• Авторизация


библиотека 19-10-2014 22:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения красавицаумница Оригинальное сообщение

Собрание рукописных книг библиотеки Троице-Сергиевой лавры

ЧТО БЫ ПРОЧИТАТЬ КНИГУ ДОСТАТОЧНО НА НЕЕ КЛИКНУТЬ [показать]

БИБЛИОТЕКА.

Царь Михаил Феодорович, возлагая на Пр. Дионисия исправление Требника, писал: «У Живоначальныя Троицы у вас, в Чудотворцеве в Сергиеве обители, книгами исполнено»1. Отсюда браты были списки церковных книг в Москву во время Патриархов: Филарета2, Никона3 и Иоакима4. При открытии в прошедшем столетии Троицкой Семинарии, часть книг и рукописей, числом до 370, отделена из книгохранилища Лавры для новаго разсадника духовнаго просвещения.

Опись Лаврской Библиотеки 1642 г. заключает в себе 623 книги, из числа коих немного было печатных; сверх того в ней показано до 100 книг в раздаче по монастырям и селам, подведомственным Троицкому Сергиеву монастырю, и 19 книг в отсылке к Москве.

Библиотека рукописных книг составилась отчасти чрез списывание книг в монастыре, отчасти из вкладов, из коих значительнейшие суть: Митрополита Иоасафа 29 рукописей, Архиеп. Новгор. Серапиона Курцова 12, Архимандрита Дионисия 21, Келаря Аврамия Палицына 5, Старца Германа Тулупова, который сам и трудился в списывании при Преп. Дионисии, 18.

Некоторых драгоценных рукописей сохранились одне заглавия в древней описи, как-то:

«Два служебника на харатье, свертки на деревце, Чудотворца Сергия».

«Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчальниково».

« Псалтирь в полдесть, на бумаге; письмо Исаака Молчальника» (ученика Пр. Сергия).

В настоящее время Библиотека Лавры состоит из 823 рукописей5 и 10,000 печатных книг, преимущественно относящихся к Богослужению церковному и духовно-историческаго содержания. Кроме духовных журналов, выписываемых Лаврою, и книг, остающихся по смерти братии, книгохранилище обогащается и чрез пожертвования. В 1861 г. передана сюда жившим в Лавре на покое Высотскаго монастыря Архимандритом Сергием собственная его библиотека, состоявшая из 937 книг; а в начале 1865 г. Наместником Лавры Архимандритом Антонием, библиотека его, содержащая до 1400 книг.

Достопримечательнейшие рукописи в Лаврской библиотеке суть:

1) Пятокнижие Моисеево, на пергамене, в лист, по письму конца XIV или начала XV столетия.

2) Паремейник, писан на пергамене, XIII века, содержит в себе паремии Постной и Цветной Триоди и на некоторые праздники Господские, Богородичные и нарочитых Святых. На день св. Бориса и Глеба положено чтение из истории их мученической кончины. Первое чтение начинается так: «Братие, в бедах пособи бывайте. Сего ради радуется муж безумен, восплещет руками»... Второе:«Слышав Ярослав, яко отец ему умре»… Третье: «Стенам твоим, Вышегороде, устроих стражи весь день и всю нощь»...

3) Слова Григория Богослова, с толкованием Никиты Еп. Ираклийскаго, рукопись писана на пергамене, в лист; всех слов 16; порядок их начинается словом на Рождество Христово, оканчивается словом, произнесенным в присутствии Св. Григория Нисскаго. К сему в рукописи присоединены: Житие Св. Василия Великаго, Св. Григория Назианзина, похвальное слово Св. Великомученику Димитрию, житие и мученичество Св. Киприана и Иустины; на конце слово Григория Богослова об удалении в Понт, без толкования. По письму рукопись принадлежит к XIII или XIV стол.

4) Златая цепь, писана на пергамене XIV века. В ней помещены между прочим несколько слов Серапиона, Епископа Владимирскаго, рукоположеннаго в 1274 г.

5) Октоих 4, 5 и 6 гласов, писан на пергамене, в лист. На 1-й стран. надписано: «Октоих Никоновской».

6) Такой же Октоих, на 7 и 8 гласы. Обе рукописи конца XIV или начала XV века.

