Археологический музей Ираклиона - один из крупнейших и важнейших музеев не только Крита, но и всей Греции, в котором помимо огромной коллекции экспонатов Минойской эпохи, собраны и представлены находки, охватывающие все периоды истории Крита примерно за 5500 лет, от Неолитического до Римского периода. Так музей выглядит и сегодня:
Кстати снимать в музе можно всё и везде (без вспышки). Запрещено было снимать только одну витрину с глиняной посудой.
В начале 20-го века по всему Криту начались крупномасштабные раскопки, количество артефактов росло с такой скоростью, что необходимо было найти большое помещение для их хранения и экспонирования.
Сейсмоустойчивое здание Археологического музея Ираклиона начали строить по проекту архитектора-авангардиста Патроклоса Карандиноса в 1935 году, в 1952-ом музей был открыт. Окончание строительства отмечено в 1964 г., когда к зданию было пристроено ещё одно крыло.
Археологический музей Ираклиона расположен в двухэтажном здании. Осмотр начинается с первого этажа, где в хронологическом порядке выставлены экспонаты Минойской коллекции, найденные на раскопках Дворцов Крита и на других археологических территориях. Всего в музее 20 комнат. На первом этаже 13. Экспонаты собраны исключительно на Крите и привезены сюда прямо с мест раскопок.
Фото из Инета (я почему-то здание не сфотографировала):
Деревянная модель Кносского дворца. Достоверно как выглядел Кносс, сейчас неизвестно, предполагают, что так.
Голова львицы из слоновой кости, найдена в Кноссосе примерно 1500 год до н.э.

Здесь можно увидеть и великолепные керамические изделия стиля Василики, и украшения из золота и полудрагоценных камней.
Емкости сгруппированы по одинаковой форме, либо общему месту обнаружения, либо одному стилю исполнения. Рисунки и орнаменты на сосудах имеют ограниченный выбор сюжетов и фигур, повторяющийся на ряде изделий с некоторыми вариациями.
Стенды с украшениями позволяют предполагать у древних критян развитый художественный вкус и явную потребность в прекрасном. И конечно, как любой женщине, мне было интересно полюбоваться коллекцией украшений из драгоценных металлов минойского периода.
Рядом с каждым изделием помещен образец оттиска печати, служившей для обозначения авторства изделий, либо личной подписью на каких-то не сохранившихся документах или письмах.
Украшение рисунками и узорами можно наблюдать и на изделиях хозяйственного и даже ритуального назначения. На переднем плане очередной экспозиции – ванны для стирки, изготовленные из глины с последующим обжигом.

В одном из глиняных сосудов были обнаружены останки человека. Судя по всему, в древности гончарные изделия изготавливались не только для хранения масла, вина и зерна…
Яркие вазы Стародворцового периода в стиле «Камарес» с удивительно тонкими стенками, которые получались благодаря усовершенствованию гончарного круга и расписанные жёлтыми, белыми и красными цветами и сценами природы на чёрном фоне. Эти вазы были найдены в пещере Камарес на западном склоне Псилорита, отсюда и пошло название стиль «Камарес».
А вот многие известнейшие на весь мир, находки: Фестский диск, статуэтка «Богиня со змеями». Фаянсовые статуэтки Богини со змеями из храма в Кносском Дворце, были важнейшими объектами культа. Существо семейства кошачьих на голове у одной из богинь символизирует господство над природой.

Статуэтки «Богиня со змеями» были найдены на раскопках в Кноссе, датируются 1650 – 1550 гг. до н.э.
Знаменитый на весь мир, Фестский диск с иероглифами, напечатанными с обеих сторон, найденный на раскопках Дворца в Фесте. Этот артефакт Новодворцового периода, на котором изображены люди, растения, орудия труда, сосуды, птицы, животные и другие элементы, до сих пор не был расшифрован. Предположительно, на нём нанесены надписи религиозного содержания. Примечательно, что это не ручная роспись, а оттиск, выполненный с помощью подобия печатной формы.
Возле него как всегда полно любопытных туристов, пытающихся понять, что там все же написано. Когда-то читала интересную версию, что этот диск — послание инопланетян для будущих поколений нашей планеты. Действительно, есть в нем что-то магическое и неземное.
Различные глиняные и серебряные сосуды всевозможных форм и размеров.

Глиняные саркофаги, в которых хоронили усопших.
Далее, осмотр продолжается на втором этаже, где выставлены Минойские фрески, найденные в Кноссе. Переходим на второй этаж
Удлиненный зал сразу после входа выделен для демонстрации сохранившихся фресок Кносского дворца. Среди прочих изображений выделяется контрастное изображение юноши, известное как Принц с лилиями.
Фреска «Парижанка», на которой изображена женщина с ярким макияжем и средиземноморскими чертами лица.
Это изображение находилось в верхнем зале западного крыла Кносского Дворца. Фреска датируется 1450 – 1300 гг. до н.э. Почему ПАРИЖАНКА? Красивые длинные кудрявые волосы, большие глаза, высокая причёска. Не похожа на эллинку (кстати, греки себе не называют «греками» - эллины и эллинки). Знатоков не остановила многовековая разница в возрасте фрески и французской столицы, появившейся тысячелетиями позже нее.
После осмотра второго этажа мы спускаемся на первый и попадаем в последний зал, где выставлены скульптуры Классического и Греко-римского периодов.
Но фотографии я не делала: устала, рассматривала всё сидя на банкетке)
Здесь перечислена только крохотная часть артефактов, наиболее ярких и известных на весь мир. И, несомненно, Археологический Музей Ираклиона хранит ещё множество интереснейших находок, благодаря которым, мы можем хоть немного приоткрыть завесу времени, и представить себе, как жили люди тысячи лет назад…