[251x356]
Лауреат Государственной премии (1943)
Кавалер Ордена Ленина (1937)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1951, 1961)
[259x526]
Надежда Андреевна Обухова родилась 6 марта 1886 года в старинной дворянской семье в одном из особняков в районе московской Пречистенки.
Ее прадед был разжалованным в солдаты офицером и замечательным поэтом Евгением Баратынским. Обухова рано лишилась матери, которая умерла от чахотки, и отец будущей певицы остался с тремя детьми на руках - Аней, Надей и сыном Юрием. Заниматься их воспитанием он не мог и передал детей их деду по матери Адриану Семеновичу Мазураки, имевшему большое имение в Тамбовской губернии с комфортабельным обширным домом. Обухова вспоминала: «Раннее детство мое протекало в деревне, в Тамбовской губернии, где мы: сестра, брат и я, жили с нашим отцом и дедушкой. Моя мама умерла, когда мне было два года. Я пела с детства, с тех пор, как себя помню. У брата и у сестры тоже были хорошие голоса; вся семья была музыкальная. Вспоминаю, как дедушка собирал нас, садился за рояль и мы под его аккомпанемент пели в унисон песенки и среди них – «Там вдали, за рекой...». Я любила в нашем саду слушать шум вековых лип, любила, сидя под тенистыми деревьями, слушать доносившуюся из раскрытых окон музыку Бетховена, Шумана, Шопена, Чайковского: это играл мой дедушка. Большой и тонкий музыкант, он был очень дружен с великим русским пианистом Николаем Рубинштейном. Они часто играли на рояле в четыре руки. А в закатный час я любила выходить на проселочную дорогу и смотреть на расстилавшиеся кругом поля. Какое-то особенное чувство наслаждения испытывала я, вдыхая полной грудью запах цветущей ржи и чернозема, смешанный с полевыми цветами и душистыми травами. Я стояла и смотрела вдаль на возвращающиеся с полей стада, на потухающее солнце, и особенно любила слушать народные песни: самой хотелось примкнуть к голосистым народным певцам, петь вместе с ними. Меня с ранней юности волновали грустные русские песни про тяжелую женскую долю. И сейчас у меня в душе звучит «Калинушка», которую пели крестьянки...».
[404x526]
Для будущих двух певиц (Аня тоже со временем стала певицей) была чрезвычайно важна приверженность Мазураки музыке. Он был выдающимся общественным музыкальным деятелем, на свои средства основал Филармонию в Воронеже. В его доме царил культ музыки. Дед музицировал сам и приучал к пению и игре на фортепьяно своих внучек. Мазураки стал их первым педагогом. Младшая Надя, шалунья и заводила, была уверена, что в будущем станет оперной певицей. Дети почему-то решили, что для этого важно научиться падать. Днем они запирались в обширной зале, где на вощеном паркете стоял концертный рояль. И все трое принимались старательно падать. Эти навыки, как ни странно, в будущем пригодились. Когда в 1944 году Надежде пришлось петь Кармен, в последнем акте она, пронзенная кинжалом Хозе, падала, будучи на каблуках, и скатывалась по ступеням лестницы.
Счастливая жизнь в богатом имении, русская природа, пение крестьян, занятия музыкой, – все это прервалось неожиданно и довольно драматично. У Нади обнаружили туберкулез, и Мазураки устроил внука в реальное училище в Воронеже, а сам с внучками уехал в Ниццу. Яркая природа итальянской и французской Ривьеры стала родной для Обуховой навсегда. Она подарили ей жизнь, массу музыкальных и жизненных впечатлений, которые сформировали ее личность.
Лечению сопутствовало обучение. Сестры в совершенстве освоили французский и итальянский языки. Пение им преподавала ученица Полины Виардо мадам Липман (правда, она неверно определила голос Обуховой, чуть не сорвав его).