7) Стихирарь, с надписью: «Начаток книгам глаголемым Стихерареви, счиненному от года до года, еже есть от сентября месяца до августа». Писан на пергамене, в лист. На конце 1-й страницы подписано: «многогрешный раб Божий Епифан» и еще несколько слов, которыя трудно разобрать; под 6-м числом ноября подписано рукою писца: «месяца сентября в 21 день, в пяток на память Апост. Кондрата, по литургии почата бысть» (следующих двух строк прочесть нельзя). Под 26-м ноября подписано тою же рукою: «в лето 6821 месяца сент. 26 д. Иоана Феолога, в среду по вечерни почата бысть» (следующее слово можно читать: писати, – прочия нельзя разобрать). Под 12-м мая, на память Св. Епифания Кипрскаго, подписано: «Господине Святый Епифан. Кипрскии съимениче мои елеисон ми». – Из всех сих подписей можно заключить, что рукопись писана в 1380 году Епифанием. Подписи под 6-м и 26-м ноября сделаны при начале новых тетрадей. На стр. 40 приписка: «месяца сентембр. в 21 день в пят на память апостола Кондрата по литургии почата быст пист. тетр… 16 Симоновский приезжал. в той-же день келарь поехал на резань. Во той же день... чернца увещали в той же день Исакий Андрейнов приехал к нам. Во той же день весть приде, яко Литва грядет. с Агаряны. во той же день придоша две телеги со мнозем скрипем в 1 час нощи».

Не забудем, что эти заметки относятся к приснопамятному в летописях 1380 г. (год Куликовской битвы).

8) Кондакарь нотный (на крюках), на пергамене, в четверть, исхода XII века.

9) Пролог на месяцы: сентябрь, октябрь и ноябрь, на пергамене в лист, XIV века. Каждый месяц, кроме церковнаго названия, имеет свое, напр. сентябрь – рюин.

10) Житие Св. Нифонта, писано на пергамене, на последнем листе написано: «Господи помози рабом своим Иоану и Олексию, написавшема книгы сия, а де соуть помяткы исправя чтете». Потом: «в лето 6727 кончаны быша книгы сия месяца мая в 21 день, на память святаго мученика Иеремиа (Ермия) в граде Ростове, при Князи при Васильце при сыну Костянтинове, а внуце Всеволожи. Святая госпоже Богородице, Святии Апостоли, Пророци, Мученици, Святый Нифонте, помози(те) моему Господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кюрила избави(те) в день судный от вечныя мукы». На обороте сего листа написано: «В лето 6880 при Благоверном Великом Князе Дмитрее Ивановиче» (далее ничего не писано). Благоверный Князь Василько княжил с 1219 по 1238 год; в означении дня допущена ошибка: вместо 31-го написано 21-е число.

11) Часослов, на пергамене, в четверть, писан иноком Христофором, учеником Пр. Кирилла Белозерскаго, крупным прекраснаго уставнаго письма; на конце подпись: «Края достигохом, о Отци и Сыне и Дусе Святем възмагаеми, Божественную книгу сию, глаголемый часословец, грубыми неудобренными алфавиты, в лето 6931 месяца иуниа 16, на память Преподобнаго Отца Тихона Чудотворца, повелением господина старца Кирилы Игумена».

12) Слова постническия Исаака Сирианина, переведенныя с Сирскаго языка на Греческий Аввами Патрикием и Аврамием, в числе 91. Рукопись писана в четверть, на бумаге, на конце надпись рукою писца: «писася сиа кника в 6889» (1381) следовательно еще при жизни Пр. Сергия.

13) Зерцало, или Диоптра, с предисловием Михаила Пселла и стихами некоего Константина. Сочинение, писанное на Греческом языке в стихах, разделяется на пять слов. Оправдываясь в принятии на себя труда, трудившийся пишет, что он приступил к сему делу «не от себе устремляем, но принужден быв от отца духовнаго, именем Каллиника, житие убо имуща в странах Смоленскых». Труд сей принадлежит Филиппу Пустыннику, а писана книга сия в 1095 г. как известно из последних стихов, по Греческим рукописям6. Переводчик или переписчик по окончании труда своего присовокупил: «словеса убо писаная придоша в конец: уму же да не будет когда приати конец. В любителех душепитательных словес кое убо когда будет благых насыщение»? Потом чрез несколько строк присовокуплено: «в лето 6926 списана бысть книга сиа, рекомая по Еллинех: Диоптра, по нас же: Зерцало, Святей Троици в Сергиев монастырь, замышлением Игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа, а кончаны быша месяца»... (следующая строка осталась не дописанною). – Кроме Диоптры, в сей рукописи далее помещены тою же рукою сочинения: Св. Афанасия Александрийскаго к Князю Антиоху; ответы Варсонофия Великаго, послание Василия Епис. Амасийскаго к некоему иноку; два поучения Илариона; повесть отца Исаии из Патерика; заповеди Пр. Стефана Фивейскаго; наставления Исихия Пресвитера к Феодулу и некоторыя другия статьи духовнаго содержания.

