• Авторизация


Графомания: плохой писатель – плохой человек? 10-08-2014 12:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В приличном обществе не принято говорить о графомании, как не принято говорить о сексуальных извращениях. То есть все признают, что такие явления существуют, некоторые ими даже балуются, но никто из сидящих в комнате (в зале, на форуме) в этом, разумеется, не замешан.
 
На самом деле, графомания – настолько нетронутый пласт культуры, социологии и психологии, что в коротком эссе не удастся затронуть и сотой доли всей проблематики, всей подоплеки. Поэтому, давайте сразу к делу:
 
1) Почему графоман пишет?
2) Почему он не может писать лучше?
 
Чтобы ответить на первый вопрос, надо сделать небольшое отступление. Ежи Лец говорил: «Графомания будет расти по мере прогресса в области записи косноязычия». Уровень читательских притязаний упал ниже низкого, что позволило сделать всякую муру привлекательной с экономической точки зрения. Мысль проста: массовый читатель получает массового писателя (причем из той же массы взятого). Таким образом, издатели и создатели сетевых площадок получили большой и потрясающе устойчивый рынок сбыта. Шансы, что человек, подсевший на дешевые детективы или фентези, вдруг пересядет на литературу haute culture стремительно снижаются с каждой проглоченной «книгой».
 
В то же время человек, читающий ширпотреб, либо не читающий ничего вообще, вдруг поднимает голову и заявляет, что может написать не хуже. Самое смешное в том, что он прав, — потому что хуже уже нельзя, хуже только дадаизм. И вот этот человек с нулевым жизненным опытом и неразвитым воображением начинает искать тему для будущего творения. И он готов писать о том, что попадется на глаза, о том, что с виду популярно у массового читателя. Так появляется фанфиковая литература: книжки про вампиров-демонов-оборотней (стопроцентный хит), про чернобыльскую зону (для брутальных подростков), про аниме, про попаданцев, про какие-то романтические слюни. Я не верю в то, что человек, претендующий на звание писателя, не способен создать собственный мир. Вместо этого новоявленные авторы идут по пути наименьшего сопротивления и выдают публике то, к чему она привыкла. 
 
Так почему же графоман пишет? Да потому, что его будут читать. Писательство — это удивительно удачная отдушина для самооценки. Ведь искусство всегда было крайне субъективной сферой. Институт критики если не загнулся, то уж точно находится в коматозном состоянии. В литературе нет авторитета, который мог бы сказать, что такое хорошо, и что такое плохо. Тем более, что крупным писателям, исследователям и критикам нет дела до того, что творится в масскульте. Как-то раз Стивен Кинг снизошел и на конференции размазал Стеффани Майер и все ее «Сумерки». А если бы он зашел на тематический форум и удосужился вчитаться?
 
Получается, что графоман уже на ступеньку выше своих читателей, потому что он — пишет. А с другими коллегами по цеху он общается на равных. Кто будет воспринимать критику от низшего? С равными разговор короткий: либо взаимные похвальбушки, либо благожелательный нейтралитет, либо шутовской скандал, когда стороны называют друг друга графоманами, но в результате ничего не меняется. А показать свои произведения профессору литературы графоман слегка опасается.
 
Тут мы подходим к вопросу о том, почему графоман не пишет лучше. А зачем ему это? Он достиг того, чего хотел: локальной, скоротечной популярности, хоть капли признательности, хоть крохи внимания. Все. Это и была цель. Литература же никогда не была целью — только средством. Психология временщика от культуры. И если жадный чиновник обогащается по факту, то графоман обогащается символически, теша свое Эго. 
 
Графоман должен быть публичен. Не важно, сколько у него читателей, один или тысяча, кто-то обязательно должен смотреть, как он занимается творческим процессом. Это порождает две догмы. Первая — графоман всегда отдает свои произведения на публику и выклянчивает максимально подробные комментарии. Он не может написать и не получить оплату за написанное в виде отзывов толпы. Поэтому в толпу выбрасывается любой мусор, даже откровенно неудачные вещи. Впрочем, он способен и на мимикрию, изображая «развивающегося и совершенствующегося автора, почитывающего классику», если того требует общественное мнение. Вторая — графоман не может перестать писать, пока не найдет альтернативу этому наркотику. Скольких графоманов забрали нормальная работа, семья, хобби — и слава Богу. 
 
Получается, что графоман — это невоспитанный ребенок, которому никто не может сказать, что он невоспитанный. Для него не существует родительского или учительского авторитета, только он сам, возведенный в абсолют. Да, он будет топать ногами, вопить и закатывать истерики первое время, пока ему пытаются привить навыки поведения, приемлемые во взрослом обществе. Неприятно, но оно того стоит, так как на выходе мы получим человека, который сам в состоянии понять, что выходит из-под его пера.
 
Не думайте, что графоман туп и не умеет учиться. Он не тупой — он просто не ценит литературу. Ему нужно быть господином писанины, а не рабом искусства. Поэтому-то графоманы настойчиво отрицают попытки переориентировать их на Достоевского, Голдинга и Гессе, ведь если равняться на них, то придется работать, много и честно.

