• Авторизация


Спасо-Преображенский собор. Санкт Петербург. 14-12-2025 12:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Спасо-Преображенский собор. Санкт Петербург.


scale_1200 (21)

scale_1200

Среди православных храмов Санкт-Петербурга это собор имеет особую историю появления. И связана она с императором Петром I, точнее, с созданным им Лейб-гвардии Преображенским полком и его дочерью Елизаветой Петровной. Именно с помощью гренадеров Преображенского полка будущая императрица, кстати, не имевшая права на престол, осуществила дворцовый переворот, воспользовавшись падением авторитета и влияния власти правительницы-регента Анны Леопольдовны. Случилось это событие по григорианскому календарю 6 декабря 1741 года.
 
b72bJY8PvbuH9dsN4np15cADw4VnRQwRQcM6u6wO5zSX5MKtD8U3wB517OyF2vElWUbTaQQ95JjSZoBs65t7QwX6wSGlDOoLhn7v
Спасо-Преображенский собор..
Спустя некоторое время взошедшая на российский престол Елизавета Петровна решила в память об этом событии и в знак особой благодарности солдатам и офицерам полка, поддержавшим ее в трудный момент, воздвигнуть полковой храм. Место для храма было выбрано не случайное, как раз на то место, где находился штаб гренадерской роты Преображенского полка. Ныне это Преображенская площадь, что находится на пересечении улицы Пестеля, Рылеева, Манежного переулка, переулка Радищева и улицы Короленко.
b72bJY8PvbuH9dsN4np15cADw4VnRQwRQcM6u6wO5zSX5MKtD8U3wB517OyF2vElWUbTaQQ95JjSZoBs65t7QwX6wSGlDOoLhn7v
scale_1200 (2)
 
Возводился собор в течение 11 лет - с 1743 по 1754 год. За основу был взят проект русского архитектора Михаила Земцова. Однако, Михаил Григорьевич не дожил до окончания строительства, умер в конце сентября 1743 года. Да, жизнь - штука непростая. Земцов в 1734 году, после смерти Доменико Трезини, заканчивал постройку здания Двенадцати коллегий, а после смерти Земцова - его незаконченные проекты завершали другие архитекторы, в том числе и Пьетро Трезини, дальний родственник Доменико Трезини. Именно Пьетро Трезини в 1745 году продолжил возведение Спасо-Преображенского собора.
scale_1200 (3)
scale_1200 (4)
 