14) Поучения Аввы Дорофея, писаны на бумаге в четверть; на конце приписано: «В обители Царстей Святыа и Живоначальныа Троиця в устроении Преп. Игумена Сергеа на имя Священно-иноку Матфею, списася сиа книга в лето 6922 (1414), индикта 3, месяца февруария в 20 день, на память Святаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся си книга при Настоятельстве Преподобнаго Игумена Никона, рукою многогрешнаго инока Антоньа. Ты же Священноиноче Матфею, помяни мя грешнаго в святых ти молитвах».

15) Лествица, писана в четверть на бумаге, на конце приписаны главы Григория Синаита и инока Филофея. Пред сими главами подпись: «Помощию Святыя Троиця съписася книга сиа, ей же именование: Лествица, на имя Священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго во иноцех, смереннаго многыми грехы Варлаама. Слава съверъшителю Богу и Пречистей Его Матери в векы, аминь. Ты же възлюбленный о Св. Дусе, о священне Матфее, Христа ради не сътвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сътвори мя забвена грубости ради писаниа». «В лето 6920 (1412) написася Божестъвенная Лествица месяца октоврия в 14 день, на память Святых Мученик Назариа, Гервасиа, Протасиа, Келсиа, в обители Преподобнаго Игумена Сергиа. В то же лето и священа бысть церкви в той же обители месяца семптямвриа в 25 день. «О ленивый Варламе, готовися к ранам. Близ есть конец».

Другой экземпляр той же книги одного года с предъидущим, как видно из подписи на конце: «в лето 6620 написася Божественная Лествица».

16) Список сокращеннаго Пахомиева жизнеописания Пр. Сергия, в рукописи, содержащей в себе жития разных Святых числом до 25; – древнейший по означению времени. Указание времени заключается в следующей подписи: «в лето 6939 списася книга сия в Святой горе Афонсце, в обители Царстей в Лавре великаго Афанасия, подкрылием Св. Григория Паламы и Преподобнаго Отца нашего Петра Афонскаго, в кущи Святаго и славнаго Пророка Илии. Преписана (рукою) многогрешнаго и смиреннаго Инока Афанасия Русина, последи же повелением Господина Зиновия Игумена Сергиева монастыря, списася грешным Ионою Игуменом Угрешским».

17) Канонник на бомбицине, XIV в. в четверть, 97 листов, писан в Ростовском Григориевском монастыре, как видно из молитвеннаго воззвания на обор. л. 87: «Господи Боже наш, молитвами Пречистыя Ти Матери и святаго Святителя Григорья Богослова и всех святых, сподоби ны наследником быти небеснаго Твоего царствия». Здесь между прочим помещены каноны «за творящая милостыню, за болящаго, за епитимью» и служба Покрову Пресв. Богородицы.

18) Следованная Псалтирь, в четверть, XV века, писана также в Ростове разными каллиграфическими почерками и украшена изящными рисунками (изследование о сей рукописи с факсимиле образцов ея письма и украшений, изданное Обществом любителей древней письменности 9 декабря 1881 г. автором его академиком Ф. И. Буслаевым лично поднесено Государю Императору).

