• Авторизация


Где же Любовь? 01-03-2006 12:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня для нашего общества вопрос наличия любви в браке является настолько важным, что подчас он определяет саму необходимость брака. В какую сторону решается этот вопрос мы видим из всё уменьшающегося количества официальных браков и всё более увеличивающегося количества так называемых гражданских браков, которые по сути являются тем, что издавна церковь называет блудом.  В таких браках считается, что только свободные, ни к чему не обязывающие стороны отношения способны поддержать, сохранить чувство любви между соединёнными людьми.

К сожалению, даже в сознании православных людей мы сегодня можем встретить тенденции, косвенно подтверждающие эту теорию. Я говорю о книге о. Илии Шугаева «Брак. Семья. Дети.» http://www.pravoslavie.kg/site/knigi.html или http://pms.orthodoxy.ru/zvuk/semia/shug.htm.

В книге замечательным литературным языком предлагаются беседы со школьниками о семье. Причём беседы излагаются так ярко, таким проникновенным языком, что я сам первый раз прочитал книгу с упоением и советовал её прочитать другим людям. Каково ж было моё удивление, когда мене указали на вещи, смысл которых в контексте чтения как бы прошёл мимо меня.

На протяжении целой главы автор доказывает тезис «жениться по любви невозможно, любовь может возникнуть лишь через 10- 15 лет жизни в браке»

Позволю себе усомниться в истинности подобного тезиса. Разбирая супружеские отношения церковь вносила свои правки даже в творения Святых отцов. Так свт. Григорий Нисский высказывал мысль, что «после грехопадения Бог промышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того, что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве способ взаимного преемства скотский и бессловесный» («Об устроении человека»). Прп. Максим Исповедник впоследствии высказывал подобное. И всё это соборный разум Церкви не принял.  Я понимаю, что моё мнение – далеко не мнение Церкви, поэтому высказываю лишь свои сомнения. Главной задачей автора было подчеркнуть различие любви и влюблённости. Обратить внимание молодого поколения на всю зыбкость и шаткость влюблённости, на преходящий её характер. Чтобы молодые семь, встречаясь с трудностями, не разбегались сразу в стороны. Но позволительно ли ТАК об этом говорить? Любви нет и быть сейчас не может – ждите, трудитесь. Как тут не вспомнить расхожую фразу: "Брак - это ответственность, обязательства и воспитание детей, к любви он не имеет никакого отношения".

