Реализм бывает разным. Весь вопрос - в степени его полноты.
Можно быть фигуративным и от всего сердца желать привнести в произведения чистейшую достоверность, работая над техникой, «шлифуя» способ передачи образов, мыслей до крайности. А можно быть частью этой реальности. Можно быть одним из тех, кому «посчастливилось» родиться в бедной семье XIX века, и до прихода революции, даже будучи именитым, зарекомендовавшим мастером, нуждаться в банальных вещах вроде приличного качества красок или холста.
	
Автопортрет
Можно высокоумно рассуждать о судьбах народа в кругу светских господ и дам, воображать себе, что общение с натурщиками из числа дворовой челяди делает художника чуть ли не знатоком быта и нравов простонародья. А можно с невероятным упорством, самому будучи Ваней Гороховым, сыном землепашца из деревеньки Бели, суметь донести зрителю то, чем жило и дышало 95% населения огромной империи, в чём его большие горести и маленькие радости; как миллионы бесправных и безвестных смотрели на действительность, на мир, на себя. Контекст беспощаден. Вот пред Вашим «судом» предстаёт холст какого-нибудь разночинца позапрошлого века, решившего "окунуться" в непростую тему бытовых зарисовок. И это точка зрения талантливого живописца на заданную тему, не более того. А вот когда Вы встречаетесь взглядом с мудрыми, но бесконечно усталыми глазами пожилого крестьянина, опершего голову на широкую натруженную ладонь и флегматично взирающего куда-то словно бы сквозь людей, в душе возникает живой отклик.
Ивану Лаврентьевичу Горохову в чём-то повезло, его картины и скупались прямо в ходе выставок и приносили его многочисленному семейству какой-никакой достаток... Всё же есть что-то совершенно постыдное в том, что после пожара в стареньком доме Гороховых, служившим и мастерской для не сумевшего оплачивать проживание в столице мастера, последний, награжденный медалями за свой вклад в развитие отечественной живописной школы, вынужден был снимать угол при Можайском реальном училище и ютиться там вместе с уцелевшим скарбом и домочадцами.
	
Лично для нас картины Горохова — тест на органичность сосуществования со своей совестью. Они пронзительны, невыносимо реалистичны и правдивы. В них, словно в беспристрастном зеркале, отразилась великая и грозная эпоха "России, которую мы потеряли". Это наши предки глядят на нас то весело, то сердито, а то и обречённо, словно спрашивая:" Ну и как Вам, дорогие наследники, наше житьё- бытьё?
	
	"Сбивание масла", 1912 год
	
	"Набедокурили", 1910 год
	
"Крестьянская девочка" 1904 год
Горохов был там. По ту сторону этих рам. Он — часть этих сюжетов, а всё им написанное — прожитая и прочувствованная на себе проза существования, обличённая в графическую форму. Его картины великолепны ровно настолько же, насколько далеки от будничной пасторали заигравшихся в народоволие современников. Они — словно вызов, брошенный нам через года и времена. Это красота без украшательства: такое может и радовать, и ранить одинаково сильно.
	
	"За работой", 1889год
	
	
	"Дети за чтением"
	
	На прогулке (Вера Андреевна под зонтиком), 1889
	
	
	
Немецкие оккупанты во времена войны уничтожили большинство холстов Горохова. Сознательно, целенаправленно и методично. И дело не в том, что после революции он стал писать портреты партийных вождей или жанровые полотна, "созвучные" социалистическим идеалам. Вовсе нет. В первую очередь враги принялись за его ранние произведения. Ведь в них было больше настоящей "русскости", правдоискания и укрытого в самой сути композиций славянского символизма, чем в любой агитработе поздних творческих лет. Увы, нацисты понимали это слишком ясно, чтобы позволить работам маэстро уцелеть.
	
	
	"Закат. Троицкая церковь", 1917, Художественная галерея города Можайск..
	
"Ледовозы", 1912 год
А ещё в них живёт любовь. К жизни, истине, к людям, к волшебству искусства, которому он беззаветно служил. Интенсивность воздействия на культурный код любого русского человека, любующегося его творениями, вполне соизмеримы. В его полотнах гимн родному краю, выраженный при помощи кисти и красок.
	
Иван Лаврентьевич Горохов в 1863 году(д. Бели, Можайский уезд, Московская губерния) - художник-живописец. Из семьи бывшего крепостного крестьянина. С ранних лет Ваню Горохова захватила страсть к рисованию. Местный помещик В.К.фон Мекк приобрёл несколько рисунков юного художника и показал их гостившему у него великому пианисту Н.Г.Рубинштейну. Рубинштейн, будучи человеком, хорошо разбирающимся в изобразительных искусствах, признал, что у мальчика несомненный талант, и что при должном обучении из него может получиться выдающийся живописец. Рубинштейн и фон Мекк предложили Ване поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пообещав помощь в устройстве и финансовую поддержку на все время обучения. Его учителями были учителями были Маковский, Коровин, Серов, Левитан и другие известные художники того времени.
В 1886 году И. Л. Горохов окончил училище с отличными результатами: ему присудили Большую серебряную медаль и две малых серебряных (большую золотую медаль присуждали тогда лишь в Петербургской академии художеств) и звание классного художника. Дипломной работой художника стала картина «Выздоравливающая», исполнения в лучших традициях позднего передвижничества. «Я взял самый простой жанровый сюжет, — напишет впоследствии Горохов в своих мемуарах, — около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим».
	
После окончания училища перед Иваном Лаврентьевичем встал выбор — продолжать обучение в Санкт-петербургской Императорской Академии художеств или сразу заняться живописью и преподаванием. Горохов решил посоветоваться об этом с К. Е. Маковским. «Я спросил его, между прочим, — напишет впоследствии Горохов, — стоит ли мне завершить своё образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени».
Мечты Горохова стать художником-профессионалом в Москве не осуществились. Крестьянский сын, не имевший значительной поддержки со стороны влиятельных лиц, не получал заказов. Скоро жить в Москве стало невозможно и он уезжает в родную деревню. Возвратившись из Москвы на родину, живописец целиком отдает себя творческой работе.
Но и в деревне жить и работать было нелегко. Не было настоящей мастерской. За красками и холстом приходилось ездить в Москву, дорого обходилась перевозка картин на выставки, к тому же надо было содержать семью. Первые годы самостоятельной творческой жизни художник постоянно находился в нужде. Как впоследствии напишет биограф Горохова (Н. Мусиенко): «Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставки или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений». Невзирая на лишения и бедность, художник упорно ведёт большую творческую работу, регулярно участвуя во многих столичных и провинциальных выставках. Начиная с 1893 года И. Горохов становится экспонентом «Товарищества передвижных выставок».
Постепенно приходит долгожданное признание. На XXI выставке ТПХВ Горохов показывает картину «Крестьянские дети». «Мою картину, — вспомнит потом не без гордости Иван Лаврентьевич, — не только приняли, но и вскоре купили с выставки, и газетная критика отметила её как талантливую и выдающуюся по технике вещь. А издатель журнала „Нива“ А. Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право её воспроизведения».
За свою жизнь И. Л. Горохов создал около 600 произведений — картин, рисунков, этюдов. Картины И. Л. Горохова стоят в одном ряду с полотнами лучших мастеров крестьянского жанра.
Скончался Иван Лаврентьевич Горохов 6 октября 1934 года в Можайске. Похоронен там же.
	