• Авторизация


малооговоренная сторона церковной жизни 10-03-2007 07:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Одна из малооговоренных сторон церковной жизни состоит в следующем. Реалии сегодняшней жизни часто и настоятельно ставят перед Церковью вопрос о снятии церковного благословения с уже расторгнутого государством по заявлению бывших супругов брака. Виновной в расторжении брака стороне по причине прелюбодеяния издревле предписывалось осуждение на всегдашнее безбрачие. 253 статья Устава Духовных Консисторий осуждала на постоянное безбрачие лицо, брак которого расторгнут из-за нарушения им супружеской верности.

В начале 20 либерального века эта статья изменилась.

21 век совсем другой… Церковь же всё та же. Только вот решения необходимо принимать относительно реальных людей.

Приходящие с прошениями о расторжении церковного брака к духовным властям, делают это постфактум, когда брак фактически давно распался, чаще всего с государственным свидетельством о расторжении брака, часто с заключённым новым браком и даже с детьми от него.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Anagrafos 10-03-2007-14:11 удалить
В 80-х годах 19 века мнения канонистов по этому вопросу разделились. Такие профессора канонического права, как Суворов, Бердников, Лашкарёв, Павлов высказывались за возможность допустить лицо, виновное в расторжении брачного союза по вине прелюбодеяния, к новому супружеству при соблюдении при этом особых условий. Другие профессора, такие как Заозерский, Барсов, преосвященный митрополит Алексий Можайский, а впоследствии Литовский отстаивали мнение о невозможности допускать виновных в прелюбодеянии супругов к новому браку.
Anagrafos 11-03-2007-12:21 удалить
Святейший Синод РПЦ в начале 20 века проделал подобную работу и 18 марта 1904 года высказал своё решение: «1. Практика древней церкви разрешала вступление в новый брак супругу невиновному в разводе по причине прелюбодеяния; из виновных же супругов, когда с течением времени смертная казнь, которой они подвергались, была заменена телесными и другими наказаниями. Гражданские законы того времени, признававшие вину прелюбодеяния лишь за женой, разрешали новый брак только мужу, нарушившему супружескую верность. Так в 9 правиле св. Василия Великого, правила которого имеют каноническое значение, ясно проведена мысль, что прелюбодеяние, когда оно совершено мужем, не служит для него препятствием к заключению второго брака, если бы он оказался оставленным своей женой вследствие совершения им этого преступления. Из толкований, составленных в 12 веке Вальсамоном, видно, что эта снисходительная по отношению к мужу- прелюбодею практика к означенному времени в Византийской церкви твёрдо установилась. Муж, получивший от своей жены развод по причине прелюбодеяния с другой замужней женщиной, мог вступать в новое супружество, предварительно исполнив церковную епитимию (толк. на 37 прав. св. Василия Великого). Жена, изобличённая в прелюбодеянии, по расторжении брака пожизненно заключалась в монастырь с пострижением в монашество. 2. Такая практика была принята и Русской церковью. Вступление в новое супружество виновному в прелюбодеянии мужу до 18 века не воспрещалось, а виновная жена, по расторжении брака, помещалась в монастырь на постоянное житьё, с 1723 года отсылалась «на прядильный двор», с половины 18 века подвергалась только епитимии, с лишением права на вступление в новое супружество. Позднейшая синодальная и епархиальная практика стала распространять такое запрещение нового брака и на виновных мужей. Эта практика явилась впервые в 1841 году и возведена в общий закон в ст.253 (по изданию 1841 г.в ст.256) Уст. Дух. Консисторий. 3. В современных православных восточных церквах, виновный в прелюбодеянии супруг осуждается после расторжения брака на безбрачие только в церкви Антиохийской и Элладской, где новый брак не разрешается виновной в прелюбодеянии жене, а мужу – прелюбодею запрещается заключать новый брак только с той женщиной, с которой он прелюбодействовал. В Иерусалимской церкви новый брак виновной жене не разрешается только в том случае, если примирение между супругами не состоялось только по её вине. И в Иерусалимском, и в Антиохийском патриархатах только мужу предоставляется право искать развода с прелюбодейной женой, но жена лишена права разводиться с мужем прелюбодеем. В Константинопольской, Сербской, Румынской, Черногорской Церквях новый брак допускается для обоих, разведённых вследствие прелюбодеяния супругов, с наложением на виновного епитимии. В Сербии виновная сторона может вступать в новый брак через год после расторжения предыдущего, а в Черногории – через три. Обсудив изложенное, Святейший Синод