[336x516]
Юных сестер Обуховых окружала красота природы, легендарные личности и разнообразнейшие музыкальные впечатления. В театре Монте-Карло Надя впервые услышала Шаляпина, выступление которого потрясло ее до глубины души. И она присутствует на очень важном для нее событии - превосходной постановке «Кармен» Бизе. В 1906 году сестры Обуховы вернулись в Москву. Там они поступили в Московскую Консерваторию. Педагогом Надежды стал Умберто Мазетти, который за десять лет до этого выпестовал первый женский оперный голос тогдашней России – Антонину Нежданову.
[526x342]
Надежда Обухова углубилась в учебу, а тем временем туберкулез возобновился. Сестры прерывали учебу в Консерватории и в 1908 году вновь уехали на юг, в Неаполь. Там произошло самое экзотическое выступление сестер Обуховых.
[526x404]
На последнем курсе она едет в Санкт-Петербург и сдает экзамены на поступление в труппу самого близкого ко Двору театра – Мариинского. Где ее ждет успех, но Обухова возвращается в Москву.
Обухова рассказывала: «Мне предложили пробу в Мариинском театре в Петербурге. Волновалась я ужасно. Помню: красивый театр, экзаменационный стол, в зрительном зале большая комиссия. Меня предупредили: если во время исполнения в темном зрительном зале зажжется лампочка, это будет означать, что надо прекратить петь. Я спела романс Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама». Каково же было мое удивление, когда я увидела, что зловещая лампочка не зажглась. Кто-то из зала спросил, что я могу еще спеть? Я спела арию Любавы из оперы Римского-Корсакова «Садко».
Несмотря на войну и приближавшуюся революцию, Обухова поступает в труппу Большого театра. 5 февраля 1916 года состоялось ее первое выступление - партия Полины в «Пиковой даме» Чайковского, которому сопутствовал большой успех.
Обухова стала одной из первых звезд оперной труппы Большого театра. В сезоне 1916–17 годов она пела ведущие партии в 12 операх, среди которых «Аида», «Евгений Онегин», «Самсон и Далила», «Садко», «Царская невеста», «Снегурочка»… Любимым композитором Обуховой был Римский-Корсаков. 18 ноября 1916 года она выступила в «Царской невесте» в партии Любаши, которая, в дальнейшем, стала одной из ее любимейших.
[357x526]
Любаша Обуховой покорила публику. Второй своей любимой ролью певица называла Марфу в «Хованщине» Мусоргского. Музыка Мусоргского труднее для вокалиста, но Обухова сделала эту труднейшую роль одной из своих коронных. Многие воспринимали ее именно как Марфу из «Хованщины». Художник Нестеров нарисовал акварель, навеянную арией Марфы «Исходила младешенька…» – эта акварель всегда висела над рабочим столом певицы.
[526x526]
В годы пролетарского переворота она была абсолютно чужда новым властям. Все ее ближайшие родственники были видными представителями прежней российской элиты. К счастью, на жизни и карьере самой Обуховой ее «непролетарское» происхождение никак не сказалось. Она среди многих видных артистов, быстро включилась в новую культурную жизнь послереволюционной России.
2 марта 1928 года Н.А.Обуховой было присвоено звание заслуженной артистки Республики, 20 октября 1933 года – народной артистки РСФСР, а 2 июня 1937 года она стала народной артисткой СССР и кавалером ордена Ленина. В 1951 году Обухова получила государственную (тогда называлась она Сталинской) премию и орден Трудового Красного Знамени.
[259x526]
После нападения Германии на СССР в самые тяжкие дни войны, осенью 1941-го года, по радио особенно часто передавали песни, романсы и арии в исполнении Надежды Обуховой. Бойцы из окопов писали ей восторженные письма.
- Я так много получаю писем, - рассказывала артистка, - буквально завалена ими. На все отвечаю, потому что не отвечать не могу - каждое письмо от знакомого и незнакомого полно любви и благодарности ко мне и моему пению.
Она, действительно, была великой певицей. Меццо-сопрано всегда было немало, однако особый теплый и густой тембр голоса Обуховой выделял ее среди всех. В 20 веке такой тембр был разве что у величайшей итальянской примы Ренаты Тибальди.
