Норман Роквелл — американский художник и иллюстратор. Его работы пользуются популярностью в Соединённых Штатах, на протяжении четырёх десятилетий он иллюстрировал обложки журнала The Saturday Evening Post
Норман Роквелл родился в 1894 году в Нью-Йорке, в 14 лет поступил в основанную Уильямом Чейзом Нью-Йоркскую школу искусств, а через два года перешёл в Национальную академию дизайна. Очень скоро он перевёлся в творческую группу Art Students League of New York, где учился у Томаса Фогарти и Джорджа Бриджмана. Наставления Фогарти в области иллюстрирования подготовили Роквелла к его первому коммерческому заказу. У Бриджмана он научился техническим приёмам, на которые полагался всю свою долгую карьеру.
Успех к Роквеллу пришёл рано. Свой первый заказ, четыре рождественские открытки, он выполнил в пятнадцатилетнем возрасте. Примерно в этот же период Роквелл начал успешную карьеру свободного художника, постоянно получая множество заказов на иллюстрации для молодёжных журналов.
Когда Роквеллу исполнился 21 год, он организовал собственную студию. Период тридцатых-сороковых годов оказался самым плодотворным в карьере иллюстратора. Вместе с женой и тремя сыновьями Роквелл перебрался из Нью-Йорка в небольшой городок Арлингтон в штате Вермонт. Смена места проживания сказалась и на работах Роквелла: он стал уделять больше внимания изображению американской жизни в небольших городках. В 1943 году, вдохновлённый выступлением президента Франклина Рузвельта в Конгрессе, Роквелл создал свою знаменитую серию картин «Американские свободы» («Four Freedoms»). В распространившейся в США атмосфере приверженности демократическим ценностям эти работы, принёсшие Роквеллу ещё большую известность, объездили с выставками всю страну, а полученные от выставок средства (130 млн долл.) пошли на военные нужды. В том же году у Роквелла случилось большое несчастье: его студия в Арлингтоне была полностью уничтожена пожаром, вместе с нею погибло большое количество его работ.
В 1953 году Роквелл вместе с семьёй переехал в Стокбридж, штат Массачусетс, где продолжал неустанно работать, создавая многочисленные иллюстрации, постеры, рекламные работы и многое другое. В 1960 году, благодаря долгой и упорной работе, в которой Роквеллу помогал его сын Томас, художник опубликовал автобиографическую книгу под названием «My Adventures as an Illustrator». Обложку книги украсила одна из наиболее известных работ Роквелла — тройной автопортрет, изображающий его за работой.
В 1963 году Роквелл прекратил сотрудничать с The Saturday Evening Post и начал рисовать для журнала Look. В течение 10-летнего сотрудничества с этим изданием Роквелл создал множество иллюстраций, отражавших его собственные интересы и мировоззрение. Он иллюстрировал материалы, посвященные гражданскому праву, борьбе с нищетой и исследованиям космоса.
В начале семидесятых Роквелл доверил свои работы историческому обществу Old Corner House Stockbridge, которое впоследствии стало музеем, названным его именем. А в 1970 году художник удостоился почётнейшей награды: президентской медали Свободы (Presidential Medal of Freedom) за свои яркие и характерные изображения американской жизни.
Его картина «Застольная молитва» (англ. SayingGrace) была продана на аукционе Сотбис за 46 миллионов долларов 4 декабря 2013 года в Нью-Йорке и стала самым дорогим произведением американского реалистического искусства, когда-либо проданным на торгах.
«Счастливого Рождества, бабушка!», 1951 год
Норман Роквелл, в своём творчестве часто обращался к рождественской тематике. Не стала исключением и его работа под названием «Счастливого Рождества, бабушка!», созданная в 1951 году.
Судя по названию иллюстрации, в гости к бабушке пришла её большая семья. Самый младший внук во всё горло зовёт свою бабулю, а может даже уже поздравляет её с Рождеством.
В руках детей и родителей мы видим большое количество подарков. Скорее всего, в этом доме будет большой рождественский ужин, где соберутся все родственники — тёти, дяди, кузины, и т.д., поэтому подарки заготовлены на всех.
Больше всего рада гостям собака, украшенная бантиком. Она явно знает этих людей, поэтому настроена очень дружелюбно.
Картина получилась очень праздничной, позитивной и динамичной. В воздухе витает дух Рождества. Дом украшен ветками вечной зелени — плющом, омелой и остролистом.
