
27 ноября 2018 года бессменному лидеру группы
«Аквариум» Борису Гребенщикову исполнилось 65 лет.
«Человек, делающий музыку» - именно так предпочитает
называть себя сам Гребенщиков. И именно в этих простых
словах, по-видимому, кроется разгадка его
феноменального успеха.
Лидер рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков - один
из основателей русской рок-музыки родился в Ленинграде в
1953 году. Сценический дебют Гребенщикова состоялся
двадцатью годами позднее. В начале 1974 года был записан
первый альбом «Аквариума», который положил начало
многолетней музыкальной истории яркого
коллектива и его лидера.

Борису Гребенщикову удается всего несколькими словами,
несколькими аккордами затронуть самые потаенные струны
души, достучаться до сердца и заставить работать разум.

Его поразительные тексты и музыка вызывают целую бурю
эмоций, от неприятия до восхищения, но равнодушным не
остается никто. При этом, на пути к вершинам музыкального
Олимпа, музыкант не боялся смелых экспериментов,
постоянно пробуя новые стили и направления,
стремясь найти и познать себя.

И через его творчество находили и познавали себя все
поклонники его таланта. Артист никогда не гнался за
регалиями и наградами, и за это, словно в благодарность,
он получил титулы «отца» русского рока и духовного
гуру не от властей, а от простых людей.
Аквариум - «Не дай вам бог» (OST Гоголь. Страшная месть)
Борис Борисович уникален в том, что он одновременно
создает и заполняет пустоты, в мир видимый, практический,
запуская мир метафизический, архетипический, - и наоборот.
Условно советская - или другая наша - действительность
рассматривается им сквозь разные призмы: Гребенщиков
меняет их в зависимости от целей и задач - того, что было
до и будет после; наследие Древнего Египта, к примеру,
становится ключом к выходу из прокуренных кухонь в
коммуналке. Это метафизическая археология - да,
но еще и сакральная ихтиология.

Правила жизни Бориса Гребенщикова:
Мик Джаггер сказал: «Если ты начнешь думать о том, что
другие люди думают о тебе, - ничего сам не сделаешь».
Кто-то считает меня буддистом-маразматиком? Я не против.
Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы
женщин - я бы вообще ничего не стал делать. Реакция
мужчин меня не интересует - близкие друзья не в счет.

В музыке нет иного уровня, кроме мирового: это когда
человек держит у себя дома сто компактов, и среди них
- твоя музыка. Остальное все - сельская самодеятельность.
Из наших музыкантов пока никто не дотянулся.
Аквариум - Песни Нелюбимых (Official Video)
Деньги - это эквивалент энергии. Я пою и отдаю довольно
большое количество энергии. Те, кто приходят на концерт,
мне за это платят. Они не могут платить напрямую своей
энергией - поэтому дают бумажки, которые ее заменяют.
А те, кто относится к деньгам с придыханием, не видят
самого главного: что это не деньги, это энергия.

Нормальные люди в России мучаются, потому что не знают,
что им делать. Не знают, кто они такие, зачем они здесь.
Они коротают время в ожидании какого-то подарка.
Когда же им поступает этот подарок - не знают, что с ним
делать. У каждого есть сотни примеров.
Те, кто говорят о власти с придыханием или захлебываясь
от ненависти, - глубоко ошибаются. Власть не заслуживает
ни того, ни другого. О власти нет смысла говорить в той же
степени, в какой нет смысла говорить о водопроводчиках.

Большое искусство не может возникнуть в эпоху катаклизмов.
Гиппиус? Есенин? - упаси господь. Маяковский? - ужасный
поэт. Настоящее искусство возникает от пресыщенности -
когда человек спокойно, забыв про все на свете, может
заниматься своим делом и оттачивать каждую
миниатюрную грань.
Я все время с чем-то ношусь. Высказываю категорические
суждения по поводу явлений, которые еще до конца не
усвоил, а позже говорю: на самом деле это полное говно.
И мне не стыдно. Нужно пестовать свой идиотизм - это
называется «контролируемая глупость».

Дэвид Боуи лет 15 назад говорил мне что-то про войну
с мусульманским миром, но я не запомнил. Не запоминаю,
что люди говорят про войну: когда Земле будет нужна
очередная война - она будет. Мы же, по сути, не понимаем,
почему возникают войны. Война может начаться в любую
секунду, сейчас, например, - и перерасти в мировую.

Говорят: самые надежные друзья - те, с которыми ты
познакомился в детстве или юности. Это точка зрения инертного
человека. Значит, ты просто не в состоянии найти себе друзей.
Не вижу смысла сохранять старые компании. Людей, которых
я сейчас люблю, я, как правило, встретил совсем недавно.
Самое большое удовольствие для меня - сидеть в
теплом солнечном месте, выпивать и болтать с друзьями.
[760x]
Zeitgeist - известное выражение, означающее «дух времени».
Можно ли применить его к творчеству Гребенщикова? Да, но
полнее говорить «дух вечного». Потому что Борис Борисович
связывает воедино разные эпохи и культуры, учения и мифологии,
времена и пространства, инсайты и смыслы, но вместе с тем он
переводит актуальное, нам доступное в возвышенное, в некий
универсальный абсолют, становящийся и вещью в себе,
и инструментом познания.

Слушать песни Бориса Гребенщикова - все равно что блуждать
с духом вечности (или вечным духом) по саду расходящихся
тропок, рискуя, но не боясь заблудиться, совершать, разбивая
лбы в щебенку о начало всех начал, magical mystery tour.

Это доставляет не только эстетическое удовольствие, но
и приносит душевную, духовную полноту. И становится уж
совсем благостно, когда тропки приводят к выходам,
оказывающимися чем-то вроде прозрения. Правда, ненадолго,
потому что за выходами - новые ступени из горного хрусталя,
которые все труднее преодолевать, но если не делать этого,
то ради чего, собственно, жить?

«Теперь нас может спасти только сердце, потому что нас
уже не спас ум; а сердцу нужны небо и корни:
оно не может жить в пустоте».
Борис Гребенщиков
 | 
Lyarder |
|
|