— Россия — моя Родина, мой дом. Быть русским композитором — моя данность, моя культура, мой язык, моя ментальность, мои родители, мои истоки. Это все вместе с кровью моей матери — моё!
Р.Щедрин
Озорные частушки
Родион Щедрин — это уникальное явление и эпоха в жизни мировой музыкальной культуры. Его оперы, балеты и симфонические сочинения многие десятилетия с огромным успехом исполняются на всех крупнейших сценах мира. Бесценное творческое наследие Щедрина неизменно находит отклик в сердцах публики. Это огромная трагедия и невосполнимая потеря для всего мира искусства
ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Его первым учителем музыки был
отец, Константин Михайлович
Щедрин, одарённый редкими
способностями - «магнитофонной»
памятью.
В родительском доме на семейных
посиделках звучала музыка
в исполнении «инструментального
трио» в составе Константина
Михайловича и двух его старших
братьев.
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ
В 9 лет Родион Щедрин познакомился
с великим Дмитрием Шостаковичем,
который в 1941 году приехал
в Куйбышев. Тогда же он слушал
знаменитую Седьмую симфонию
Шостаковича.
Считал его богом в музыке, а позже,
когда они стали общаться как коллеги,
примером человеческой
порядочности и профессиональной
этики.
С детства Родион обладал абсолютным слухом и замечательным голосом.
Учился в ЦМШ (Центральная музыкальная школа), потом - в Московском хоровом училище
Свешникова. Московскую консерваторию закончил с отличием по двум специальностям: композиция и фортепиано.
ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПУТЬ
С одной стороны, Щедрин отказался подписать письмо в поддержку вступления советских войск в Чехословакию.
С другой, к столетию Ленина он сочинил ораторию «Ленин в сердце народном».
ВСО ВР п у Г. Рождественского
С одной стороны, он автор «Марша монтажников» («Не кочегары мы,
не плотники, но сожалений горьких нет...»).
С другой стороны - автор музыки изысканного балета «Кармен-сюита»(по опере Ж.Бизе).
Артур Фидлер, Бостонский эстрадный оркестр
Он писал этот балет для своей жены,
великой Майи Плисецкой, которая
была одержима новеллой Проспера
Мериме.
Они познакомились в Большом на
репетициях. Начинающий композитор
впервые увидел молодую приму
в балетном классе и влюбился. Кроме
«Кармен-сюиты», он сочинил для
Плисецкой ещё три балета -
«Анну Каренину»,
«Даму с собачкой» и «Чайку».
Отвечая на вопрос Владимира
Познера о трех желаниях, Родион
Константинович сказал, что желание
у него только одно: быть вечно
с Майей. Ибо любовь и искусство
нетленны.
Плисецкой не стало весной 2015 года.
Её последняя воля звучала так: «когда
настанет печальный час ухода
из жизни, оба наших праха (мой
и Щедрина) соединить воедино
и развеять над Россией».
И что бы там не было, так должно случиться.
Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Композитор, пианист, музыкальный педагог, народный артист СССР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".
Автор семи опер, пяти балетов, трёх симфоний, четырнадцати концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Среди его сочинений - балеты "Конек-Горбунок", "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой"; оперы "Мёртвые души", "Лолита", "Очарованный странник", "Боярыня Морозова", "Левша" и многие другие произведения.
"Конёк-Горбунок" - одно из самых ранних творений композитора: работать над балетом Щедрин начал ещё во время учёбы в консерватории.
Принято считать, что балет Родион Щедрин полюбил благодаря Майе Плисецкой (тут просится штамп — «жене и музе»). Однако все было наоборот: сначала балет (в 1958 году Большой театр заказал композитору-студенту партитуру «Конька-Горбунка»), а уж потом — любовь всей жизни (для изучения балетной специфики Щедрин напросился в балетный класс и, увидев роскошную Майю в черном трико и купальнике, был сражен наповал). 4 марта 1960 года четырехактный «Конек-Горбунок» выскочил на сцену Большого с Плисецкой в роли Царь-девицы. И оказался образцовым: динамичным, ироничным, абсолютно балетным и совершенно оригинальным.
Фильм-балет "Сказка о Коньке Горбунке"
Год выпуска: 1961
Главные партии исполнили: Царь-девица - Майя Плисецкая, Иванушка - Владимир Васильев, Конёк-Горбунок - Алла Щербинина, в партии Царя выступил сам хореограф Александр Радунский.
Народность партитуры Родиона Щедрина сочетается с остроумием и блеском современного музыкального языка, с интеллектуальностью, ироничностью, заставляющей вспомнить русские темы в изложении таких композиторов, как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский.
Блистательный ансамбль звёзд Большого театра, яркая и образная музыка, специальные эффекты и мультипликация, использованные при создании фильма, прекрасно прочитанный текст сказки Ершова Леонидом Хмарой — всё это создаёт зрелище яркое, завораживающее.