты обозначения пьяницы и буйной личности.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Разгром монгольских пиратов»
Каванабэ Кёсай (1831-99). иллюстрация к легенде
В 1863-66 годах выпускалась серия гравюр "сумасшедшего" Кёсая под названием 狂斎百図 ("Кёсай хяку-зу") - Сто картин Кёсая.
Хотя реально популярность серии была такова, что гравюр в итоге было выпущено около двух сотен и не в одном издании.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Испугавшийся тигр»
За основу бралась какая-нибудь известная поговорка или пословица. Или просто фраза на злобу дня. И Кёсай делал ее образное воплощение.
Это иллюстрация к легенде о Танабате. Пастух со своим быком и Ткачиха, разделенные Аманогавой.
И сойки, собирающиеся построить мост для влюбленных.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Богиня милосердия Кандзэон Босатсу»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Атакующий горного льва»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Ворона ест хурму»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Ворона»
В 1873 году на Всемирной Выставке в Вене впервые была представлена и Япония.
Помимо всего прочего, выставлялась и картина Кёсая. Так про художника узнали в Европе и весьма заинтересовались.
За эту ворону в 1881 году Кёсаю было заплачено 100 йен (в пересчете на современные деньги - около миллиона йен, совершенно безумные деньги за живопись в то время).
Работа выставлялась на международной выставке и сыграла свою роль в популяризации японской культуры.
Кёсай брался за любую работу и ни от чего не отказывался.
Такое ощущение, что изнутри его грыз демон и единственное спасение - это писать, потому что алкоголь помогает слабо.
Свои "наброски" в стиле современных манга Кёсай рисовал по 200 листов за день.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Белая одежда»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Большая и маленькая птичка»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Петух и хорек»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Кролики»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Белый Орел присматривается к Горномуй льву»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «У Парижской оперы в «Странной истории об изгоях» — западной постановке театра кабуки»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Сова, осмеянная мелкими птицами»
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Тигр» и «Орёл взирающий с вершины горы Иваками»
Каванабэ Кёсай умер 26 апреля 1889 года от рака желудка на руках своих детей и Джозайи Кондера.
Ему было 59 лет. Похоронен на кладбище храма Зуирин-дзи в Токио.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Кошка поймала лягушку»
На могиле установили камень в форме лягушки - первый рисунок Кёсая, когда ему было 3 года.
После него осталось гигантское наследство в тысячи рисунков, картин, гравюр всех стилей и жанров.
Но государство решило отыграться на неудобном художнике. Про него просто забыли.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Олень и обезьяны»
Школы нет, из учеников только Джозайя, который больше архитектор, да дети, талант которых, к сожалению, до отцовского не дотягивал.
Не было ни выставок работ Кёсая, ни изданий репродукций.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Верховая езда по воздуху на черепахе»
Музей Кёсая был открыт только в 1977 году в Саитаме силами и стараниями его правнучки Кусуми Каванабэ.
В него вошли работы самого Кёсая, которые собирала и хранила дочь Кёсая и ее дети, работы детей Кёсая и тех, кто считал его своим учителем.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Белки и орехи»
Первая выставка работ Каванабэ Кёсая, посвященная 120-й годовщине его смерти, прошла только в 2008 году в Национальном Музее Киото.
Каванабэ Кёсай (1831-99). «Гора Фудзи»
Основной источник "Виртуоз в традиционной японской живописи. Kawanabe Kyōsai" (красавицу видеть хотите)