Трезини внес изменения в первоначальный проект Земцова, сделав собор пятиглавым. С внутренним убранством храма  познакомимся позже  а пока только уточню что собор состоял из трех приделов с пятиярусным иконостасом. Навес над алтарем и иконостасом по эскизу Франческо Растрелли изготовили московские мастера резьбы по дереву Кобылинские. Выходец из крепостных живописец Мина Лукич Колокольников (1707-1775) выполнил иконописные образа. Колокольников, помимо оформлении церквей и написании для них икон, был известен и как талантливый художник-портретист. Среди его работ портреты императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II, императора Петра III.
scale_1200 (5)
scale_1200
scale_1200 (2)
В истории православной России богослужение всегда сопровождало воинскую жизнь. В каждой воинской части, военной крепости, учебном заведении существовали храмы для богослужения. Главным же собором всей гвардии был Спасо-Преображенский собор. Такое почётное название "собор всей гвардии" храм получил в конце XVIII столетия, в 1796 году, в правление императора Павла I.
scale_1200 (3)
scale_1200 (4)
scale_1200 (6)
В августе 1825 года случилась беда - пожар уничтожил храм, практически до основания, остались только стены. Имущество церкви спасали всем миром, не только священнослужители, но и служивый народ, находившийся в тот момент на богослужении. От огня удалось спасти большую часть икон, святые плащаницы-антимисы, священнические облачения, сосуды для богослужения и другую церковную утварь. Основные святыни были спасены. Да, многие иконы, в том числе высоко висящие на иконостасе, языки пламени "съели" напрочь. Трагедия разыгралась из-за неосторожности рабочих, ремонтировавших текущую крышу.
scale_1200 (7)
scale_1200 (8)
Каким был, как выглядел первый храм мы никогда не узнаем. Таким, каким он мы видим сегодня, восстановленный собор предстал в 1829 году, когда после завершения четырехлетних работ в августе того года состоялось освящение храма. Центральный, главный алтарь освящен в честь Преображения Господня (явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед учениками своими), правый придел - в честь Преподобного Сергия Радонежского, северный - в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. В отличии от первого собора, где барокко сочеталось с традиционным русским пятиглавием, восстановленный храм выполнен в строгом ампирном облике.
scale_1200 (9)
scale_1200 (10)
scale_1200 (11)
Восстанавливался собор по проекту русского архитектора, автора Троице-Измайловского собора, Нарвских в Петербурге и Московских триумфальных ворот Василия Петровича Стасова (1769-1848). Главное украшение храма - четырехъярусный белый с золотом иконостас - изготовлен по эскизам Стасова в виде триумфальной арки. Образа написаны крупнейшими представителями классицистической русской школы исторической живописи Александром Андреевичем Ивановым (1806-1858), Григорием Ивановичем Угрюмовым (1764-1823) и Василием Козьмичем Шебуевым (1777–1855) и другими видными художниками.
scale_1200 (12)
scale_1200 (13)
scale_1200 (14)
Конечно, нельзя не упомянуть об ограде, окружающей Спасо-Преображенский собор. Можно смело утверждать, что ограда сама по себе является достопримечательностью и представляет собой памятник славе русского оружия! Возведена ограда по проекту все того же Стасова в честь победы русской армии в войне с турками. Основой для ограждения, ее опорами послужили стволы трофейных турецких пушек.
scale_1200 (15)
scale_1200 (16)
На 34 гранитных основаниях дульным срезом вниз установлены 102 орудия, по 3 на каждом. Все основания соединены массивными цепями. На каждом среднем стволе закреплены двуглавые орлы. У центральных ворот орлы покрыты позолоченной краской. Кроме того, створки глав ворот украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Возведение ограды началось в 1830 году, полностью работы по сооружению сквера и ограды закончены к 1832 году. Примечательно, что на орудиях, на некоторых из них, сохранились их имена. По традиции пушки тех времен были именные... И, да, орлы и крест на центральных воротах собора в советский период истории были уничтожены. Восстановлены в 2004 году.
scale_1200 (17)
.scale_1200 (19)
scale_1200 (20)
Собор славен своими традициями и историей, он никогда не закрывался, всегда оставался действующим. Только, с приходом к власти большевиков, изменился его статус, он не был больше полковым, с 1918 года стал приходским. Знамена, оружие, преображенские мундиры государей и другие военные трофеи были переданы в музеи Санкт-Петербурга. Сегодня о том, что собор в своей истории был полковым храмом напоминает воинская атрибутика в виде изящных лепных панно на фасадах и ограда вокруг него.  Высота храма 41,5 метр, площадь -1180 м², вмещает около 3000 человек.
scale_1200 (18)
Внутренне убранство Спасо-Преображенского собора подчинено канонам позднего классицизма, где преобладает строгий, простой и лаконичный вид.  Основным источником освещения является естественный свет, который проникает сквозь проемы полуциркульных окон.  Конечно, не обойтись без искусственного света, им служат несколько хоросов: огромное пятиярусное паникадило, закрепленное под главным куполом, а также еще по одному хоросу в каждом приделе. Главная - люстра на 120 свечей, малые - по 64 свечи.
scale_1200 (22)
Главный придел в честь Преображения Господня
scale_1200 (23)
