Жан Дельвиль (фр. Jean Delville; 19 января 1867, Лёвен — 19 января 1953, Брюссель) — бельгийский художник-символист, писатель, оккультист и теософ.
Учился живописи в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, а также затем в Риме, Париже и Лондоне. Главное литературное произведение, созданное Ж.Дельвилем «Dialogue entre nous. Argumentation kabbalistique, occultiste, idealiste» (Диалог между нами. Аргументация каббалиста, оккультиста, идеалиста, 1895), посвящено пропаганде идей мистики и оккультизма.
Ангел сияния (Angel of Splendour)_1894
В конце 19 века в Европе широкое распространение получила мода на оккультизм. В 1898 в Брюсселе вышло первое издание книги Эдуарда Шюре «Великие посвященные» (Les Grands Initiés), которая сразу стала бестселлером. В масонскую ложу входило большинство крупных бельгийских художников того времени: помимо Жана Дельвиля ее членами являлись Meunier, Rops, Horta, Hankar, Victor Rousseau, Émile Fabry, Charles van der Stappen, Julien Dillens, George Minne, Jef Lambeaux, Charles Doudelet, Isidore de Rudder, Philippe Wolfers. Каждый из них интерпретировал мистические символы так, как считал верным, в зависимости от его образования, духовного развития и ментальности общественного класса, к которому он принадлежал. Нужно признать, что во многом оккультизм и масонство сформировали искусство конца 19-го века. Степень влияния идей масонства на культуру той эпохи до сих пор недооценена.
Портрет Жозефина Пеладана (Portrait de Josephin Peladan)_1894_х.,м._242 х 112_Ним, Музей изобразительных искусств
Дельвиль проявил интерес к мистике очень рано. В 1888 в возрасте 21 года он познакомился в Париже с известным оккультистом Ж.Пеладаном и сотрудничал с ним вплоть до 1895 года. В 1892 году он организовал вместе с символистами Эмилем Фабри и Ксавье Меллери художественную группу Cercle pour l’Art (Круг чистого искусства). В 1892 году под влиянием Пеладана Дельвилль создал Салон идеалистического искусства. Между 1892 и 1895 он устраивал свои выставки в Пеладановском салоне Роза+Крест.
Богочеловек (L’Homme-Dieu)_1901-1903_х.,м._550 х 500_Брюгге, Музей Грунинге
Начиная с 1898 года, Дельвиль сделал стремительную карьеру в масонской ложе Les Amis, за считанные годы достигнув высшей 33 степени посвящения. Параллельно с этим он являлся членом Ложи Короля Альберта в Лондоне, в котором стал Почтенным членом в 1916 году в результате выборов. Дельвиль был очень активным пропагандистом оккультных идей. Для этого он использовал все доступные средства информации: книги, брошюры, газеты, журнальные статьи, лекции, конференции. Он находился на всех фронтах. Он участвовал в организации очень важных встреч в Париже, Голландии, США, Индии…
Закончлось все это для Дельвиля плохо. В конце концов, он всем надоел, и его сначала вынудили оставить свои высокие посты в ложе, а затем новый кумир теософов Кришнамурти объявил деятельность масонских лож бессмысленной и бесполезной. Это было тем более болезненным ударом для Дельвиля, что он долгое время боготворил Кришнамурти и во многом способствовал продвижению его идей о реинкарнации. А в награду за это заработал насмешки от своего кумира.
С этого времени Дельвиля воспринимают как маргинала, от него отворачиваются друзья, его искусство более не пользуется спросом.
Любовь душ (L'amour des ames)_1900_холст, темпера и масло_268 х 150_Брюссель, Музей Иксель
В этот тяжелейший период своей жизни он встретил Эмилию Леклерк, бывшую студентку Академии изобразительных искусств, с которой он собрался устроить идиллическую жизнь и ради которой готов был оставить жену и детей. С самого начала эта любовь, длившаяся 15 лет, была несчастной. Хотя в письмах Дельвиль выражал Эмилии свои глубокие искренние чувства, он всегда находился в напряжении, опасаясь, что любовница и жена однажды встретятся.
Портрет мадам Дельвиль (Portrait of Madame Delville)_1893_цветной карандаш и тушь_27 х 18_Частное собрание
Он отчаянно пытался содержать две семьи, но бесконечно это положение продолжаться не могло. В мае 1947 года Дельвиль морально истерзанный и уставший вернулся в старую семью, с которой окончательно не порывал никогда.
Все, что известно о последних годах жизни Дельвиля это то, что он закончил свою жизнь в спокойствии, много повидав, много пережив, много перестрадав, любив, много боровшись.
Видение мира (La Vision de la paix)_1947_х.,м._100 х 120_Частное собрание
Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи. Его идеалистические и эзотерические работы рассказывают зрителю о временах тайных страстей и запретных чувственных удовольствий; это поэзия, рассказывающая о колдовской атмосфере, в которой созревают порывы мятущейся человеческой души.
Прометей (Promethee)_1907_х.,м._500 х 250_Брюссель, Universite libre de Bruxelles
Колесо мира (La Rou du Monde)_1940_х.,м._298.4 х 231.1_Брюссель, Королевский музей изящных искусств
Орфей (Orpheus)_1893_х.,м_Брюссель, Collection of Anne-Marie Gillion Crowet
Школа Платона (Plato's School)_1898_х.,м._260 х 605_Париж, Музей д'Орсэ.
Медуза (Medusa)_1893_бумага на картоне, смешанная техника_23.8 х 44.5_Чикаго, Институт искусства
Парсифаль (Parsifal)_1890
Les Kumaras_х.,м._122 х 80_Частное собрание
Портрет Мадам Стюарт Меррилл (Portrait de Mme Stuart Merrill (Mysteriosa))_1892_бумага, пастель и цветные мелки_40 х 32.1_Брюссель, Королевский музей изящных искусств
Сокровища сатаны (Satan's Treasures)_1895_х.,м._258 х 268_Брюссель, Королевский музей изящных искусств
Завеса ночи (Le Voile de la nuit)_ок.1939_х.,м._44 х 55_Частное собрание
Цикл Страсти (The cycle of passions)_1890
Парсифаль (Parsifal)_1890_рисунок
Обнаженная с ребенком_1929_бумага, карандаш_92 x 61,5_Частное собрание
Этюд (Study)_1897
0