Роквелл очень любил воплощать на холсте счастливые семьи с детьми, считая, что главная возможность сохранить и приумножить лучшее, что есть в реальности — это воспитать из детей хороших взрослых.
«Занесённый снегом газетный киоск», 1941 год
Норман Роквелл — американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «Занесённый снегом газетный киоск», которая наполнена морозной зимней свежестью и духом Рождества.
На картине художник изобразил небольшой газетный киоск синего цвета, который заботливо украшен продавщицей праздничной атрибутикой. Под самой крышей можно увидеть заснеженную гирлянду, на стекле — рождественский венок, а внизу витрины — яркий красный колокольчик.
Возле киоска стоят лопата и метла. Это говорит нам о том, что дорожка к киоску только что была заботливо убрана, чтобы покупатели могли подойти и купить свежую прессу.
Саму продавщицу можно увидеть внутри киоска. Пожилая женщина занимается вязанием, поскольку покупателей уже нет — на улице вечер и все наверняка сидят по домам со своими семьями.
Несмотря на то, что киоск отапливается (сбоку видна труба от печки), героиня не снимает пальто и шляпу. Похоже, что она даже в перчатках. Видимо, на улице очень сильный мороз.
Местоположение оригинала картины, написанной маслом на холсте, неизвестно.
«Открытие», 1956 год
Дети верят в чудеса очень долго и даже, становясь взрослыми, они не хотят отпускать мечты о волшебстве и новогоднем чуде. Герой нашей сегодняшней картины тоже, конечно же, верил в рождественскую магию и доброго Санту, который ночью кладёт под ёлку подарки, но любой сказке рано или поздно приходит конец.
Художник очень любил писать рождественские сюжеты, но в этот раз героем его произведения стал мальчик, сделавший для себя не очень приятное открытие.
Дело в том, что парень зачем полез в комод отца (может искал там припрятанные родителями подарки), но случайно обнаружил до боли знакомые шубу, шапку и бороду. Мальчик пока только пытается понять, что всё это значит, и в его голове происходит невероятный переполох.
О том, что комод принадлежит отцу мальчика, можно догадаться по трубке и другим мужским аксессуарам, оставленным перед зеркалом. Возможно, папа каждое утро здесь бреется, расчёсывается и проводит другие процедуры.
Но вот теперь мальчик не знает, что и думать про своего отца. Уж не убил ли он Санту, забрав себе его вещи? А может это просто костюм и Санты вообще не существует? Папа просто переодевается в него? Нет, нет, этого просто не может быть!
Глаза мальчика выражают невероятное удивление, растерянность и даже испуг. Всё, во что он так свято верил, в один миг рушится как карточный домик.
Но несмотря на лёгкую нотку грусти, картина Роквелла достаточно позитивная и даже забавная. Ребёнок получился таким милым, хотя и сильно растерянным, из-за чего становится немного жаль его.
В целом художнику удалось увлечь зрителя сюжетом и заставить задуматься о продолжении увлекательной истории.
«Маленькая девочка наблюдает за рождественской вечеринкой», 1964 год
На этой картине художник изобразил маленькую девочку, сидящую на лестнице большого дома. Кругом висят праздничные украшения, а внизу столпились люди. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Как можно понять из названия, маленькая жительница этого дома решила провести Рождество, наблюдая за весельем взрослых. Родители уложили её спать, поскольку она ещё очень мала для подобных вечеринок, но какой уж тут сон!
Малышке было явно не до сна, поэтому, взяв свою любимую куклу, она отправилась на лестницу, чтобы незаметно наблюдать за гуляющими гостями. Взрослые, конечно, очень заняты праздником и не видят, что за ними следит пара зорких глаз. Но, скорее всего, девочку всё-таки заметят и разрешат ей немного поприсутствовать на вечеринке.
Эту иллюстрацию Норман Роквелл создал для рождественского выпуска журнала McCall’s, который позиционировал себя как «Первый журнал для женщин». Изображение отличается невероятной реалистичностью, что является результатом сложного технического процесса, который художник развивал и совершенствовал на протяжении первых десятилетий своей карьеры.
Роквелл приобрёл себе узкоплёночный фотоаппарат 35-мм формата, что позволило ему рисовать с фотографий, а не с живых моделей. Картину «Маленькая девочка наблюдает за рождественской вечеринкой» мастер писал в своём собственном доме, где наверху лестницы ему позировала маленькая модель, а внизу стояли несколько соседей.