признаёт возможным отменить в законодательстве запрещение вступать в новое супружество лицам, прежний брак которых был расторгнут по вине их прелюбодеяния. Следует признать полезными следующие ограничения: а) вступление в новый брак виновному в прелюбодеянии супругу дозволить только один раз с лишением его права, в случае повторения нарушения святости брака вступать в супружество навсегда, б) прежде вступления в новый брак, такое лицо должно, согласно 87 пр. VI Вселенского собора, 20 пр. Анкирского и 77 пр. св. Василия Великого, выполнить семилетнюю церковную епитимию, на основании 102 пр. VI Всел. Соб., срок может быть сокращён епархиальным архиереем после тщательного испытания духовником совести епитимийца и удостоверении им степени раскаяния, чтобы общий срок, подлежащий выполнению епитимии, был не менее двух лет». 28 мая 1904 года император утвердил эти изменения в соответствующих статьях Устава Духовных Консисторий.
Elena_1 14-04-2007-19:44 удалить
"часто с заключённым новым браком "..... Моя сестра ездила в Новодевичий монастырь,чтобы расторгнуть церковный брак с бывшим мужем( в Москве туда надо ехать),так ей отказали,сказали:"Когда тебя замуж возьмет другой ,принесешь свидетельство о браке,тогда и расторгнем.А пока -нет". Получается,что фактически ей разрешили жить во грехе,у нее к тому времени уже дочка родилась. Вот так-то....
smbr 17-06-2007-23:04 удалить
Elena_1, а почему во грехе? Непонятно..
GalinaG 18-06-2007-01:50 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Anagrafos Одна из малооговоренных сторон церковной жизни состоит в следующем. Реалии сегодняшней жизни часто и настоятельно ставят перед Церковью вопрос о снятии церковного благословения с уже расторгнутого государством по заявлению бывших супругов брака. /// Никто в наше время не боится никаких "запрещений, постановлений", всяк живет, как ему нравится.
Anagrafos 18-06-2007-08:31 удалить
Исходное сообщение GalinaG Никто в наше время не боится никаких "запрещений, постановлений", всяк живет, как ему нравится.
Многие приходят "за разводом", т.к. считают, что именно это корень всех их нынешних бед и неудач. Людям легче найти внешнюю причину, чем пытаться изменить себя
Anagrafos 18-06-2007-08:41 удалить
Исходное сообщение Elena_1 Получается,что фактически ей разрешили жить во грехе,у нее к тому времени уже дочка родилась. Вот так-то....
Не думаю, что разрешили.Приходящие по таким вопросам люди, как правило, не спрашивают, как им поступать. Альтернативы в сложившейся ситуации они не видят. Они хотят лишь одного – церковного развода уже давно распавшейся семьи. Они хотят того, что мешает развитию их новой семьи. За сухими словами их прошения на имя правящего архиерея чётко просматривается непреклонная просьба, а точнее требование церковной легализации их нового брака, их новой жизни. Цель церковного наказания заключается в созидании, а не разорении (2 Кор. 13.10). В связи с этим нельзя обойти вниманием позицию, изложенную в Настольной книге священнослужителя, где говорится, что «на основании представляемого Свидетельства ЗАГСа о разводе, епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и даёт разрешение на вступление в новый церковный Брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий. Епархиальное управление не производит никакого дознания о мотивах развода». (Настольная книга священнослужителя, Т. 4, Издательство Московской Патриархии, 2001 г., С.300) Если брать за основание решение светского суда о расторжении брака, то, принимая во внимание, что светский суд удовлетворит практически любое ходатайство супругов о расторжении их брачного союза, по крайней мер после нескольких месяцев испытательного срока, то церковному суду остаётся лишь автоматически на своём уровне фиксировать сложившуюся бракоразводную тенденцию. Но, что, на мой взгляд, самое страшное, не остаётся ни одного рычага регулировать и влиять на сложившуюся ситуацию, говоря словами архиепископа Иосифа московского, «о совершенном распущении супружества».
GalinaG 18-06-2007-11:48 удалить
Исходное сообщение Anagrafos
Исходное сообщение GalinaG Никто в наше время не боится никаких "запрещений, постановлений", всяк живет, как ему нравится.
Многие приходят "за разводом", т.к. считают, что именно это корень всех их нынешних бед и неудач. Людям легче найти внешнюю причину, чем пытаться изменить себя
// Вот-вот! Народ у нас необучен духовным премудростям...кто виноват? А государство против введения уроков "Основы православия"...


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник малооговоренная сторона церковной жизни | Anagrafos - Я не убеждаю и не вещаю. | Лента друзей Anagrafos / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»