Левая створка триптиха Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.
Иероним Босх (c. 1450–1516)
Сад земных наслаждений (левая панель триптиха, деталь)
c.1500—1510, Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
[показать]
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail Fountain Of Life complete (center)
Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail Fountain Of Life complete (center)
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
The Garden of Earthly Delights,
inner left wing, detail.
Левая створка внутренней поверхности триптиха изображает Рай: сотворение Адама и Евы, зарождение из воды растений и животных. В центре композиции - источник жизни, из которого сотворенные Богом существа выбираются на сушу.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Museo del Prado, Madrid, Spain
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail Fountain Of Life with owl (center)
Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица, и крылатая рыба, и морской конек-единорог, и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail pond with fictional creatures (lower right)
left panel
Detail: pond with fictional creatures (lower right)
Detail of "The Garden of Earthly Delights"
by Hieronymus Bosch,
from left panel "Adam and Eve", lower right
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail Amphibia and fish
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Позднее Средневековье обнаруживает странное противоречие между резко выраженной стыдливостью и поразительной непринужденностью. Даже в изображении первых людей ощущается эротический элемент: Адам с восхищенным изумлением смотрит на потупившуюся Еву. Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака.
Christus, Adam und Eva.
Detail aus Hieronymus Boschs
Triptychon Der Garten der Lüste (linker Innenflügel mit Darstellung des Garten Eden)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Christus, Adam und Eva.
Detail aus Hieronymus Boschs Triptychon Der Garten der Lüste
(linker Innenflügel mit Darstellung des Garten Eden)
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Идея «парности» всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников.У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Ни одна из картин Босха не породила такого количества интерпретаций, как «Сад земных наслаждений». Со временем менялось даже ее название: в конце 16 века триптих называли «Многообразие мира», а в 17 веке - «Тщеславие и слава».
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Три части работы посвящены Раю и Сотворению человека (левая панель), Аду (правая панель) и Земному бытию (центральная часть). И каждая из этих частей соткана из неимоверного количества разнородных символов – библейных, фольклорных, алхимических. Для нас они являются чудовищным нагромождением фантасмагорического бреда - но для современников Босха эти символы имели вполне конкретный смысл.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Герметичные сосуды и плавильные горны были понятными эмблемами черной магии, «нечистые» животные (верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист) указывали на дьявола, а лестница символизировала путь к познанию. Телесные удовольствия в то время иносказательно называли «музыкой плоти» - эта метафора трансформируется у Босха в изображение многочисленных музыкальных инструментов, терзающих грешников.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
left panel - Detail Amphibia and fish
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (закрытые створки)
between 1480 and 1505
oil on panel
Height: 220 cm (86.6 in). Width: 390 cm (153.5 in).
Museo del Prado, Madrid, Spain
Одним из первых любителей кошмаров Босха был испанский король Филипп II – он украшал работами художника спальню и рабочий кабинет. А уже в начале 20 века Босха заново открыли сюрреалисты, провозгласив его своим предтечей и вдохновителем.
Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иеро́ним Босх (лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства
Серия сообщений "Шедевр в деталях":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) - Гентский алтарь, 1432
Часть 2 - Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) - Annunciation with St. Emidius.
...
Часть 36 - Шедевр в деталях | Иероним Босх (Hieronymus Bosch, c. 1450–1516) - Сад земных наслаждений (триптих, центральная панель) \1\
Часть 37 - Шедевр в деталях | Иероним Босх (Hieronymus Bosch, c. 1450–1516) - Сад земных наслаждений (триптих, правая панель) \2\
Часть 38 - Шедевр в деталях | Иероним Босх (Hieronymus Bosch, c. 1450–1516) - Сад земных наслаждений (триптих, левая панель) \3\