Художник делал снимки, а потом возвращался в свою студию и объединял свои предварительные наброски с фотографиями, чтобы выбрать подходящие оттенки. Эти предварительные наброски позволили Роквеллу поэкспериментировать с цветом и подобрать наилучший.
Когда художник был доволен цветовым решением, он решил добавить дополнительные детали к финальной работе, такие как любимая кукла девочки и венок на перилах.
Иллюстрация «Маленькая девочка наблюдает за рождественской вечеринкой» была невероятно популярной и неоднократно перепечатывалась. В 2018 году она была выставлена на аукционе Sothebys и продана за $2 055 000.
«Санта Клаус», 1921 год
На этой картине художник изобразил всем известного Санта-Клауса, который путешествует по миру в рождественскую ночь и дарит детям подарки. Очередь дошла до этой девочки, которая уже приготовила Санте своё письмо — мы может увидеть его в изголовьи кровати.
Однако старичок не спешит читать послание. Сначала он хочет посмотреть, что же снится этой малышке. Мудрый Санта поглаживает бороду и внимательно вглядывается в сон девочки, пытаясь разгадать её заветные желания.
Судя по выражению лица старичка, он обязательно постарается исполнить мечты ребёнка и сделать его жизнь хотя бы чуточку получше. А куча игрушек за плечами говорит о том, что зимнему волшебнику снова пора отправляться в дорогу, чтобы исполнить желания и других детей.
Художник Норман Роквелл очень любил рисовать Санту. За годы своей активной карьеры мастер создал более 30 изображений зимнего волшебника. Почти все они украшали обложки журналов и рождественские открытки.
«Он идёт?», 1919 год
На этой картине мы видим мальчика, который стоит у камина, держа в руке свечу. Паренёк с таким интересом смотрит внутрь, что готов буквально залезть туда, несмотря на огонь. Давайте попробуем разобраться, что же так заинтересовало этого ребёнка.
С первого взгляда на картину становится понятно, что в воздухе витает дух Рождества. Камин украшен ветками вечной зелени — плющом, омелой и остролистом. Над очагом висят носки для подарков, которые туда должен положить Санта Клаус.
Согласно легендам, Санта, спустившись в один из домов, случайно обронил несколько золотых монет в носок, который повесили сушиться над очагом. С тех пор в Рождественский сочельник на камин стали вывешивать носки и чулки в надежде, что туда что-нибудь упадет, — дети верят, что Санта Клаус наполнит его подарками.
Именно Санта Клауса, который, по преданиям, должен спуститься через дымоход, и ждёт герой картины. Мальчик знает, что рождественский волшебник приходит ночью, поэтому предусмотрительно не лёг спать, а стал дежурить у камина.
Не менее внимательно ждёт Санту и пятнистая собачка, которая всегда готова поддержать своего хозяина. Хвостатый друг так вглядывается в дымоход, словно уже почуял незнакомца и готов «дружелюбно» его встретить.
Картина «Он идёт?» получилась очень волшебной, позитивной и живой. Роквелл очень любил воплощать на холсте детей, их желания, надежды и мечты. Художник считал, что главная возможность сохранить и приумножить лучшее, что есть в реальности — это воспитать из детей хороших взрослых.
«В моих картинах нет места грязи и уродству. Я рисую жизнь такой, какой хотел бы её видеть», — писал иллюстратор в своих воспоминаниях.
«Продавщица в канун рождества», 1947 год
Как можно понять из названия иллюстрации, героиня сюжета работает продавщицей в магазине, и ей выпала смена накануне новогодних праздников. Люди, конечно, спешат покупать подарки своим близким, поэтому кругом ажиотаж и суета.
Больше всего от наплыва людей «страдают» магазины игрушек, ведь дети всего мира так ждут подарков от Деда Мороза и Санта Клауса. Но для торговых сетей это и самое прибыльное время, когда в ход идёт даже самый залежалый товар.
На картине Роквелла изображён конец рабочего дня — на часах женщины время 17:05. Может показаться, что магазин закрылся очень рано: возможно, в 40-х годах прошлого века в США магазины работали всего лишь до пяти часов вечера, а может магазин просто пораньше закрылся в связи с Рождеством.
