Грета Гарбо - икона стиля ХХ века
Грета Гарбо (Greta Garbo; псевд., наст. имя – Грета Луиза Густафcсон, Gustafsson,1905–1990) – великая актриса немого кино, одна из самых красивых, романтических фигур в мировом кинематографе. Ее называли «скандинавским сфинксом», ее судьба до сих пор загадочна и притягательна.
[555x700]
Родившаяся в бедной шведской семье Гарбо сделала сумасшедшую карьеру в Голливуде. Ее обожали зрители, поклонники присылали ей горы писем с признаниями в любви, но в 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо внезапно и без всяких причин оставила кино. Если бы только кино! Она практически отказалась от общения со всем миром! Под вымышленным именем "мисс Гарриетт Браун" она спряталась в нью-йоркской гостинице. С этого времени и до самой смерти (а это практически полвека!) ее почти никто не видел. Изредка она появлялась в обществе Черчилля, Ротшильда, Онассиса или членов шведской королевской семьи, но и эти встречи были крайне редки.
Образ Греты Гарбо родился не сразу. Она уже была звездой, но ещё не была собой. Для того, чтобы образ родился, всё должно было сойтись: подходящие роли, приход в кино звука, точный костюм. Свои лучшие роли Гарбо сыграла в мелодрамах. Анна Кристи, королева Кристина, Мата Хари, Анна Каренина, дама с камелиями. Но в мелодрамах она играла не жалость к себе, а неумолимое влечение к гибельному концу. Не мелодраму, а трагедию. Слова ей были для этого не нужны: её взгляд застывал в кадре с такой отрешенностью, она томилась желанием и невозможностью любви с такой глубиной, что с выключенным звуком ее фильмы ничего не теряли. Ещё меньше ей нужно было ее тело.
[524x700]
С телом Гарбо не очень повезло. Она производила впечатление крупной женщины. Слишком крупной для Голливуда 20-х, где царили крошки-кошечки Мэри Пикфорд и Норма Ширер. У нее была плоская грудь, широкая кость и размашистая мальчишеская походка. Походку она смиряла частой неподвижностью в кадре. Всё остальное тоже было ей ни к чему.
[535x700]
Грета Гарбо. 1936 год.
Настоящая Гарбо началась, когда на съемочной площадке появился Адриан (так романтично подписывался Адриан Адольф Гринбург) - любимый модельер голливудских красавиц. Первой совместной работой Гарбо и Адриана был фильм "Героиня романов", её седьмая картина. Для своей новой "героини" Адриан придумал косую шляпу, блузку с высоким воротником и, главное, пальто-шинель, которое спадало до пят и придавало фигуре Гарбо строгость и прямоту. После Адриана она и в жизни стала носить длинные платья с прямым контуром и блузы с высокой линией шеи. Не случайно она была первой, кто популяризировал водолазку: Адриан научил её использовать одежду, чтобы не показывать, а скрывать. Она прятала свое тело, всю себя, кроме одного, но самого важного - лица. На нём, и на нём одном, был основан миф Гарбо.
Широкий лоб, тонкий нос, канонические пропорции лица и самые длинные на свете ресницы. Это лицо выделялось на темном фоне экрана почти неестественной белизной (вряд ли ещё для кого-нибудь цвет в кино был бы столь же губителен). Свет на это лицо давался фронтально, стирая тени, а с ними и глубину. К нему больше всего шли гладкие волосы, зачесанные назад, или шляпа, вовсе их скрывающая, - ничто не должно было замутнять эзотерической красоты. Даже голос - низкий, глубокий, чуть простуженный - и тот мешал, смывая с лица загадочность. Лицо это отличалось почти невозможной правильностью, было без изъяна. Это была красота белого на белом, красота маски, красота смерти - почти абстрактная и, следовательно, почти бесполая красота. Красота идеала - того, чего не бывает, что нельзя потрогать, с чем нельзя заняться любовью.
[500x640]
Её пространство было пространством чистой эротики, в котором секс, вообще любые похождения тела были невозможны и не нужны. В своих знаменитых экранных поцелуях она держала лицо мужчины как чашу, из которой пила. Целуясь, она не касалась лица - прикосновение разрушило бы зыбкий эротический идеал.