19. Сборник житий Преподобных отцев: Симеона Столпника, Харитона Исповедника, Кириака Отшельника, Илариона Великаго, Иоанникия Великаго, Феодора Студийскаго, Иоанна Дамаскина, Саввы Освященнаго, Феодосия общежития Начальника, Павла Фивейскаго, Антония В., Евфимия В., Николая Исповедника Студийскаго и Пр. Мартиниана. Рукопись в четверть на бумаге; на первых листах подпись: «Сия книга Троицкаго Сергиева монастыря, Митрополита Иоасафа». В сей рукописи находится следующее предисловие, которое повторяется и в другом подобном Сборнике, того же почерка, и с тою же подписью имени Митрополита по листам: «Божиею благодатию и Пречистыя Богородицы помощию преписах жития Святых Преподобных Отец, писах же с разных списков, тщася обрести правы. И обретох в спискех онех многа неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлях; а яже не възможна, сия оставлях, да имущии разум больше нас, тии исправят неисправленная, и наполнят недостаточная. Аз же что написах, и аще кая обрящутся в тех несъгласна разуму истины, и аз о сих прощения прошу. А кто имать сиа преписовати, или прочитати, да не приписует тако ни прочитает, но истинное да пишет и глаголет, еже есть угодно Богу и полезно души, понеже и аз грешный тако хощу. И нетокмо же еже зде написах, но и инде что писах и глаголах, и аще что обрящется в тех не угодно Богу и не полезно души, ради моего неразумия и невежества, – и о сих молю, да не творит кто тако; но лучшее да творит, еже есть благоугодно Богу и полезно души. И аз о сем радуюся, и тако благодатию Божиею прилагаю сия, отъемля вину ищущим вину на вред души. Прочитающих же сия и слышащих чтомых пользу, молю да Бога ради помолятся о мне, да и аз помилован буду от Бога, понеже не мало потрудихся в сих, яко же мню, заповеди ради и любве Божиа и ближняго. Да сих дивных Отец житиам внимающе, ревнители будем деланию их, и с ними живот вечный наследим. Се бо есть истинная любовь к ближним, еже въздвигнути им съвесть к любви Божии, и творити заповеди Его, по истинных Божественных словесех Его, и по житию и учению святых Отец, жити елико мощно, и тако спастися. Аз же аще и грешен и нерадив есмь и ничто же благо сотворих, но желаю много ближним спасения».

20) Псалтырь толковая Брюнона Епископа Вирцбургскаго (Herbipolitanus), переведенная в Новгороде Димитрием Герасимовым, с посвящением сего труда Архиеп. Новгородскому Макарию, 1535 г. окт. 15-го д. Рукопись современная.

21) Толкование на Деяния Св. Апостол, с следующею припискою на конце: «Помощию Божиею и повелением Варлаама Митрополита всея Руси написано толкование Деянием Св. Апостол от 31-го зачала, до конца зачала 51-го, и преложено с Греческаго языка на Русской монахом Максимом Св. Горы Афон, великия обители Благовещения Пресвятыя Богородицы Ватопедя монастыря, да Власием толмачем Латинским и Немецким, в преименитом и славном граде Москве, в Царство Благочестиваго и Христолюбиваго Василия, Божиею милостию Государя и Самодержца всея Руссии, в 14-е лето Царства его, в лето 7027 марта». Рукопись писана в 1520 году.

22) Беседы Св. Иоанна Златоустаго на Ев.  Матфея. В предисловии переводчик, после изъяснения содержания самой книги и ея пользы, пишет, что «перевод совершен в лето 7032 в матери градовом, в преименитой и пресловущей Москве, при благоверном и благочестивом Велик. Князе Василие Ивановиче всея Руссии Самодержце, в 25 лето Государства Его и при Священном Господине нашем Данииле Митрополите всея Русии, умышлением и промышлением, и проторы и повелением самаго того Святителя, во 2-е лето Святительства его, разумом же и наказанием премудрейшаго Старца Максима, егож сам той Самодержец своим Царским повелением от Св. Горы призва, мужа вельми мудра, в трех языцех, в Еллинском, глаголю, и Римском, и сладчайшем мне Русском, не токмо же, но и творити мерою Ироискы и Ямвийскы и в всех благоискусна суща, и много от человек нынешняго времени отстояща мудростию и разумом и остроумием, его же и аз непотребный и неразумный в причастии словес бых, Ангельский хлеб присно ему ядущу; тако бо аз нарицаю Божественных Писаний прочитании питающихся. Но не и аз таков; – обаче, яко же пес не благоразумный, многоразличными словесными брашны устроенней его приседох трапезе, и оттоле падающия сбирах крупицы. Сего ради ниже смею помыслити, яко аз сия приведох (преведох). Но подобно нечто, якоже глагола Давид к Богу: се устнама моима не возбраню: Господи ты разумел еси; или яко же Иоанн Захариин матерни уста заимствова к похвалению Матери Владычни; тако и тому мню премудрейшему мужу скверных моих устен ко приложению таковых словес потребовавшу. Аще ли же ни, ни како же дерзнули быхом к толикой вещи». В заключение прося прощения в ошибках, какия могут встретиться в труде его, переводчик говорит о себе так: «яко аз несмь Грек и оттуду, но здешния персти и Русский, к тому ж и поселянин», – и прибавляет: «молим вы и нас не забывайте, пишущих сия, и его же трудом и потом сия преведеся, многогрешнаго инока Селивана, обители Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Отца Сергия».