Так или иначе, на картине мы видим выбившуюся из сил продавщицу, которая от усталости просто сползает по стене. А ведь её ждут ещё и домашние хлопоты.
Роквелл всегда очень тщательно подходил к процессу написания картин, поэтому и здесь не упустил из виду ни одной детали. Он весьма реалистично изобразил игрушки, красочную обёрточную бумагу, блокнот с многочисленными записями, скинутые с ног продавщицы туфли. На заднем плане видны даже ценники с изображениями Санты.
Чтобы создать картину с такой фотографической точностью, Норман Роквелл сначала сделал фотографию модели в нужном месте, а уже потом стал переносить изображение на холст.
«Мечты в антикварной лавке», 1923 год
На этом полотне художник изобразил красивую девушку, которая в задумчивости сидит на старинном сундуке.
Как можно понять из названия картины, героиня работает в антикварной лавке. Начищая старинный медный чайник, девушка замечталась, вероятно, представляя себе, как она могла бы жить в далёком прошлом.
На заднем плане можно увидеть владельца лавки, который занят изучением своего нового приобретения. Видно, что мужчина очень любит свой магазин, и работа приносит ему истинное удовольствие.
Интересным персонажем картины является чёрно-белый кот, который вот-вот толкнёт начищенный латунный поднос, из-за чего в магазине раздастся звон, и мечты героини рассеются как сон.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 89 x 76 см является частью коллекции частного университета Bay Path Junior College, штат Массачусетс.
«Девочка у зеркала», 1954 год
Работа художника под названием «Девушка (девочка) у зеркала», знакомит нас с юной красавицей, рассматривающей своё отражение.
Девочка-подросток красиво уложила волосы и нанесла макияж. Она очень хочет быть похожей на актрису Джейн Рассел, которая вместе с Мэрилин Монро снялась в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Её фото мы можем видеть в журнале, лежащем на коленях девочки. Вот только юной героине кажется, что сравнение идёт не в её пользу.
Девочка считает себя недостаточно красивой и, наверное, немного завидует своему кумиру со снимка. Она ещё не осознаёт, что её красота только начинает просыпаться, а актриса не будет красивой вечно. Её очарование рано или поздно увянет и возможно, она сама захочет выглядеть так, как эта девочка.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 31,5 x 29,5 см в настоящее время является частью коллекции Музея Нормана Роквелла в Стокбридже, Массачусетс, США.
«Лев и смотритель зоопарка», 1954 год
Работа художника под названием «Лев и смотритель зоопарка», показывает нам взаимодействие человека и дикого животного.
Художник изобразил на картине льва, сидящего в клетке зоопарка, который вынужден наблюдать, как смотритель ест свой обед. Его сэндвич содержит так много мяса, что не может ни привлекать внимание пушистого героя.
Мужчина, в свою очередь, не подозревает о желании льва отведать его обед. Он с интересом читает газету, ест и пьёт кофе.
Изначально Роквелл хотел, чтобы лев на картине откусил кусочек сэндвича, однако настоящий лев, который позировал художнику, был на тот момент сыт и не польстился на обед смотрителя.
Роквелл даже пытался разозлить зверя, рыча на него, но тот оставался спокойным. В тот день художник ушёл с болью в горле, но так и не мог повлиять на поведение льва.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 28 х 26 см в настоящее время находится в частной коллекции.
«Строительная бригада», 1954 год
Картина художника под названием «Строительная бригада», показывает нам, как взрослые легко разрушают планы детей.
Мальчишки собрались поиграть в бейсбол на своей любимой площадке, как вдруг сюда приехал бульдозер с рабочими, чтобы копать котлован для новой стройки. Юные герои просто шокированы подобной новостью: «Ну и дела, мистер, это наша бейсбольная площадка!».
Бригадир с молотком и чертежами выглядит ошеломленным. Он явно не ожидал, что при выполнении этой работы возникнут подобные препятствия. С одной стороны — он сочувствует ребятам, а с другой — ему нужно выполнять свою работу, за которую уже заплачены деньги.
Вряд ли дети выиграют дело. Скорее всего, у этого участка есть собственник, который и распоряжается землёй. Придётся мальчишкам искать себе другую поляну для развлечений.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 81 х 71 см в настоящее время является частью коллекции издательства Curtis Publishing Company.
«Мальчик, играющий на трубе», 1950 год
На этой картине Роквелл изобразил юного трубача, который разучивает новое музыкальное произведение. Паренёк очень старается и даже принял причудливую позу для своего удобства.
