Шедевр Растрелли
Строгановский дворец - дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Растрелли в 1753-1754, один из образцов русского барокко.
Из интерьеров Растрелли в Строгановском доме сохранились:
Большой зал (неоднократно поправленный другими архитекторами) и Парадный вестибюль.
В Большом зале 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна. Вскоре здесь же императрица отметила свой день рождения.
По проектам Растрелли было оформлено 50 помещений.
В 1793 году дворец перестраивал бывший крепостной Строгановых архитектор А.Н. Воронихин. В результате этих работ изменились не только внутренние покои, но и фасад здания.
В Строгановском дворце достаточно хорошо сохранился Кабинет (музей) графа А. С. Строганова, отделанный в стиле классицизма. Из ныне существующих залов его составляли: Минеральный кабинет, Картинная галерея.
Основу миллионного состояния фамилии заложил в XV веке предприимчивый и умный Аника Федорович Строганов. Он занимался соляным и пушным промыслами, торговлей. В своей деятельности Строгановы всегда хранили верность короне, за что удостоились звания "именитых людей".
Ведя жизнь аристократов и будучи приближенными ко двору, семейство обосновалось в Петербурге.

Видео
https://www.youtube.com/watch?v=idvhFo1gUtM
На промежуточной и верхней площадке лестницы сегодня можно увидеть бронзовые торшеры, спроектированные специально для Парадной лестницы Строгановского дворца архитектором Э. М. Петровым в 1995-1996 гг. на основании музейных образцов.
Парадная лестница Строгановского дворца Ажурные чугунные перила прикрыты поручнем из дуба с жилкой красного дерева. Стены Воронихин обработал дощатым рустом (так называют руст в виде непрерывных горизонтальных полос).
В 1994-1995 гг. над лестницей был восстановлен живописный плафон
С лестницы попадаем в Новую переднюю, расположенную на втором этаже Строгановского дворца между Парадной столовой и Большим залом. Первоначальная отделка комнаты не сохранилась. Существующая лепнина стен с росписью и две угловые печи, украшенные лепкой и зеркалами, появились, вероятно, в середине XIX века, а вот наборный мраморный пол был устроен А. Н. Воронихиным еще в начале столетия (1804-1805 гг.). В то время интерьер служил приемной (антикамерой) на половину графа П. А. Строганова.
В центре розетки пола бронзовая скульптурная группа «Минерва и Гений художеств» (1796) Минерва (римск., греч. — Афина) — одно из главный божеств античного мира, соответствующая греческой Афине Палладе — Богиня-воительница, богиня мудрости, покровительница наук и ремесел.
Если пойти налево, попадаем в интерьер, который является жемчужиной дворца — Большой танцевальный зал, или просто Большой зал в 128 квадратных метров. Хотя первоначально по проекту Растрелли в Строгановском дворце по проекту было оформлено полсотни парадных помещений, до нас дошел лишь один интерьер, зато какой! Большой (128 кв. м!) бальный зал. Это единственный подлинный, а не воссозданный интерьер парадного зала, выполненный Растрелли в Санкт-Петербурге. Высокие красиво декорированные окна, выходящие на Мойку, расположены в два яруса и занимают практически всю стену, а узкие простенки заполнены зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом. Западная стена буквально пронизана светом – это признанная находка дизайнерской мысли архитектора. Из лепного барочного узора, украшающего три другие стены, словно вырастают фигуры атлантов и кариатид. Они поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру, и балконы, возле которых притаились амуры с гирляндами белых цветов. Убранство зала дополняет паркет из экзотических древесных пород: сандала, самшита, лимона и чинары
Живописный плафон «Триумф героя». Полотно площадью 125 кв. метров — уникальная работа выдающегося итальянского художника-декоратора, основоположника русской театральной живописи Джузеппе Валериани, единственное сохранившееся подлинное произведение его кисти.
Плафон с изображением аллегорических фигур не имеет определенного сюжета, и его называют по-разному, чаще всего встречаются варианты «Похождения героя». Не исключено что воин с алым плащом через плечо в верхней части композиции — воспитателя Телемаха Ментор, показывающий своему юному спутнику красоты Олимпа. Тогда эти фигуры можно трактовать как аллегорический портрет барона С. Г. Строганова, который вводит своего сына Александра в храм наук и искусств.
Исследователи видят в этом плафоне своеобразное нравственное напутствие потомкам, духовное завещание барона Строганова своему сыну Александру, которому предстояло осуществить строительство одного из главных храмов православного мира — Казанского собора.
Из Большого зала пройдем в очень теплый и уютный Зал (Зал Растрелли) с дубовым камином (Зал с деревянным камином). Название этого интерьера условное, так как подлинное не установлено. Зал посвящен исключительно теме охоты и лошадям.
Из Большого зала пройдем в очень теплый и уютный Зал (Зал Растрелли) с дубовым камином (Зал с деревянным камином). Название этого интерьера условное, так как подлинное не установлено. Зал посвящен исключительно теме охоты и лошадям.
Экспозиция Зала с дубовым камином посвящена анималистике в русском искусстве второй половины XIX века: тут находятся скульптуры на тему охоты и картины с изображениями животных, в первую очередь лошадей и собак.
Но не только архитектурой и богатым убранством славился Строгановский дворец. Здесь были коллекции редких образцов нумизматики, палеонтологии, минералогии. Здесь была богатейшая библиотека, содержащая труды древних и современных авторов по истории, искусству, археологии.
Но «душою строгановского особняка» была Картинная галерея. С произведениями итальянской, фламандской, голландской и французской школ. Галерея, поражавшая и своей обширностью, и именами мастеров, и - изысканностью вкуса ее владельца. И что очень важно: доступная для всех желающих…
Дом был открыт для дипломатических приемов, для художественных, литературных и музыкальных собраний. У Строганова бывали и самые знаменитые люди того времени: писатели, композиторы, художники. Гавриил Державин и Дмитрий Бортнянский посвятили хозяину дома свои произведения. Здесь читал свои басни Иван Андреевич Крылов и пьесы - Денис Фонвизин.
Минералогический кабинет
Минералогический двухярусный кабинет – признанный шедевр архитектуры XVIII века, создан по проекту Андрея Воронихина. Один ярус предназначался для экспонирования библиотеки, второй для экспонирования минералов. Картинная галерея - один из лучших интерьеров, созданных Андреем Воронихиным (конец XVIII-начало XIX) века. Помещение состоит как бы из трех частей: центральной и двух лоджий в начале и конце. Вся же длинна галереи – 28 метров.
Ещё фотографии:
Использовала для написания материалы с сайтов:
https://www.liveinternet.ru/users/6030760/post418049375
http://spbguidebook.ru/stroganovskij-dvorec/