В быту Надежда Андреевна сохраняла все привычки старорежимной дамы. Она никого не принимала, пока не была одета. «Быть одетой» означало для нее быть в великолепном туалете со множеством драгоценностей на голове, руках и шее. Голову ее венчал тюрбан из тончайшего шелка. Вести себя с ней полагалось самым почтительным образом.
[342x526]
Ее царственное обаяние проявлялось самым неожиданным образом. Однажды она с сестрой задержалась в горах. Женщины стали спускаться по узкой тропе к дому, быстро смеркалось. И тут навстречу им вышел человек в оборванной одежде, с перекошенным лицом. Анна Андреевна мысленно попрощалась с жизнью. А Надежда Андреевна подошла к человеку, заговорила с ним. Через пять минут он рассказал им, что вернулся с заработков, а дом заперт, жена сбежала с другим. Но, успокоенный ласковым голосом Надежды Андреевны, сам вызвался охранять дам до их пристанища.
При всем этом она была живым, общительным и очень веселым человеком. Мир для нее был полон звуков, красок, запахов. Она любила лес, русские раздолья, южное море, напоминавшее ей дни юности, проведенные на острове Капри и в Неаполе.
После Сахарова Обухова нуждалась в аккомпаниаторе. Браковала всех, кого присылали. И появился некий молодой человек и насвистел ей кое-что из ее репертуара. Царица лишилась дара речи.
Прослушав еще несколько претендентов, она попросила:
– Пришлите мне этого… как его? Свистуна… И ее аккомпаниатором стал известный в будущем пианист Олег Бошнякович.
[303x526]
О певице рассказывал ее близкий друг Иван Козловский: «Говорить об Обуховой - значит касаться чего-то бесконечно дорогого для каждого человека, любящего вокальное искусство. Была в ее пении та необыкновенная притягательная сила, та сердечность, которые и словами-то выразить невозможно. Я вспоминаю Надежду Андреевну в партии Кармен - мне посчастливилось быть ее партнером во время домашних репетиций. Дома во время нашей совместной работы она демонстрировала удивительную гибкость, танцевала, словом, делала все, что как будто необходимо в этой роли. Но на сцене подобные приспособления ей были не нужны. Она не вытанцовывала хабанеру, ее плечи не содрогались под аккомпанемент кастаньет, но спето все было так, что для меня до сих пор вне всяких сравнений. Так что дело тут не в талии и не в танцах. Существует убедительный язык музыки, и этим языком Надежда Андреевна владела в совершенстве, передавая всю глубину любви и трагедии Кармен. Обухова была неутомима и увлекала всякого, кто начинал с ней работать. Вопреки всем правилам Надежда Андреевна частенько принималась петь в час ночи. Я, как и многие люди, люблю тишину, но, когда начинал звучать голос Обуховой, всегда невольно охватывало волнение. И вот нередко случалось так: в гостях у Надежды Андреевны Матвей Иванович Сахаров - замечательный пианист, ее постоянный концертмейстер. Начинается музицирование. Я за стенкой, все слышу - не утерпится, шагаю к ним. И вот тут происходило некое таинство, когда от соприкосновения с незаурядным талантом словно вырастаешь сам, становишься духовно богаче. Это были незабываемые вечера. В один из таких вечеров у нас родился концертный номер: в дуэте мы пели «Ночи безумные...».
Последнее выступление Надежды Андреевны состоялось в начале июня 1961 года на концерте в память об 11-летней годовщине кончины А.В.Неждановой. В августе она уехала в Феодосию, где обычно снимала домик. Юг всегда радовал Обухову, но на этот раз ей казалось здесь чересчур жарко, душно, ничто не радовало. Ночью она почувствовала себя плохо, а утром 14 августа попросила вызвать врача. Тот успокоил ее: ничего особенного, таблетку валидола под язык, и все пройдет. А близким сказал: «Она умирает». Срочно был созван консилиум, врачи стали делать ЭКГ. И во время процедуры сердце не выдержало.
Надежда Обухова скончалась 14 августа 1961 года, и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
[526x404]
Запись и оформление komrik