• Авторизация


Один из лидеров обновленцев. 24-05-2004 23:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Получился бы неплохой сюжет для фильма. Будущий обновленческий епископ Антонин (Грановский) после окончания Киевской Духовной Академии в 1891 году оставляется там же помощником инспектора и преподавателем. Чередует изучение эфиопских и сирийских манускриптов с безграничным пьянством. В 1899 году митрополит Антонин (Грановский) переводит его архимандритом в Петербург в духовно-цензорное управление. В 1902 году защищает магистерскую диссертацию, в которой восстанавливает утерянный текст книги пророка Варуха. В 1903 году становится епископов Нарвским. После кровавых события 9 января 1905 года отказывается поминать за богослужением императора и в 1908 году его увольняют на покой. Заводит медведя и совершает с ним уличные прогулки. В 1913 году ему снова дают Владикавказскую кафедру и архиепископа. В 1915 году вновь увольняют на покой. Живёт на покое в московском Заиконоспасском монастыре, где с 1921 года служит свой чин Литургии, компилятивно составленный из древних сирийских и коптских чинов. Престол в этом чине выносился на середину храма. Литургия естественно велась на русском языке. Причащение мирян совершалось пинцетом. Первое время лидер обновленческого движения. В августе 1922 года разрывает с «живой церковью» и основывает «Союз церковного возрождения». Тяжело болеет. Пытается примириться с митрополитом Сергием в 1926 году, но того арестовывают и умирает.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Oleg_G 25-05-2004-22:16 удалить
Да, живости у "живоцерковников" было не отнять. Мне понравились в книжке Ардова истории про обновленческого митрополита Александра Введенского:

"Рассказывали мне и о таком примечательном случае, происшедшем будто бы в тридцатых годах. Сидели как-то вечером два приятеля в ресторане. (А был, между прочим, Великий Пост.) Один из них огляделся и сказал другому:
— Послушай, вон за тем столиком сидит с двумя дамами обновленческий "митрополит" Александр Введенский.
Тот посмотрел на сидящего в гражданской одежде человека, который разливал вино и шутил с дамами, и засомневался:
— Нет... Не может быть... Ты обознался...
Но приятель стоял на своем, и они заспорили.
Тогда первый решил развеять сомнения и предложил:
— А хочешь, я к нему сейчас подойду и возьму благословение?
— Ну, подойди.
Он сложил руки лодочкой и, приблизившись, обратился к человеку в костюме:
— Владыка, благословите.
Введенский (а это был он) повернул голову и проговорил:
- Не время и не место.
Тогда подошедший "возмутился духом" и отвечал:
— Это тебе здесь — не время и не место!"

И еще:

"Даже в мое время многие помнили публичные диспуты "митрополита" "живой церкви" Введенского с наркомпросом А.В.Луначарским... Оба были весьма находчивы и остроумны. Один из диспутов, например, имел такое окончание. Введенский сказал:
— Так как ни мне не удалось убедить Анатолия Васильевича в божественном происхождении мира и человека, ни ему убедить меня в правоте материалистической теории, и мы оба остались при своем мнении, будем считать так: меня создал Бог, а Анатолий Васильевич произошел от обезьяны.
Луначарский отвечал на это:
— Я согласен. Но взгляните на меня и представьте себе обезьяну... Вы увидите явный прогресс... А что такое этот человек в сравнении с Богом?.."
Хорош еще анекдот про "владычицу"... :)
Oleg_G 26-05-2004-12:42 удалить
Про Луначарского - похоже на анекдот. Про то, что (помнишь?) "по мощам и миро" - тоже. А про "владычицу" - сильно грустно.
У о. Михаила большая часть анекдотов хоть и смешные, но грустные... Ничего не попишешь, специфика жанра...
Еще он мне рассказывал анекдоты, которые не вошли в сборник, или стали известны ему позже. Я ему тоже несколько историй из жизни подкинул... :)
Oleg_G 26-05-2004-15:18 удалить
Все это хорошо. Да только что же в этих историях такого, что потребовалось делать книжку, которая является ни чем иным, кроме как хулой на Церковь? Любой православный священник с ходу выдаст пару десятков подобных историй - действительно, приходская жизнь в России зачастую удручает. Но зачем же книжку делать?

Ссылки Ардова на Лескова неубедительны. Я сам люблю Лескова, но считаю, что цели Ардова в корне отличилась от того, чего хотел классик. Во всяком случае, результат его творчества получился прямо противоположный.
Anagrafos 26-05-2004-20:52 удалить
Продолжая первоначальный топик. Из программы Антонина Грановского: «Переход на русский язык богослужения признать чрезвычайно ценным и важным приобретением культовой реформы, неуклонно проводить его, как могучее орудие раскрепощения верующей мысли от магизма слов и отгнания суеверного раболепства перед формой. Живой, родной и всем общий язык один даст разумность, смысл, свежесть религиозному чувству, понижая цену и делая совсем не нужным в молитве посредника, переводчика, спеца, чародея. Русскую литургию, совершаемую в Московских храмах Союза, рекомендовать к совершению и в других храмах Союза, вытесняя ею практику славянской т.н. «златоустовой» литургии, от которой Златоуст отрекся бы, если бы услышал, как её совершает духовенство теперь. Благословить составление нового требника по намеченному уже Союзом пути с усугублением и одухотворением содержания и чинопоследования Таинств в противоположность магическому смыслу нынешних чинопоследований. Храм считать центральным пунктом, единственным для удовлетворения всех религиозных нужд верующих, как общих, так и частных, упраздняя частные требы на домах. Открытый алтарь приветствовать, как возвращение к той внутренней архитектуре храма, которая была единственной в течение первых шести – семи веков и давала слиянность и задушевность молитвы священнослужителя с присутствующими, как обстановка, завещанная нам великими святителями –литургистами, открытым предстоянием с народом, воспламеняющим народ в общей молитве. Открытый алтарь один оздоровит распущенность духовенства, которое, спрятавшись за перегородку, ведёт себя суетливо и бесцеремонно, выветривая совершенно благоговение. Открытие алтаря возвращает алтарю чистоту и святость, освобождая алтарь от загружения, как теперь, церковной рухлядью и скарбом…». Как сказал прот. Георгий Митрофанов «всё это говорит о его глубоком духовном обольщении».
Oleg_G,
А я не вижу в этом сборнике анекдотов ничего плохого... В нем высмеивается не Церковь, а грехи человеческие...
Oleg_G 28-05-2004-11:51 удалить
Вот это да-а-а. :(
А я думал, что греховность в Православии достойна лишь искреннего сожаления о согрешившем и молитв о его исправлении. Оказывается, священник ее высмеивает? Вот и немудрено, что теперь Ардов и не священник вовсе.
Очень часто смех вразумляет куда лучше, чем часы занудных проповедей.

На счет того священник он или нет дискутировать не буду; вопрос спорный.
Oleg_G 29-05-2004-20:44 удалить
Давайте будем проповедовать весело!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Один из лидеров обновленцев. | Anagrafos - Я не убеждаю и не вещаю. | Лента друзей Anagrafos / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»