Интересно, что Гарбо ни разу не была замужем. Правда, в 1927 г. уже была назначена свадьба с одним из популярнейших актеров немого кино красавцем Джоном Гилбертом, но Гарбо на церемонию бракосочетания не явилась. Приятель Гилберта и глава студии MGM Луис Мейер пытался его утешить: "Все к лучшему, старина! Переспал с красоткой - и даже жениться не надо!" Через секунду после этой фразы Майер рухнул на пол сраженный ударом Гилберта. Тем самым влюбленный в Гарбо Гилберт перечеркнул свою карьеру. Оскорбленный до глубины души Майер пообещал, что больше не даст сниматься актеру и слово свое сдержал. В 37 лет Гилберт умер от алкоголизма.
Вот выдержки из статьи про Грету Гарбо, опубликованной в «Frankfurter Zeitung» в 1933 г.: "Однако чудесен не только этот дар — еще чудеснее искусство его использовать. Именно ему, а не своей красоте, Гарбо обязана мировой славой. Она с почти инстинктивной точностью осуществила то, к чему предопределила ее сама природа — быть женщиной в полном смысле этого слова. Тайна Гарбо и состоит, собственно, в том, что она воплощает не определенный типаж, а целый вид. Действительно, сыгранные ею персонажи достигают такого уровня обобщенности, что лишаются каких бы то ни было характерных признаков. У любой другой актрисы можно найти признаки происхождения или судьбы или хотя бы какие-нибудь особенные, лишь ей свойственные признаки; они заключены в некие рамки и поэтому играть могут далеко не всё. Гарбо же не поддается подобной фиксации. Ее возраст изменяется беспрестанно, ее национальность не играет роли, она может представать в образе как девочки, так и дамы. У нее нет особых примет, она женщина как таковая — и ничего более".
В жизни Греты Гарбо было много ярких моментов. Вот только некоторые штрихи.
Благодаря Грете Гарбо в 1930-е годы вошли в моду женские френчи и береты.
В годы второй мировой войны Грета Гарбо выезжала в Европу с тайной миссией. Возможно, что именно ее связи и влияние помогли наладить агентурную сеть, которая помешала фашистам создать атомную бомбу.
В 1950 г. книга рекордов Гиннеса признала Грету Гарбо самой красивой женщиной, из когда-либо живущих на Земле.
В 1954 г. Грете Гарбо была присуждена специальная премия «Оскар» — за вклад в киноискусство.
ФОТОГРАФИИ РАЗНЫХ ЛЕТ :
[595x700]
[526x700]
[546x700]
[500x622]
[700x525]
[479x604]
[545x700]
[600x450]
[551x700]
[500x668]
[410x700]
[556x700]
[542x700]
[545x700]
[624x479]
[546x700]
[492x604]
Грета Гарбо, 1930 г.
Фото: Джордж Харрелл
[500x640]
[500x614]
[450x359]
[466x700]
[554x700]
[375x500]
[513x700]
[577x700]
[556x700]
[500x661]
[471x599]
[540x700]
[700x466]
[528x700]
[578x700]
[418x548]
[466x700]
[537x700]
[492x700]
[561x700]
[500x700]
[498x700]
[454x601]
[486x700]
[556x700]
[382x500]
[454x573]
[356x475]
[483x640]
[519x672]
[400x400]
[389x480]
[610x700]
[700x517]
[506x700]
[566x700]
[600x450]
[694x583]
КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМОВ :
Грета Гарбо "Поток" (1926)
Грета Гарбо в роли Татьяны Федотовой.
("Таинственная дама", 1928).
[514x700]
[513x700]
[531x700]
[542x700]
[539x700]
[661x700]
[532x700]
Грета Гарбо и Нильс Астер "Единый стандарт" (1929)
Грета Гарбо и Рамон Новарро в фильме "Мата Хари" 1931 года
[533x700]
[450x569]
[394x500]
[500x647]
[496x700]
[481x700]
Образы Греты Гарбо: Королева Кристина и Мата Хари
[700x700]
Грета Гарбо в фильме «Вдохновение» (1931)
[525x700]
[340x453]
[315x421]
[348x465]
[312x416]
"Дама с камелиями", 1936 год.
Режиссёр: Джордж Кьюкор. В главных ролях: Грета Гарбо, Роберт Тейлор. Художник по костюмам: Адриан.
Фильм создан по мотивам одноимённой пьесы Александра Дюма. Роль Маргариты Готье, воплощенная Гретой Гарбо, признана как один из классических гламурных образов Голливуда. Номинация на премию «Оскар».
[460x604]
[483x604]
[604x371]
[604x530]
[484x604]
[500x389]
[458x604]
[236x305]
Грета Гарбо в фильме «Покорение» (Conquest, 1937)
Главная мужская роль: Шарль Буайе
[524x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
Грета Гарбо в фильме «Какой ты меня желаешь»