
Поморские варежки не только теплые и яркие, но и очень геометричные. Самые популярные узоры — это варианты различных разветвлённых ромбов. Не саму геометрию любили на Русском Севере, а ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность его частей. Также в качестве узоров используются квадратики, треугольники, прямые, зигзагообразные и кривые линии. Но самое интересное, что эти ромбы, квадраты, кресты и линии являются отражением окружающего растительного и животного мира. С помощью таких простых элементов любая вязальщица могла целую историю рассказать.
На Поморье любили украсить изделия крупными черными и белыми квадратами в шахматном порядке или диагональными полосами.
Маленьким поморским детям вязали в основном одноцветные рукавицы, так как они часто теряли варежки, и от снега и сырости сильно «скатывались». Лишь когда девчата подрастали, им вязали «узорчатые» рукавицы.
Узорное вязание является одним из самых распространённых традиционных женских ремёсел Поморья, оно и сейчас процветает в районах Архангельской области, являясь частью народной художественной культуры. При общей схожести приёмов узорного вязания, изделия каждого района разнообразны: лешуконские рукавицы и чулки отличает яркий колорит, а в Поморье подбирают натуральные оттенки пряжи.
Рукавицы и чулки Пинежского и Ненецкого автономного округа похожи: узоры расположены узкими полосами, в которые вписаны разноцветные треугольники. Изделия Приморского района строги и величавы. Рукавицы и чулки украшаются здесь скромным орнаментом, называемом «рябкой», когда прямоугольники, чаще всего чёрного и белого цвета, расположенные в шахматном порядке, заполняют всю поверхность изделия. Традиционным является и узор диагональных чёрных и белых полос. Геометрический орнамент узорного вязания имеет общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. И также как и изделия узорного ткачества, вязаные чулки и рукавицы на Русском Севере были не только непременной принадлежностью крестьянской одежды, но и являлись важной частью многих старинных обрядов.
Цветовая гамма и сложность узора отличали выходные и будничные, рабочие рукавицы (наладонки). Многоцветные, пёстрые крупные геометрические узоры украшали выходные рукавицы — здесь преобладал принцип нарядности, для рабочих рукавиц главным было сохранение тепла, поэтому и вязали их, чередуя нити из двух клубков, и используя сочетания цветов неокрашенной козьей шерсти — чёрного, белого и серого. Многоцветьем всегда отличались лешуконские варежки. Лешуконские рукавички начинались с чередования трёх петель одного цвета и трех петель другого цвета, и только потом в зависимости от общего числа петель вязальщица сочиняла узор, используя традиционные элементы.
Архангельское узорное вязание за много веков почти не претерпело никаких изменений. Мастерицы передавали тайны своего ремесла из поколения в поколение. Благодаря им искусство узорного вязания и сегодня, как и прежде, радует нас.
Существование промысловых комплексов одежды было важной особенностью одежды поморского населения. Рубашка связана из домашней шерсти на спицах, имеет красно-белый узор. Шерстяные распашные рубашки вязали сами или привозили из Норвегии. Термин «рубашка» являлся самым распространенным, кроме него бытовали и другие названия: на Кандалакшском берегу – бузурунка, на Поморском – «норвежская рубашка», «норвецка» (так их называли по орнаменту, часто заимствованному у норвежцев), на Онежском – «верховица», «верхова», у поморов-мурманщиков – «поморка».