Возникает вопрос: «А как же быть с православными семьями? Неужели трое моих детей рождены без любви»? Сама по себе постановка такого вопроса для меня, и, уверен, для многих православных семей кощунственна. Но это, могут сказать, лишь эмоции, а что на самом деле говорит церковь о любви в браке.  Вот об этом и хотелось бы порассуждать.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Не читал пока книгу, думается надо было бы сперва прочитать, а потом вступать в разговор. Но все же раньше на тему любви в браке приходилось много беседовать, спорить.... Из личных наблюдений: чаще всего люди по разному относятся даже к самому пониманию любви, это касается и православных верующих. Скорее всего автор книги подразумевал, что любовь брака укрепляется и закаляется испытаниями, и со временем (если это действительно была любовь) просто совершенствуется. Любовь начала семейной жизни (по-моему) отличается бОльшей радостной эмоциональностью, чувствительностью, яркостью, веселостью друг к другу.... а с годами она переходит в закаленность житейскими бурями, болезнями, заботами, и с появлением седин окрашивается спокойной и увядающей гаммой осени, отчего сердце ценит ее еще выше, а душа еще дороже. Ведь не секрет, что разлука, смерть, или еще какая беда в молодости оборачивающаяся потерей супруга(и) переживается легче , чем с возрастом, или с наступившей старостью. Это, конечно, не правило, но такая закономерность выявлена. Старики друг без друга вообще как правило долго не живут. Мне кажется, что далеко не только влюбленность присутствует в молодой семье, есть там , конечно , и любовь (если есть), а со временем эта любовь будет просто совершенствоваться.
Anagrafos 02-03-2006-15:44 удалить
С другой стороны нуждается, и очень сильно нуждается разъяснение термина влюбчивости, влюблённости. Мы так рьяно навесили отрицательные ярлыки на эти термины, что, сами того не замечая, ограничиваем термин «любовь». Брак почитается Церковью как таинство, которым освящаются все аспекты взаимоотношений мужа и жены. Все аспекты без исключиния. И пускай в начале супружеская любовь больше проявляется как влечение к красоте. И пускай это будет красота земная. Без сомнения эти отношения так же освящаются в браке. Мы осуждаем католическое учение о браке, как только земное установление, с целью деторождения. Впоследствии телесная красота уступает место душевной и духовному единению любви. Без духовного единения любовь через одно сладострастие может усыпляться, сводя отношения лишь до уровня животных инстинктов. Но при духовном единении любви чувственный и духовный союз являются опорой друг для друга. Очень важно с каким настроением мы вступаем в брак. Если как язычники, заключая некий союз или брачный контракт, то и брак будет языческим, если как христиане, то мы должны понимать что такое Таинство и что такое Божественная благодать, дар Святого Духа, принимаемые брачующимися в свои сердца. Что когда их венчают в «плоть едину», это такое же единство, как единение Христа с Церковью.Совершенно очевидно, что отношения, при которых любовь наступает через 10-15 лет, мы не можем назвать браком, так как брак может быть только там, где есть любовь, где есть готовность отдать себя другому до конца. Только такие отношения, только такая любовь служит основанием для совершения церковного таинства. Этот дар, это таинство нужно хранить и возгревать, чтобы не утерять сущность. Христиане всегда воспринимали это таинство, в отличие от католического юридизма, как приятие благодати Божией. Божественная Любовь даётся брачующимся у Чаши Христовой, как дар единства и любви, который соединяет их в вечности. В древней церкви брак совершался во время Евхаристии. И это очень важно, что брачующиеся становились едиными через принятие Христа. Впоследствии, в 13 веке, был составлен особый чин брака, уже вне Литургии. Действующий ныне в русском православии порядок основных обрядов церковного бракосочетания установлен с XVII века. В новом чине бракосочетания большее развитие получает юридическое понимание брака, а духовное, к сожалению, через удаление от Евхаристии умаляется. Хотя, скорее уже как воспоминание о Евхаристии после молитвы «Отче наш» брачующимся преподаётся чаша с вином. Но и в новом чине мы видим Божественную Любовь, как основу брака. Священнодействие начинается с чтения молитв о спасении жениха и невесты, о даровании им детей, о ниспослании совершенной любви, о благословении их в непорочную жизнь. И далее множество раз за брачующихся мы слышим молитвы к Богу о "единомыслие душ и телес, долгодействие, целомудрие, взаимная любовь и союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец, неувядаемый на небесах". Кроме того, мы должны помнить о Плодах Святого Духа таких как ЛЮБОВЬ, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, веру, кротость, воздержание, дающихся в Церковных Таинствах всем с верой их принимающих. Подводя итоги сказанного, хочется отметить, что мы должны возрождать правильное понимание семьи в нашем обществе. Это понимание было утрачено вместе с разрушенными храмами в годы безбожной власти. Храмы мы восстанавливать научились, осталось научиться доносить до общества истинный смысл христианской веры и в том числе истинную сущность любящей крепкой христианской семьи.
"Бэрить соби дивчыну, виддайтэ пы-ро-гыы-ы-ы-ы-!
sv_Vitaliy 13-03-2006-17:27 удалить
И Вас, отче честный, с началом В.П., и нас простите, есть за что ;) Исправно передаю поклоны от Вас киевским академикам. Приезжайте в гости. Тему взяли популярную, но ей места не хватит на Вашем дневничке. Настоящая любовь в этом мире всегда трагична, т.к. главная её артерия - жертвенность. А жертвовать мы или не хотим, или не умеем...или только учимся (конечно же, с ошибками). Но именно радость другого человека приносит нам счастье, делает и нас счастливыми. А вообще ЛЮБОВЬ - это ДАР, от САМОЙ ЛЮБВИ! Поклон матушке и дубовчанам!
yfcnhjtybt 04-04-2007-11:41 удалить
не стоит без любви-то! обьяснить бы это мужикам!!!
я читала эту книгу и потом говорила о ней с духовником. Он такого же мнения как и Шугаев, и сказал мне: " у меня любовь появилась только через десять лет". на что я спросила: а что вы делали все эти десять лет? Понимаете, в православии очень сильно развит прагматизм, здесь не принимается совершенно любовь платоническая, любовь к мужчине, которая ничего не ждет и не требует. В Православии везде должна быть польза, польза от любви, от брака. Но разве любовь не самоценна? я не могу этого понять, когда говорят что только через десять лет возникает любовь. И это у христианина? И что это за любовь и как понять что это именно она? Этот прагматизм вызывает во мне гнев, потому что мы сводим любовь, священное чувство, к выгоде, к спокойствию и благополучию. Забывая что это в первую очередь священный огонь, а не удобство и сытые желудки и идиллия. И Бердяев, про которого я уже упоминала, пишет очень хорошо об этом, обличая эти псевдо христианские, а на самом деле буржуазные, устремления.


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Где же Любовь? | Anagrafos - Я не убеждаю и не вещаю. | Лента друзей Anagrafos / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»