• Авторизация


Франц Ксавер Мессершмидт: гениальный скульптор, который променял богатство и славу на свободу творчества 13-12-2024 22:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Франц Ксавер Мессершмидт — эксцентричный скульптор, который без сожаления бросил заказчиков и стал отшельником ради реализации необычной творческой идеи. Кем он был — чудаком или психически больным человеком

franc-ksaver-messershmidt-genialnyy-skulptor-kotoryy-promenyal-bogatstvo-i-slavu-na-svobodu-tvorchestva_1632961961-b (700x405, 75Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт (Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736 — 19 августа 1783 гг.) — известный австрийский скульптор XVIII века, выдающийся мастер гротеска и карикатуры. Франц Ксавер Мессершмидт на начальном этапе творчества был приверженцем классицизма, но прославился он изготовлением внушительной серии бюстов, которые сам художник называл «головами». Лица персонажей в этих работах искажены всевозможными гримасами и отображают яркие эмоции человека. Биография этого уникального человека весьма интересна и поучительна.

37361-entry-1-1632961961 (650x569, 57Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Рельеф «Автопортрет», 1770

Франц Ксавер Мессершмидт приобрел широкую известность уже после смерти. А при жизни современники считали его в лучшем случае экстравагантным чудаком, а в худшем — психически больным, хотя никаких документальных свидетельств о болезнях рассудка гениального мастера до сих пор не обнаружено.

37361-entry-3-1632961961 (650x612, 40Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Бюст австрийского императора Йозефа II, 1767

Биография Франца Ксавера Мессершмидта

Франц Ксавер Мессершмидт родился 6 февраля 1736 года в небольшом баварском городке Визенштайг, расположенном в живописных предгорьях немецких Альп. Раннее детство будущего художника было трудным, его отец работал простым кожевником, а на содержание многодетной семьи катастрофически не хватало денег. Поэтому Францу пришлось с пятилетнего возраста помогать родителям по хозяйству и пасти овец, чтобы заработать немного денег или кусок хлеба.

Messerschmidt,_Yawning (430x700, 93Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 2 — зевающий человек», 1770-е

Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер его отец и мать с детьми переехали в Мюнхен, где жил ее родной брат Иоганн Баптист Штрауб (Johann Baptist Straub).

Balthasar_August_Albrecht_-_J._B._Straub_im_Atelier_1763-1 (511x700, 97Kb)

Иоганн Баптист Штрауб

Дядя занимал видный пост придворного скульптора короля Баварии и владел крупнейшей в городе мастерской по изготовлению статуй и памятников.

37361-entry-7-1632961961 (650x593, 45Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 3 — лицемер и клеветник», 1770-е

Штрауб сразу же обнаружил у племянника талант к изобразительному искусству и взял его к себе в ученики. Девять лет Франц добросовестно впитывал знания и приобретал практические навыки под руководством опытного мастера, а затем уехал к другому дяде — Йозефу (Joseph Straub), который жил в Граце и также работал скульптором.

Meytens,_Martin_van_-_Self-portrait_-_1740s (537x700, 60Kb)

Йозеф Штрауб

Там он прожил еще два года, пока, наконец, не решился перебраться в Вену, чтобы поступить в Национальную академию искусств.

37361-entry-9-1632961961 (650x593, 37Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 5 — сдерживаемый смех», 1770-е

Одаренный юноша блестяще сдал вступительные экзамены и стал студентом. Его уникальный талант скульптора привлек внимание директора академии Мартина ван Мейтенса (Martin van Meytens), который взял Мессершмидта под личную опеку. Благодаря влиятельному покровителю, Франц еще в студенческие годы смог начать полноценную профессиональную карьеру, выполняя заказы венских вельмож, полученные по протекции ван Мейтенса. По окончании академии в 1761 году молодой человек остался жить в Вене. К тому времени он уже приобрел широкую известность в городе и даже создал несколько скульптур для королевской семьи Габсбургов. Четыре года Франц Мессершмидт вел весьма обеспеченную жизнь модного и востребованного художника, но внезапно решил бросить все и уехал в Рим.

37361-entry-11-1632961962 (554x700, 55Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 6 — сатирик», 1770-е

В Вечном городе Франц Ксавер Мессершмидт с воодушевлением занялся изучением шедевров старинных мастеров. Кроме того, он прямо на улице начал вырезать из огромных бревен полноразмерные копии античных статуй и очень скоро приобрел огромную популярность в столице Италии. Его работы очень заинтересовали руководство Французской академии в Риме и гениальному мастеру предложили занять должность профессора в этом учебном заведении. Но скульптор отказался от оказанной ему чести и вернулся в Вену.