У героя всего один зритель — небольшая собачка, которая с интересом выглядывает из-под кресла. Возможно, она сейчас начнёт подвывать, чтобы составить дуэт своему хозяину.
Натурщиком для начинающего музыканта стал знакомый Ровелла — Томми Пакуин. Трубу художник позаимствовал у своего среднего сына. А вот идею для замысловатого чехла на кресло мастер «украл» у своей хорошей подруги, бабушки Мозес. Можно с уверенностью предположить, что ей польстило такое подражание.
Говорят, что Роквелл придумал позу, которую принял трубач, после разговора с редактором Saturday Evening Post Беном Хиббсом. В ходе разговора Хиббс рассказывал о необычных положениях тела, которые принимал его сын Стив, играя на трубе.
Местонахождение оригинальной картины, написанной маслом на холсте, неизвестно.
«После выпускного вечера», 1957 год
Молодые люди, вчерашние школьники, решили улизнуть с выпускного бала, чтобы провести этот вечер наедине. Им очень хочется казаться взрослыми и окунуться в мир настоящих свиданий и романтики.
Конечно, влюблённые пришли не в дорогой ресторан, а в дешёвую придорожную забегаловку, что можно понять по грязному полу и по таксисту, сидящему слева от пары. Однако они чувствуют себя вполне счастливыми. Всё самое интересное началось у них именно после того, как они покинули выпускной бал.
Интересный момент сюжета: все четыре персонажа имеют определённое сходство друг с другом. Вероятно, этим Роквелл хотел показать дружественность обстановки в этом скромном заведении и взаимопонимание между героями. Возможно, взрослые мужчины узнают себя в этом стеснительном влюблённом юноше и с улыбкой вспоминают свои первые свидания.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 78,5 х 73,5 см находится в частной коллекции.
«Глазок», 1958 год
Картина под названием «Глазок», позволяет нам взглянуть на бейсбол глазами американских школьников середины прошлого столетия.
На картине художник запечатлел запретную практику посещения спортивных мероприятий без платы за вход. Мальчишки проделывали небольшие дыры в деревянных ограждениях стадиона и становились тайными зрителями захватывающей игры. Часто отверстия в заборах имели естественное происхождение — юные болельщики лишь помогали им немного расшириться.
Некоторые критики полагают, что отверстие в доске забора на картине Роквелла выглядит более реалистичным, чем в жизни. Кроме того, иллюстратор причудливо вырезал своё имя на дереве в качестве подписи, что добавляет сюжету ещё больше реалистичности.
Так было написано об этой картине в журнале Saturday Evening Post, где она вышла на обложке 30 августа 1958 года:
«О, снова стать мальчиком или девочкой, и вновь пережить радость игры, глядя на неё через глазок в заборе. Большинство «глазков» постепенно проделывала мать-природа в её неторопливой манере, но если она делала это слишком медленно, мальчик мог помочь ей своим верным складным ножом или камнем.
Как вы, наверное, помните, делать это следовало тайно, желательно ночью, иначе смотритель стадиона мог преследовать мальчика с палкой, а затем прибить кусок жести к новому отверстию, чертовски подлый поступок. Иногда отверстие проделывали кистью, как это сделал Норман Роквелл. Зрители этой картины видят такое же чёткое изображение, как и на цветных телевизорах».
«Подоходный налог», 1945 год
Когда в 1913 году был введен подоходный налог, дата подачи годовой декларации была установлена на февраль следующего года. Однако у людей были проблемы с оформлением вовремя, поэтому дату перенесли на 15 марта. Но многие не успевали и к этому дню, поэтому в 1954 году срок был перенесен ещё на месяц — на 15 апреля.
На картине Роквелла мы видим классического американца, который, как и многие, отложил оформление декларации на последний день и теперь делает всё возможное, чтобы успеть.
Картина была написала в 1945 году, а значит, герою нужно успеть всё сделать до 15 марта. Именно эту дату, обведённую в кружочек, мы видим на его календаре.
По всей видимости, мужчина готов работать всю ночь. Он заварил себе большой чайник кофе, вот только поставить его пришлось на пол. Чашку герой уместил на стуле, прямо поверх папки с документами.
