Прежде чем начать магическую, прорицательную или медитативную работу с Таро, необходимо собственно выбрать для себя ту или иную колоду или ряд колод из всего того многообразия имеющихся на сегодняшний день вариантов.
Существует множество слухов и легенд о картах, которые действительно надежны, и тех, что считаются «дьявольскими», приносящими вред либо сбивающими с толку. Также существует и огромное количество взглядов, какими критериями следует руководствоваться при выборе колоды.
По мнению такого известного специалиста в области Таро, автора ряда серьезных тематических книг как Хайо Банцхаф, ответ на этот вопрос зависит от того, что вы с этой колодой собираетесь делать. Иначе говоря, для каких целей вы приобретаете ее. Банцхаф пишет: «…Изучая Таро как Книгу Мудрости, вы сразу сможете определить, сохранили ли создатели новой колоды истинную сущность каждой карты, сумели ли они прочувствовать ее символику, добавив лишь некоторые нюансы к пониманию карт, или это всего лишь дешевая подделка». Здесь, очевидно, речь идет о соотношении классики Таро (Висконти-Сфорца, Марсельское, Вирта) с колодами более поздних периодов и настоящего времени, об их символизме и соответствии карт (особенно это касается Старших Арканов) архетипам.
Банцхаф говорит о том, что в случае исключительно прорицательной функции колоды не так уж важно, какие карты при этом использовать. С таким же успехом можно получать ответы и с помощью иных прорицательных систем (руны, И-Цзин и т.д.). Важно в данном случае то, насколько сам интерпретатор знаком с языком избранного оракула, хорошо ли он понимает послание случайно разложенных перед ним карт. При этом он отдает предпочтение все же классике и универсальным колодам, а не узкоспециализированным или же узконаправленным – заточенным на какую-то определенную волну (например, готику, темную сторону или же наоборот – слащаво-романтические мотивы).
Разумеется, серьезные Практики преимущественно не используют в Работе такие колоды, как всевозможные Таро кошек, сказочных фей и т.п. Но следует остановиться на очень важном, как нам кажется, моменте в рамках исследуемой тематики.
Во-первых, нельзя полностью согласиться с Банцхафом по поводу утверждения об абсолютном безразличии выбора колоды при сугубо прорицательном функционале данного инструмента, ограничиваясь лишь знанием Оператора языка системы. В глобальном смысле и на очень высоком уровне Практика, разумеется, он во многом прав. Однако результат, как известно, обусловлен и настроем Оператора, а соответствующий настрой к собственно акту дивинации невозможен, если не затронуты должным образом струны его (Оператора) души. Поэтому эстетический момент играет определенную и немалую роль, как и иные субъективные нюансы. Например, многих серьезных Практиков визуально вполне устраивают колоды так называемой уэйтовской группы, тем более, что там подробно прорисованы и карты Младшего Аркана. Но многие, как и А. Кроули, Х. Банцхаф, английская мистическая школа в целом, отечественный крупный специалист Таро Олег «Атон» Телемский да и автор данной статьи, не принимают ту замену, которую произвел Уэйт в нумерации Арканов Сила и Правосудие, поменяв их местами. И это далеко не маловажный момент при выборе колоды! Бывает и ситуация, когда при выборе может просто не понравиться каким-то внутренним ощущением одно или два изображения, в результате колода для выбирающего потенциально уже «забракована» как та, которую он не сможет продуктивно использовать в своей Работе.
Правосудие VIII (Марсельское Таро) |
Правосудие XI (А.Э. Уэйта) |
Регулирование VIII (Таро Тота) |
Сила ХI (Марсельское Таро) |
Сила VIII (А.Э. Уэйта) |
Вожделение ХI (Таро Тота) |
Что характерно, Кроули поменял у этих Арканов не нумерацию, а само название, а значит и смысл.
Кроме того, очень важный момент при выборе колоды заключается не только в эстетическом соответствии и технических и нумерологических нюансах. Сама концепция колоды для той или иной Работы и конкретного Практика должна внутренне гармонировать. Например, кому-то близка египетская символика и мифология, но неприемлема иудеоевропейская, кто-то наоборот предпочитает каббалистический символизм, кто-то предпочитает славянскую или скандинавскую языческую традицию.
Верховная Жрица II (Г.О.М.) |
Император IV (Каноническое Таро Грегори) |
Верховный Жрец V (Зеркало Судьбы) |
Многие Практики используют несколько разных колод в своей Работе. Допустим, Таро Тота для общих вопросов; для раскладов на выяснение перспективы и развития взаимоотношений какую-то специальную колоду (допустим, Таро Влюбленных или Манара); для медитаций и глубинного изучения – третью колоду (например, Марсельское Таро), для познания обратной или темной стороны того или иного индивида, процесса или себя самого – Таро Бафомета или же Таро Некрономикон.
Верховная Жрица II (Бафомета или Гигера) |
Иерофант V (Манара) |
Правосудие VIII (Черный Гримуар) |
Если Практик всесторонен и патологически не циклится на каком-то одном аспекте (а истинный Практик именно таковым и должен быть), если он непредвзят и лояльно относится к любой системе, если он намерен и готов действительно исследовать этот (да и не только этот) мир, он, как правило, выбирает для работы несколько колод. Однако отдавать определенное предпочтение той или иной системе – личное дело и выбор каждого. Например, Практики, принимающие Священные Книги Телемы, ее Закон и Откровения, полученные Алистером Кроули, зачастую отдают предпочтение в качестве основной рабочей колоды Таро Тота, а также иным колодам Нового Эона (Таро Церемониальной Магии Дюкетта, RosettaTarot). Кто-то предпочитает в качестве основной рабочей колоды, а также для глубинного изучения собственной личности, для медитаций и для изучения жизненных циклов и так называемого Пути Героя классические колоды, например, такие, как Марсельское Таро или ClassicTarot, и их вариации. Следует учитывать, что в разных колодах символические значения карт по одному и тому же вопросу несколько варьируются.
В любом случае, как уже говорилось выше, начинающему следует выбирать свою первую колоду (колоды), основываясь на близости ее символики, соответствии той или иной мистической традиции миропониманию практикующего, а также на внутреннем и интуитивном «принятии» данной колоды.
Многие авторы книг по Таро, специалисты в данной области рекомендуют все-таки даже и начинающим применять как минимум пару колод. Как отмечает, например, А. Клюев, не рекомендуется производить несколько прорицаний подряд на одной и той же колоде себе или клиенту, пусть даже по разным, не связанным друг с другом вопросам. Тереза Михельсен также советует новичкам завести хотя бы одну традиционную колоду (в учебных целях) и одну такую, которая отвечает вкусам, нравится с художественной, эстетической точки зрения. При этом сравнение используемых колод в процессе работы и изучения даст огромное поле для размышлений и будет способствовать наиболее эффективному постижению глубинного смысла Арканов.
Использованные источники
Банцхаф Т., Телер Б. Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. – СПб.: ИГ «Весь». – 2006, 256 с.: ил. – (Ваш спутник Таро). Стр. 12 – 16.
Михельсен Т. Полное руководство по Таро / Тереза Михельсен. – Пер. с англ. А. Осипова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 320 с.: ил. Стр. 7 – 8.
Учебник Таро: Традиции, колоды, практика гадания. / Алексей Клюев. – М.: Росткнига. – 416 с.: ил. – (Новые методики). Стр. 8 – 19; 23 – 26.
19.05.2014 г.н.э.
(с) Frater D.