[240x210]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Ходила на курсы по русскому языку к прекрасному преподавателю. И вот, она однажды тоже говорила о графомании и сказала, что Александр Дюма - тоже один из них. И знаете? Вот сейчас читаю "Графа Монте-Кристо" и вижу это. Книга действительно интересная, но там тааак много действия! Если бы Александр жил бы в наше время, то он наверняка писал сценарии для сериалов. А на счёт оборотней обидно Т-Т Очень я их люблю, но книг о них хороших мало, а про фильмы я смолчу. И самое ужасное, то что "Сумерки" продолжают жить!!! Деваха одна писала по ним бдсм фанфик, а потом, переделала его и издала целую трилогию. Я имею ввиду "50 оттенков серого". Жуть просто. Я осилила 3-5 страниц - прям видно, что 13-15 летняя трепетная птаха писала (хотя мне не известно, сколько ей лет). Просто ужасно.
А мне нравится, как ты пишешь, IrRegaliA! Вижу очень много логики, умозаключений и наблюдательности за окружающим миром) В общем, поддерживаю! Долой безграмотность и да здравствует просвещение!
IrRegaliA 15-08-2014-00:32 удалить
Ответ на комментарий Белый_Царик # Ну да, Дюма, конечно, подграфоманивал иногда, но он и не претендует на великость. Просто хороший приключенец, в духе Саббатини или Дойла. Ориентируйтесь на Фаулза, Голдинга, Кинга, Лондона, Макса Фриша, Сартра, Камю, Экзюпери, Буццати, Айтматова, Веничку Ерофеева. Их много, классных и серьезных писателей. У меня, например, после них уже органическая непереносимость пустой развлекательной литературы. Просто воротит. А фанфики - да, ужасно. Как раз сейчас поучаю юных авторов - там непаханое поле невежества от горизонта до горизонта.
IrRegaliA 15-08-2014-00:34 удалить
Ответ на комментарий Счастливый_Странник # Merci. Да, просвещение - это входит в мою миссию. Я очень давно среди людей и среди творчества.
Ответ на комментарий IrRegaliA # О! О Фаулз! В этом году впервые его читала! Наверно, месяца два его "Коллекционер" был книгой всей моей жизни :"D Вот тоже замечаю за собой эту черту. Не могу бессмыслицу читать и всё! Это с опытом читательским приходит, наверное.
IrRegaliA 17-08-2014-05:22 удалить
Ответ на комментарий Белый_Царик # Поздравляю. Я Фаулза открыла, когда была на год моложе. "Коллекционер" - это была одна из самых первых моих -серьезных- книг. Потом еще добавился "Волхв" (весьма рекомендую), после чего мои мозги окончательно вывернулись в сторону литературы. Кстати, кто победил: Миранда или Клегг? Как по-вашему? Фаулз, Замятин, музеи - вы живете в правильном направлении. Я могу вас только всячески электронно поддержать.
Ответ на комментарий IrRegaliA # Я думаю, что всё же Фредерик. Насколько я помню, то Миранда даже и не задумывалась о самоубийстве, она всё же верила, что сможет выбраться живой. А Клегг смирился с её смертью и решил попробовать ещё раз. Он, конечно, своего не добился своей цели, но он на этом не остановился. Мне в саамом начале он немножко нравился, а потом стал таким отвратительным. Говорил о любви, а лечить не стал.Ужасный человек. После этой книги ходила под впечатлением недели две. Моя первая прям серьёзная книга была "Парфюмер". Тоже была в шоке, хотя смотрела до этого фильм. О, поддержка - это очень здорово, спасибо)
IrRegaliA 18-08-2014-18:23 удалить
Ответ на комментарий Белый_Царик # У меня сперва были похожие впечатления, а потом я задумалась над образом Миранды. Чем она-то лучше? Симпатичная пустышка, с претензиями на свободу и талант, а на деле запутавшаяся в себе бездарность. Поэтому она и не смогла победить Клегга. Помнится, я вела даже табличку, куда записывала очки побед и поражений в их идеологической борьбе. Клегг победил где-то на два балла. Хотя сам роман - о невозможности диалога. О том, как люди друг друга не слышат, не понимают и отказываются понять.
Ответ на комментарий IrRegaliA # У меня временами тоже были такие мысли, особенно, когда она рассуждала о никчёмности (ух, грубо как) других людей. Но мне кажется, что если бы она не была в плену и не умерла, она бы смогла вырасти. Сколько ей было? Восемнадцать или Девятнадцать? Слишком маленькая, чтобы перестать быть гордой эгоисткой. Миранда же, вроде менялась благодаря разговорами с Ч. (не помню полностью имени) у неё менялось мировоззрение. В любом случае, всё жизнь будем совершенствоваться. А так, вы правы.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Графомания: плохой писатель – плохой человек? | IrRegaliA - Le vent nous portera | Лента друзей IrRegaliA / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»