В раннем наброске этой иллюстрации Роквелл изобразил женщину, сидящую с левой стороны стола. Вероятно, это была супруга налогоплательщика, которая пришла помочь, но уснула, а её сумочка и чековая книжка соскользнули с колен. В окончательной версии сюжета Роквелл сжалился над ней и отправил спать, оставив нашего героя смело бороться с налоговой службой в одиночку.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 56 х 51 см находится в частной коллекции.
«Декоратор», 1940 год
Картина под названием «Декоратор», демонстрирует нам потенциальный конфликт между мужем и женой.
Муж сидит в своём старом удобном кресле, курит трубку и читает газету. Тем временем его жена, «декоратор», придумывает, как украсить комнату. В частности, она хочет поменять обивку на этом кресле.
Мужчина очень обеспокоен поведением своей супруги. Его любимое уютное кресло, его убежище, находится под угрозой обновления. При этом ткани, которые рассматривает жена, явно непохожи на оригинальную обивку, которая является весьма брутальной.
Женщина, похоже, полна решимости довести дело до конца.
Возможно, супругам удастся прийти к компромиссу. Может быть, мужчина просто купит для этого места новое кресло, а своё любимое перенесёт в другую комнату.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 91,5 х 76 см в настоящее время находится в частной коллекции и недоступна широкому кругу зрителей.
«Возвращение домой (Мужчина, переросший одежду)», 1945 год
На этой картине Норман Роквелл изобразил молодого офицера, который только что вернулся домой с войны. Мужчина решил переодеться в гражданскую одежду, вот только полностью поместиться в свой старый костюм он не смог.
Герой ушёл служить совсем мальчишкой. В 1942 году этот молодой человек ещё учился в средней школе города Арлингтона, штат Вермонт (обратите внимание на вымпел AHS). Вероятно, он закончил школу и сразу же отправился воевать, а костюм, который он сейчас меряет перед зеркалом, был куплен для выпускного вечера.
Однако, судя по отражению в зеркале, парня сложившаяся ситуация совсем не огорчает, и даже веселит. Он настолько рад, что вернулся домой живым и невредимым, что такая ерунда, как маленький костюм, не может испортить ему настроение.
Примечательно, что наш герой перерос не только одежду, но и свою спальню на чердаке. Скоро он будет биться головой об эти скошенные потолки.
На этой картине Роквелл изобразил не вымышленного персонажа, а реально существующего человека — лейтенанта Артура Х. Бектофта, который летал в составе 349-й бомбардировочной эскадрильи. Его имя можно прочесть на армейской сумке, стоящей на полу.
Артур Х. Бектофт в октябре 1943 года был сбит над Гамбургом на своём B-17 «War Eagle». Пилот и его команда спрыгнули с парашютом и вскоре были схвачены. Следующие 20 месяцев они провели в немецком лагере для военнопленных. Однако боевые товарищи выжили, и теперь у Бектофта есть повод улыбнуться.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 76 х 100,5 см является частью коллекции Стивена Спилберга. На всеобщее обозрение её представляли на выставке Смитсоновского института «Рассказывая истории: Норман Роквелл».
«Новый телевизор», 1949 год
Современного обывателя трудно удивить продвинутыми технологиями, однако ещё каких-то 70 лет назад наличие даже самого простого телевизора приносило людям непередаваемое счастье. Как мы видим, герою картины Нормана Роквелла невероятно повезло — теперь у себя дома он сможет смотреть различные фильмы и передачи.
Обладатель нового телевизора вызвал мастера, который устанавливает ему на крышу антенну. Судя по счастливой улыбке хозяина дома, всё отлично получилось — изображение яркое, хорошее и без помех. Теперь мастеру осталось закрепить антенну и благополучно спуститься с крыши.
На картине хорошо прослеживается одна из любимых тем Роквелла — сопоставление прошлого и будущего. Мы видим, что дом главного героя довольно старый, возможно, он достался ему по наследству от бабушки. Новый телевизор резко контрастирует со старинным фоном обветшалого жилища.
На картине изображён район Адамс-стрит в Лос-Анджелесе. Роквелл очень любил Лос-Анджелес, поскольку познакомился в этом городе со своей женой Мэри. Для роли героев художнику позировали его ученики из Художественного института Отиса. Роберт Х. Хортон позировал для роли телевизионного мастера, а студент Джек Фарман был моделью для хозяина дома.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 118 х 109 см в настоящее время является частью коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес. Картину Роквелл подарил своему другу, мистеру Неду Кроуэллу, чья вдова, в свою очередь, передала её музею.