Кроме переводов с греческаго языка, библиотека Лавры содержит в себе многия русския церковныя сочинения, как-то: жития Русских Святых, похвальныя им слова и каноны. В рукописных четьих-минеях и соборниках встречаются жития, или историческия похвальныя слова на дни памяти следующих Святителей, Преподобных и Мучеников Российской Церкви: – Аврамиев Ростовскаго, Смоленскаго и Чухломскаго, – Александров Свирскаго, Ошевенскаго, Куштскаго и Невскаго, – Алексия Митрополита, – Князя Андрея Смоленскаго, – Антониев Печерскаго, Римлянина и Сийскаго, – Артемия Веркольскаго, – Князей Бориса и Глеба, – Варлаамов Хутынскаго и Пинежскаго, Князей Василия и Константина Ярославских, – Василия Блаженнаго, – Владимира Равноапостольнаго, – Князя Всеволода-Гавриила Псковскаго, – Геннадия Костромскаго, – Германа Соловецкаго, – Григория и Кассиана Авнежских, – Григория Пельшемскаго, – Гурия и Варсонофия Казанских, – Даниила Переяславскаго, – Димитрия Прилуцкаго, – Димитрия Царевича, – Дионисиев Глушицкаго и Радонежскаго, – Князя Довмонта Псковскаго, – Евфросинии Полоцкой и Суздальской, – Евфросина Псковскаго, – Евфимиев Суздальскаго и Архиепископа Новгородскаго, – Зосимы и Савватия Соловецких, – Игнатия Еп. Ростовскаго, – Князя Игоря Киевскаго, – Исаии Еп. и Исидора Юродиваго Ростовских, – Исидора Юрьевскаго (Дерптскаго), – Иакова Боровицкаго, – Иоаннов Архиеп. Новгородскаго, Юродиваго Устюжскаго, и Мученика Казанскаго, Иоасафа Каменскаго, Ионы Митрополита, Иосифа Волоколамскаго, – Кириллов Белоезерскаго и Новоезерскаго, – Князя Константина Муромскаго и чад его, – Корнилия Комельскаго, – Леонтия Еп. Ростовскаго, – Лукиана Переяславскаго, – Макариев Калязинскаго и Желтоводскаго, – Мартиниана Ферапонтовскаго, – Меркурия Смоленскаго, – Князей Михаила и Феодора Черниговских, Князя Михаила Тверскаго, – Михаила Клопскаго, – Никиты Архиеп. Новгородскаго, и Никиты Столпника Переяславскаго, – Никона Радонежскаго, – Нила Столбенскаго, – Княгини Ольги, – Павла Обнорскаго, – Пафнутия Боровскаго, – Князей Петра и Февронии Муромских, – Петра Царевича, – Петра Митрополита, – Прокопия Устюжскаго, – Саввы Звенигородскаго, – Саввы Вишерскаго, Серапиона Архиеп. Новгородскаго, – Сергия Обнорскаго, – Стефана Махрищскаго, – Филиппа Ирапскаго, – Филиппа Митрополита, – Князя Феодора Смоленскаго и Ярославскаго и чад его, – Феодосия Печерскаго и прочих подвижников Печерских. В рукописях Лавры можно читать и жития некоторых Святых и других Славянских Церквей: Вячеслава и Людмилы Чешских, Симеона и Саввы Сербских, Стефана Дечанскаго и наконец Апостолов Славянскаго мира Кирилла и Мефодия.

Замечателен и хранящийся в библиотеке старый вотчинный архив: в нем встречаются историческия и хозяйственныя сведения о многих местностях России, так как владения Лавры находились почти во всей Великой России. Хотя с отобранием вотчин в 1766 г. взяты были в Коллегию Экономии и подлинные акты на владения, но немало их и оставлено здесь, а в списках находятся почти все, какие уцелели до того времени. В числе древнейших подлинных актов сохранилась грамата Князя Феодора Андреевича Стародубскаго Пр. Никону на озера, писанная на лоскуте бумаги, длиною с небольшим в вершок, шириною около двух. Вместе с актами вотчинными в архиве находится до 300 святительских грамат: благословенных, ставленных, настольных и др., за печатями и подписями Всероссийских Митрополитов, Патриархов и членов Синода. Старшая из них по времени – настольная от Макария Митрополита Всероссийскаго, Архимандриту Троицкой Лавры Елевферию 1561 г. января 6 дня.