Emotions_III (525x700, 177Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 13 — тяжело раненый человек», 1770-е

Здесь его ожидал теплый прием и множество новых выгодных заказов. Художник пользовался особым покровительством императрицы Марии Терезии, которая обожала его творчество. Уникальный мастер умел создавать искусные произведения из самых разных материалов. Он умело работал с гипсом и бронзой, оловом и древесиной, мрамором и глиной. Тогда же Франц Ксавер Мессершмидт начал преподавать в Венской академии художеств, но так и не смог воспитать хотя бы одного известного мастера из числа своих учеников. В 1774 году скульптор подал прошение о назначении на освободившуюся должность ведущего профессора академии, но получил решительный отказ. Более того, его отстранили от преподавательской деятельности, мотивируя это странностью его поведения.

jH4yTHYzDrne4Ofuop_SAH3Lju2jXll4IXTbvy49Z9ZdCJ6G9qMWb5GDHnTKcYENxXL2B3pybWmnZ6-89xlwMYnqk4kCMzp53DS2HvZat4C4Hnr9198oebQx_8ufqCcAqGyfgjPm82lh0351OIMjPCI0FOE9wFpuMlYayTPYFCdKLsWOBRIeiG8y0qyxHhBgnxv9_oWOSS4TZfmZDd0XtD (494x700, 42Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 18 — преднамеренная шутка», 1770-е

Мессершмидт был действительно весьма неординарным человеком. Он никогда не кривил душой, резко высказывался в лицо оппонентам по любому поводу и не отличался хорошими манерами. Обозлившись на весь мир за унизительное увольнение, Франц в 1774 году уехал в Братиславу, где начался финальный этап его профессиональной карьеры.

37361-entry-17-1632961962 (650x583, 38Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 22 — сильный запах», 1770-е

Художник решительно отказался от принципов классического изобразительного искусства и занялся созданием своей знаменитой серии «голов». Его уникальный творческий замысел состоял в том, чтобы изготовить 64 бюста с изображением ярких человеческих эмоций. На заработанные ранее деньги он купил небольшой дом на окраине Братиславы и обустроил в нем мастерскую. Мастер практически перестал общаться с внешним миром, полностью посвятив себя реализации грандиозной идеи.

800px-1775_Messerschmidt_Ein_mit_Verstopfung_Behafteter_anagoria (466x700, 54Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 30 — страдающий запором», 1770-е

В общей сложности ему удалось изготовить более 50 голов, которые, впрочем, абсолютно не вызывали интереса у потенциальных заказчиков. Эксцентричный художник увлеченно продолжал творить девять лет, но 19 августа 1783 года Франц Ксавер Мессершмидт скоропостижно скончался в своей студии от неизвестной болезни. Его похоронили на кладбище для бедняков на окраине Братиславы без пышных проводов и речей. А спустя 10 лет после кончины мастера его «головы» неожиданно приобрели огромную популярность в кругах ценителей искусства, которую не утратили до сих пор.

37361-entry-21-1632961962 (650x567, 35Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 36 — ипохондрик», 1770-е

Самые известные работы Франца Ксавера Мессершмидта

Гениальный австрийский художник за свою жизнь создал несколько сотен оригинальных произведений. И все же, самыми известными работами Франца Ксавера Мессершмидта по праву считаются его «головы», среди которых можно особо отметить:

эмоцию № 2 — «Зевающий человек»;

эмоцию № 3 — «Лицемер и клеветник»;

эмоцию № 5 — «Сдерживаемый смех»;

эмоцию № 6 — «Сатирик»;

эмоцию № 12 — «Абсолютный простак».

37361-entry-23-1632961962 (650x538, 37Kb)

Франц Ксавер Мессершмидт. Скульптура «Эмоция 12 — абсолютный простак», 1770-е

Франц Ксавер Мессершмидт был уникальным скульптором в истории мирового изобразительного искусства. Он легко добился блестящих успехов в профессиональной деятельности, но без колебаний бросил выгодных заказчиков, чтобы воплотить в жизнь грандиозный творческий замысел.

scale_1200 (454x700, 67Kb)

Маттиас Рудольф Тома. Литография с изображением «характерных голов» Франца Мессершмидта. 1839

Бюсты с весьма причудливой, искажённой, конвульсивной мимикой, по-видимому, этот ряд работ связан с развитием у самого Мессершмидта психического заболевания, сопровождавшегося галлюцинациями; впрочем, Фридрих Николаи (немецкий писатель, журналист, критик и издатель), встречавшийся с Мессершмидтом в конце его жизни, свидетельствовал, что сам скульптор объяснял свои эксцентричные работы воздействием сочинений Гермеса Трисмегиста (имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса). Однако именно «характерные головы» и оказались, в конечном итоге, наиболее замечательной частью творческого наследия Мессершмидта. 28 января 2005 г. одна из «голов» была продана на аукционе Сотби за рекордную сумму в 4 800 000 долларов США и приобретена в собрание Лувра.

homsk.com

images (214x235, 4Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Франц Ксавер Мессершмидт: гениальный скульптор, который променял богатство и славу на свободу творчества | stewardess0202 - Дневник stewardess0202 | Лента друзей stewardess0202 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»