Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (фр. Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson; 1767—1824) — французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.
Спящий Эндимиона (Sleeping Endymion)_1791_х.,м._98 х 261_Париж, Лувр
В 1784 году поступил в мастерскую Луи Давида и дважды боролся за Римскую премию, пока не выиграл ее в 1789 году картиной «Иосиф узнает своих братьев». В 1790 году он уехал в Рим, где написал весьма успешного «Спящего Эндимиоа» (1791, Париж. Лувр), показанного как в Риме, так и в парижском салоне 1793 года. Во время революции Жироде провел некоторое время в Неаполе, Венеции и Генуе. Вернулся в Париж в 1795 году.
Портрет мадемуазель Ланж в образе Данаи (Portrait of Mlle. Lange as Danae)_1799_х.,м._60.3 х 48.5_Миннеаполис, Институт искусства
С 1791 г. он работал на издателя Дидо, иллюстрируюя произведения Анакреона, Вергилия и Жана Расина. Его «Портрет мадемуазель Ланж в образе Данаи» (Миннеаполис, Институт искусства) вызвал сенсацию в салоне 1799 года.
Сцена во время потопа (Scene of the Deluge)_ок.1806_х.,м._65 х 54_Париж, Лувр
Между 1806 и 1810 Жироде написал «Сцену во время потопа», «Погребение Аталы», «Капитуляцию Вены» и «Восстание в Каире». В конкурсе 1810 года его «Потоп» одержал победу над «Сабинянкам» Давида.
После 1810 из-под кисти Жироде вышло очень мало картин — он занимался преимущественно рисованием иллюстраций к произведениям Анакреона, Сафо, Вергилия, Расина и других поэтов. Пробуя свои силы на литературном поприще, он сочинил поэму о живописи, написал несколько рассуждений об этом виде искусства и упражнялся в переводах древнегреческих поэтов и в подражаниях им. В 1815 году стал членом Академии.
Умер в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Автопортрет (Self-portrait)_1795_х.,м._49 х 37_Версальский дворец
Портрет юноши (Portrait of a Youth)_ок.1795_х.,м._46.7 х 38.1_Нортгемптон, Колледж Смит, Художественный музей
Портрет Бенуа-Аньес Триозон (Benoit-Agnes Trioson)_1800_х.,м._73 х 59_Париж, Лувр
Спящая Психея (Psyche Asleep)_1799_х.,м._54.3 х 95.9_Частное собрание
Портрет молодого охотника (Portrait of a young hunter)_1801_х.,м._65 х 54_Париж, Лувр
Гортензия Богарне, королева Голландии (Hortense de Beauharnais, Queen of Holland)_1805-1809_х.,м._60.9 х 49.8_Амстердам, Рейксмузеум
Гортензия была падчерицей Наполеона. Через ее брак с братом Наполеона, Луи-Наполеоном, она стала королевой Голландии в 1806 году. Их брак не удался, Гортензия нашла Голландию холодной и мрачной. Она предпочитала жить со своими сыновьями при дворе Наполеона в Париже, где и был написан ее портрет Жироде, ведущим художником того времени.
Этюд для портрета индийца (Study for Portrait of an Indian)_ок.1807_х.,м._40.6 x 32.7_Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Погребение Атталы (The Burial of Atala)_после 1808_х.,м._50.5 х 61.9_Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти
Погребение Атталы (The Burial of Atala)_1808_х.,м._207 х 267_Париж, Лувр
Восстание в Каире 21 октября 1798 года (The revolt in Cairo on 21 October 1798)_1810_х.,м._365 х 500_Версальский дворец
Портрет Шарля-Луи Бальзака (Portrait of Charles-Louis Balzac)_1811_х.,м._61 х 50_Даллас, Художественный музей
Пигмалион и Галатея (Pygmalion and Galatea)_1813-1819_х.,м._253 х 202_Париж, Лувр
Голова женщины в тюрбане (Head of a Woman in a Turban)_ок.1820_х.,м._41 х 33.5_Санкт-Петербург, Эрмитаж
Недавно опубликованная литография, повторяющая композицию полотна «Голова женщины в тюрбане» и имеющая надпись «La Caucasienne», позволила определить точное название эрмитажной картины: «Кавказка» («Жительница Кавказа»). Она входит в группу работ Жироде, изображающих красивых женщин разных национальностей. Полотно отличается тщательно продуманным композиционным решением и эффектной цветовой аранжировкой. Привлекательное лицо модели обрамлено изящными завитками темных блестящих волос. Складки головного убора вторят плавной линии плеч, а нежный румянец щек и теплые тона тела, подчеркнутые холодным цветом сиреневого шарфа, перекликаются с красновато-бордовыми и золотистыми тонами тюрбана. Четкий рисунок и скульптурная моделировка форм характеризуют Жироде как ученика и последователя Давида.
Портрет мадам Жак-Луи-Этьен Рейзе (Madame Jacques-Louis-Etienne Reizet)_1823_х.,м._60.3 х 49.5_Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Женский портрет (Portrait of a Woman)_х.,м._129.9 х 96.8_Бостон, Музей иобразительных искусств
Автопортрет (Self-portrait)_х.,м._59 х 46_Санкт-Петербург, Эрмитаж
Жироде, один из самых талантливых и любимых учеников Давида, получив в 1789 г. Римскую премию, отправился в Италию, где прожил пять лет. Парадоксальным образом итальянское путешествие привело художника к пересмотру классицистической доктрины и формированию индивидуального стиля, который позволяет считать его провозвестником романтизма. «Автопортрет» лишен традиционных для картин подобного типа атрибутов профессиональной деятельности живописца. Жироде изобразил себя в прозаическом домашнем костюме. Объективная точность в передаче внешнего облика сочетается с убедительным воспроизведением эмоционального состояния. Слегка полуоткрытые губы и напряженный взгляд выражают динамику внутренней жизни художника.
Последователь_Психея (Psyche)_д.,м._39,8 x 30,2_Частное собрание
0