Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился, вероятно, у отца; в 1509 посетил Нидерланды. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553)
Принцесса Сибилла Клевская, 1526, Государственное художественное собрание, Веймар Портрет принцессы Сибиллы Клевской или иначе картину «Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты» художник Лукас Кранах написал в 1526 году. Является парной картиной к портрету жениха Иоганна Фридриха Саксонского. Размер портрета 55 x 36 см, дерево, масло. Иоганн Фридрих являлся сыном брата курфюрста Фридриха Мудрого, Иоганна Постоянного. Он с малых лет находился на попечении Лукаса Кранаха. Когда Иоганн Фридрих позрослел, для него выбрали будущую жену - четырнадцатилетнюю Сибиллу Клевскую, дочь герцога Иоганна III Миротворца. Лукас Кранах отправился с посольством к отцу невесты и написал её портрет. Невысокого роста, изящная Сибилла и полный добродушный Иоганн Фридрих составляли своеобразную пару. После смерти своего дяди Фридриха Мудрого молодой человек стал курфюрстом Саксонским и заслужил прозвище Великодушный. Принцесса, впоследствии курфюрстина Сибилла стала музой Кранаха. Художник писал её в виде Саломеи, Юдифи, Дианы и богини любви Венеры. Живописец Кранах изобретал для Сибиллы роскошные одежды и причудливые наряды, которые становились образцами для всех знатных дам Саксонии. Тонкая рыжая девушка с тёмными раскосыми глазами стала эталоном красоты, и долгие годы немецкие художники и поэты Саксонии прославляли ее красоту.
[показать] Мадонна с младенцем под яблоней 1526, Государственный Эрмитаж
Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло; возможно картина была обрезана. Немецкий художник Лукас Кранах изобразил Мадонну в образе очаровательной земной женщины с младенцем на руках, расположившейся в яблоневом саду. С целью подчеркнуть роль Богоматери, как хранительницы света и радости мира, художник поместил непорочную Деву Марию и младенца на высокой горе, усиливая перспективу дальним пейзажем у подножья гор. И Мадонна, и младенец Иисус внимательно смотрят с картины на зрителя, словно давая нам понять, что им двоим уже известна уготованная судьба и они готовы ее принять без тени сомнения. Взгляд Богоматери чуть тронут печалью, нежностью и тихой скорбью — она знает, что должна потерять сына и вновь обрести его на небесах.
[показать] Портрет саксонского принца
Портрет саксонского принца написан немецким живописцем Лукасом Кранахом приблизительно в 1517 году. Размер картины 43,6 x 34,5 см, дерево, масло. Портрет относят к зрелому периоду творчества художника. На портрете изображен маленький принц Иоанн Фридрих, будущий курфюрст Саксонского княжества.
[показать] Молодая женщина
1530-е годы. Галерея Уффици, Флоренция.
Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. Лукас Кранах продолжал писать портреты всю свою творческую жизнь: небольшие, интимные, или иногда, официальные по заказу, в полный рост. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Портрет изящной молодой женщины в роскошном наряде является подтверждением манерного стиля поздних работ художника.
[показать] Мезальянс
1532. Национальный музей, Стокгольм.
Картина «Мезальянс» создана художником Лукасом Кранахом Старшим после 30-го года 16 века. Имеет также другое название «Расплата». Размер доски 108 x 119 см, дерево, масло. В своих живописных и гравюрных работах Лукас Кранах старался не отступать от требований заказчиков картин - знати и богатых бюргеров. Главным требованием его самого к своему искусству была чистота и основательность работы. Этим объясняется и то, что, найдя определенные типы и схемы, художник без устали их повторял, шлифуя виртуозную, но стереотипную манеру. Так возник тип женского лица с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и сладкой улыбкой, так возникли стройные, чуть сухощавые фигуры с плавными движениями. Недостатки картин Кранаха искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью наивно-поэтического понимания природы. В позднем периоде творчества художнику лучше всего удавались изображения с небольшим числом фигур и жанровые сцены, такие как картина «Мезальянс».