[600x569]
Дымковская игрушка - глиняные лепные расписные фигурки людей и животных; один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка.
[480x361]
В XIX веке игрушки в Дымкове производили многие. В первом "Адрес-календаре Вятской губернии", вышедшем в 1856 году, сообщается, что их делали пятьдесят девять семейств, причем занимались этим ремеслом исключительно женщины и дети.
[600x352]
Нет ни одного упоминания о том, чтобы игрушки в Дымкове изготавливали мужчины.
[600x409]
Дымковская игрушка - едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров. Истоки этого искусства теряются в глубокой древности.
[600x378]
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
[487x509]
Свистопляска - традиционная народная ярмарка, которая в мае ежегодно проходила в Вятке и отличалась от других торгов тем, что в это время люди пронзительно свистели в глиняные свистульки в виде разноцветных зверей и птиц.
[580x400]
[600x456]
В самом раннем описании Свистопляски, относящемся к 1811 году, говорится о том, что утром в праздник в часовне у городских валов поминали предков, а после весь остаток дня посвящали увеселениям с непременным свистом.
[600x395]
Свистунья, превратившись со временем в своеобразный праздник, была и постоянным рынком сбыта глиняных игрушек. Их делали в осенне-зимнее время и в начале весны, когда готовились к большой весенней ярмарке.
[399x600]
Дымковские игрушки хорошо продавались не только в слободе, но и на многочисленных уездных ярмарках, обычных базарах; а через скупщиков игрушка распространялась значительно дальше - в низовые по реке Вятке города, в Оренбургскую губернию и даже в Москву.
[600x426]
Среди дымковских игрушек лишь тиары и свистульки обладали непосредственной игровой функцией, вероятно, сохранившейся издревле.
[600x515]
Фигурки же и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой дорогие фарфоровые статуэтки.
[524x600]
Но их создатели не подражали фарфоровой пластике.Под ее влиянием на древних корнях народной глиняной игрушки родилось новое самобытное и неповторимое искусство.
[600x450]
Древний тип дымковской игрушки - свистульки в виде зверей и птиц. Пластика их весьма своеобразна: обычно вылепливается лишь верхняя часть туловища с самыми характерными признаками животного или птицы, нижняя же часть делается всегда одинаково, в виде конуса.
[362x600]
По бокам свистульки - дырочки. Закрывая то или иное отверстие, можно менять звук, варьируя его на манер флейты.
[600x420]
По мнению этнографов, домашние животные (бык, коза, свинья, лошадь) в представлении древних земледельцев были символами плодородия, а конусообразная форма игрушек, так же как и свист, служила средством противодействия злу.
[600x407]
Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
[415x500]
К началу XX века композиции из отдельных фигурок были весьма немногочисленны - как правило, они представляли танцующие и гуляющие пары или катания в лодке. Лишь несколько сюжетов посвящены темам народного быта.
[426x568]
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
[600x375]
Упадок производства дымковской игрушки пришелся на вторую половину 1910-х годов: сказывались послевоенная разруха и общая ломка старого народного быта.
[500x420]
Оно еще как-то держалось благодаря развившемуся в то время коллекционированию игрушек.
[441x600]
Тем не менее в послереволюционное десятилетие мастера уже вновь приступили к изготовлению глиняных игрушек.
[600x400]
Подъему народного творчества способствовали выставки, в частности та, что состоялась в декабре 1921 года в Историческом музее в Москве.
[402x600]
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими.
[462x600]
Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
[458x600]
Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.
[500x600]
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы «примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
[450x600]
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
[600x448]
Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - «обеливание». Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк.
[400x600]
Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела.
[530x600]
Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!
[450x600]
Сегодня игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя, а для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
[399x600]
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти.
[384x600]
Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях.
[499x600]
Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию.
[600x557]
Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
[399x600]
[399x600]
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.
[600x354]
В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.
[322x368]
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа "Семья", выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.
[472x392]
Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
блог Сударушки
|
|

|