«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.
Иероним Босх (c. 1450–1516)
Сад земных наслаждений.
c.1500—1510, Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel detail)
1490-1510
Prado
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel detail)
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail Large flower lower left
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail Owl with boy
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel detail)
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
center panel
Detail women with peacock.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail Man with strawberry on his back (lower left)
Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel)
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detai Man eating a strawberry, Man eating a cherry, and a man bending over a fictional fruit
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail fictional fruit (lower left)
Центральная часть триптиха
На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии.
The Garden of Earthly Delights,
central panel, detail.
between 1480 and 1490
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail Man pointing at a women (lower right)
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, left)
Detail: Winged man with fruit flies to heaven (right)
1490-1510 Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detai Man eating a strawberry, Man eating a cherry, and a man bending over a fictional fruit
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
center panel
Detail drinking man
central panel,
detail: Man with a strawberry on his back (lower left).
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail left bird feeding men
На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado
Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны» (Шарль де Тольнай)
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado
central panel, Detail
Rider and man in fruit (upper left).
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
left panel
Detail Winged figure with fish flying (upper right)
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Босх абсолютно верен библейским текстам в других своих работах, мы с уверенностью можем предположить, что центральная панель также основана на библейских мотивах. Такие тексты действительно можно найти в Библии. До Босха ни один художник не осмелился вдохновиться ими, и на то есть веская причина. Тем более, что они расходятся с общепринятыми правилами библейской иконографии, где возможно только описание уже случившегося или того, что произойдет в будущем согласно Откровению. (Ханс Бельтинг)
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail porcupine
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
center panel
Detail women with peacock
Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. (Федерико Дзери)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail duck feeding man (lower left side)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail Rider and fruit (upper left)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights, center panel
Detail Man with a plum as head (lower right)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail Men upside down (upper left)
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
center panel
Detail: Man with mouse (lower left)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail Egg
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail Bird and Man riding a duck
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
center panel - Detail hybrid stone formation with tubes
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail duck feeding man (lower left side)
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel - Detail Bird and Man riding a duck
File-Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
center panel - Detail camel (mid-right)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detai Man eating a strawberry, Man eating a cherry, and a man bending over a fictional fruit
central panel inside (left side),
detail: raven.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail Cat
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail lobster shell
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail Strawberry
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
central panel
Detail Man in a ring
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
center panel - Detail Stone Formation (upper left)
Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado
Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иеро́ним Босх (лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства
Серия сообщений "Шедевр в деталях":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) - Гентский алтарь, 1432
Часть 2 - Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) - Annunciation with St. Emidius.
...
Часть 34 - Шедевр в деталях | Перуджино, Пьетро (Perugino, 1446-1524) - Мадонна с Младенцем в окружении св. Розы и св. Екатерины Александрийской и двух ангелов
Часть 35 - Шедевр в деталях | Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510, Florence) - Мадонна Магнификат
Часть 36 - Шедевр в деталях | Иероним Босх (Hieronymus Bosch, c. 1450–1516) - Сад земных наслаждений (триптих, центральная панель) \1\
Часть 37 - Шедевр в деталях | Иероним Босх (Hieronymus Bosch, c. 1450–1516) - Сад земных наслаждений (триптих, правая панель) \2\