Золоченые царские врата нижнего яруса главного иконостаса. 
scale_1200 (25)
Убранство собора. 
scale_1200 (28)
Левый придел храма. 
Выполнены осветительные приборы представителем мастеров бронзового дела эпохи русского ампира Александром Ивановичем Дипнером-младшим. Мастер получил широкую известность благодаря великолепно исполненным заказам на изготовление люстр для Аничкова и Зимнего дворца. За качественно выполненных работ, изящество и точность в 1834 году Дипнер получил звание "Придворный бронзовых дел фабрикант".
scale_1200 (29)
Паникадило под главным сводом собора. 
scale_1200 (30)
Паникадило. 
scale_1200 (31)
Церковная кафедра. 
Главные святыни Спасо-Преображенского собора - Нерукотворный образ Спасителя и икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте". Образ Спаса Нерукотворного написан предположительно в 1676 году древнерусским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым (1626–1686). Живописец состоял на государственной службе, руководил иконописной мастерской Оружейной палаты Московского Кремля.
scale_1200 (26)
Чудотворный Образ Спаса Нерукотворного.
scale_1200 (43)
Чудотворная икона Божьей Матери "Всех Скорбящих Радосте"
scale_1200 (32)
Убранство собора. 
scale_1200 (33)
Убранство собора. 
Чудотворная икона, написанная первоначально для Царя Алексея Михайловича, со временем перешла к царю Петру I, была его любимой иконой и сопровождала его в течение всей жизни, вплоть до самой смерти. После смерти Петра Великого икону перенесли в первое жилище царя Петра I на Петровской стороне. В бывшей столовой домика Петра I, превращенной императрицей Елизаветой Петровной в часовню, образ Спасителя находился по январь 1930 года. Затем чтимый образ передали в утраченную на сегодня Троицкую церковь на Стремянной улице, а после ее закрытия в 1938 году в Спасо-Преображенский собор, где и поныне пребывает на аналое у центрального придела церкви.
scale_1200 (34)
Убранство собора. 
scale_1200 (35)
Убранство собора. 
Следующей святыней храма, почитаемой и чудотворной, является икона "Всех скорбящих Радость". Икона в драгоценном окладе - список неустановленного автора с известной иконы сестры Петра Первого Натальи Алексеевны. Время написания иконы датируется XVIII веком. В Преображенский собор икона попала из Скорбященской церкви после ее закрытия в 1932 году. В соборе есть икона, написанная по заказу Петра I. Это икона великомученика и целителя Пантелеймона с частицей мощей. Заказана была икона для Пантелеймоновской церкви, что находилась в начале одноименной улицы. Ныне это улица Пестеля. Икона, как и многие иконы храма, перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1936 году с закрытием прихода.
scale_1200 (36)
Убранство собора.
scale_1200 (37)
Иконостас главного придела.
Иконостас главного придела имеет четыре яруса и украшен по белому фону золоченой резьбой. Образа для иконостаса писали известные живописцы того времени: Андрей Иванов, Алексей Егоров, Григорий Угрюмов и другие мастера кисти. В нижний ярус иконостаса встроены резные золоченые царские врата. На вратах имеются четыре овальных иконы: Архангела Гавриила, Евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея, Благовещения Пресвятой Богородице.
scale_1200 (38)
Левый придел собора. .
scale_1200 (39)
Убранство собора. 
У одной из колонн, правой от входа, церковная кафедра с золоченой надписью с обращением: "Услышьте слово Господне!". Напротив, у другой колонны - Царское место. И кафедра, и Царское место изготовлены еще по рисункам В. П. Стасова.
scale_1200 (40)
Убранство собора. 
scale_1200 (41)
Убранство собора.
Господи Боже Израилев, несть Бог якоже Ты на небеси горе и на земли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им
Гласит надпись на фризе купола Спасо-Преображенского собора.
scale_2400
Убранство собора. 
Главный купол поддерживают четыре колонны, облицованные мрамором.  Свод расписан под голубое небо. В центральной части выполнено изображение Вифлеемской звезды. В барабане купола размещены в полный рост образа восьми ангелов, написанных на медных досках. В руках у них предметы крестных мук Иисуса Христа, так называемые орудия страстей Христовых. В переходах от круглого барабана купола к сводам храма, называемые парусами, размещены иконы четырех евангелистов. Автор сих изображений Дмитрий Никифорович Мартынов (1826–1889) - русский художник, академик Императорской Академии художеств. 
scale_1200 (42)
Убранство собора.
scale_1200 (44)
scale_1200 (45)
scale_1200 (58)
scale_1200 (46)
scale_1200 (47)

scale_1200 (48)

scale_1200 (49)

scale_1200 (50)

scale_1200 (53)

scale_1200 (54)

scale_1200 (55)

scale_1200 (56)

scale_1200 (57)

https://dzen.ru/a/ZiSmeawCGheP6NAX

https://ru.wikipedia.org/wiki/Спасо-Преображенский_собор_(Санкт-Петербург)

************


 

Серия сообщений "***Петербург 3":
Часть 1 - Александро-Невская лавра — первый монастырь Санкт Петербурга
Часть 2 - Мариинский театр — главная сцена Санкт Петербурга
...
Часть 29 - "Дом со львами" - знаменитая постройка на Вознесенском проспекте
Часть 30 - Музей-аптека доктора Пеля.
Часть 31 - Спасо-Преображенский собор. Санкт Петербург.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Спасо-Преображенский собор. Санкт Петербург. | ЛЮДМИЛА_ГОРНАЯ - Вся жизнь- это танец,который танцует Душа | Лента друзей ЛЮДМИЛА_ГОРНАЯ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»