                                                                                                                                        А. В. Горский


   

   

 

Размещение рукописей осуществляется в рамках совместного проекта Российской Государственной Библиотеки и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

К настоящему времени доступны 10204 рукописи.

Архив архимандрита Леонида (Кавелина)
НИОР РГБ, ф.148

Фундаментальное собрание библиотеки МДА
НИОР РГБ, ф. 173.I

Рукопись  

Дополнительное собрание библиотеки МДА
НИОР РГБ, ф. 173.II

Рукопись  

Собрание по временному каталогу библиотеки МДА
НИОР РГБ, ф. 173.III.
Собрание "Прочие" библиотеки МДА
НИОР РГБ, ф. 173.IV
МДА прочие
НИОР РГБ
Архив Платона (Левшина), митр. Московского
НИОР РГБ, ф.229

Грамоты, указы, купчие и пр. документы
РГБ ф. 303.I

Рукопись  

Архив Московской славяно-греко-латинской академии. Документы 1749–1814 гг.
НИОР РГБ, ф.277
Грамоты, указы, купчие и пр. документы
РГБ ф. 303.I.
Арсений Мацеевич. Архиепископ Ростовский и Ярославский
РГБ ф. 303.II

Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры
НИОР РГБ, ф. 304.I

Рукопись  

Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры
НИОР РГБ, ф. 304.II

Рукопись  

Собрание музыкальных рукописей Лавры
ф.304.IV
Архив святителя Филарета (Дроздова) митр. Московского и Коломенского
НИОР РГБ, ф.316
Собрание рукописных книг св.Филарета (Дроздова), митр. Московского и Коломенского
НИОР РГБ, ф.317
Собрание рукописных книг протоиерея Д.В. Разумовского
НИОР РГБ, ф. 379
Яковлев Павел Петрович. Документы 1820-х–1891 гг.
НИОР РГБ, ф. 425
Собрание рукописей Вифанской духовной семинарии
НИОР РГБ, ф.556
Собрание рукописных книг архимандрита Леонида (Кавелина)
НИОР РГБ, ф.557
Архив Лаврской Духовной семинарии (1736–1814)
НИОР РГБ, ф. 757
Архив Вифанской Духовной семинарии (1800–1918)
НИОР РГБ, ф. 762
Архив архиепископа Никона (Рождественского)
НИОР РГБ, ф.765
Архив преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
НИОР РГБ, ф. 766
Архив архим. Товии (Цимбалова). Документы (1865-1915)
НИОР РГБ, ф. 771
Старопечатные книги
РГБ. Музей книги

 Уникальные книги

Записки отдела рукописей. Вып.22
Под ред. Лазарев В.Н., М., 1960, 476с, ЗОР, РГБ-22

Описание рукописей библиотеки Вифанской Духовной Семинарии
Муретов С., М., 1897

Описание рукописей Синодального собрания. Ч1.
Протасьева Т.Н., №577-819, М., 1970, XXV, 211с

Описание рукописей Синодального собрания. Ч2.
Протасьева Т.Н., №820-1051, М., 1973, 164с

Описание славянских рукописей 
библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Издано в Москве, в 1878 году. 
 

Оглавление славянских рукописей 
библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

По изданию 1878 году. 

http://old.stsl.ru/manuscripts/unikalnye-knigi

Серия сообщений "КНИГИ":
Часть 1 - Книги
Часть 2 - ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ КВИЛТ
...
Часть 42 - Два капитана и один Каверин
Часть 43 - Любителям Джейн Остин посвящается
Часть 44 - Собрание рукописных книг библиотеки Троице-Сергиевой лавры
Часть 45 - Писатель-фантаст, учёный-востоковед и сценарист -Можейко Игорь Всеволодович (Кир БУЛЫЧЁВ)
Часть 46 - писатель Ильф Илья Арнольдович,он же-Иехиель-Лейб Арьевич Файнзильберг
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник библиотека | myshonok_lelka - Дневник myshonok_lelka | Лента друзей myshonok_lelka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»