«Купающийся продавец», 1945 год
На этом полотне художник изобразил коммивояжёра, который развозит товар по разным городам. На своём пути герой увидел небольшой водоём и решил искупаться в нём, чтобы освежиться и смыть дорожную пыль.
Мужчина, вероятно, находится далеко от дома. Он долго ехал на своей машине по проселочным дорогам, пока вдруг не увидел маленький уютный прудик.
Путник останавливает машину у моста и практически без колебаний спускается к воде. Он снимает костюм, галстук-бабочку, рубашку и даже нижнее белье. Одежду вешает на край моста для сохранности. Очки кладёт на газету.
Теперь, одетый только в туфли и носки, герой приближается к кромке пруда. Здесь он снимает обувь и заходит в воду.
Водоём холодный и глубокий. Всего несколько шагов — и уже можно плыть. Судя по довольной улыбке путешественника, водная авантюра того стоила!
Сам художник так писал об этой иллюстрации:
«Мне нравится создавать картину, на которой вместо изображения отдельного происшествия или отдельного момента времени прослеживается ход действия в течение определенного периода времени. Здесь видно, как продавец вышел из машины, снял одежду, но не обувь, расстелил на траве газету и положил на неё очки; затем, у кромки воды снял обувь, вошёл в воду и, прежде чем погрузиться в воду, осторожно положил на ботинок зажжённую сигару, чтобы покурить её сразу же, как только выйдет из воды».
Оригинальная картина маслом на холсте находится в частной коллекции.
«Доктор и кукла», 1929 год
На этом полотне художник изобразил врача, на приём к которому пришла юная пациентка.
Маленькая девочка, скорее всего, пришла на плановый осмотр, однако она не очень доверяет незнакомому дяде, поэтому хочет проверить его на своей кукле.
Пожилой доктор решил подыграть малышке: он взял стетоскоп и терпеливо начал слушать игрушечную пациентку. Скорее всего, ему удалось таким образом завоевать доверие девочки, и осмотр прошёл успешно.
Как и все работы Роквелла, картина «Доктор и кукла» очень интересна своими деталями. Например, на заднем плане можно увидеть «Регистрационный» документ доктора, согласно названию, в большой деревянной рамке.
Сбоку на комоде стоит картина, изображающая трёх врачей из прошлого или даже позапрошлого столетия. Они словно пытаются заглянуть через плечо главного героя, чтобы посмотреть, чем он так увлечённо занят.
У ног доктора можно увидеть большую кожаную сумку. В ней он носит свои инструменты, когда посещает пациентов на дому.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 81 х 66,5 см принадлежит частному коллекционеру, но хранится и выставляется в музее Нормана Роквелла в Стокбридже, штат Массачусетс.
«Первоапрельский розыгрыш: Игра в шашки», 1943 год
Картина «Игра в шашки» была задумана Норманом Роквеллом как ответ придирчивым критикам, постоянно ищущим несоответствия в иллюстрациях художника. Роквелл считал себя реалистом и уделял большое внимание деталям, поэтому подобные придирки очень раздражали его.
В результате мастер решил проучить дотошных «доброжелателей» и выпустил небольшую серию картин с большим количеством намеренных нелепостей и ошибок, приурочив эти работы к первоапрельским розыгрышам. Одной из таких работ стала «Игра в шашки».
На картине изображена пара старичков, которые решили скоротать вечер за увлекательной игрой. Комната, в которой они сидят, полна странностей: здесь и дикие звери, и птицы, и травы, произрастающие прямо из пола, и даже живые портреты.
Фантазия Роквелла поражает воображение и погружает зрителя в занимательную игру — сразу хочется найти все удивительные детали на картине.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 29 х 29 см находится в частной коллекции.
«Пекарь, читающий книгу о диетах», 1953 год
На этом полотне художник изобразил упитанного кондитера, который, вероятно, очень хочет похудеть.
Все мы знаем, как сложно поддерживать идеальный вес, особенно во время праздников. Вот и герой картины Роквелла не смог сдержать свой аппетит и набрал лишние килограммы. Однако мужчина не намерен мириться с такой фигурой и твёрдо решил похудеть.
Альтернативное название картины: «Как соблюдать диету». Так называется и книга, которую читает наш герой. Вероятно, это не такая уж хорошая идея — читать книгу о диете, сидя в окружении практически любого торта, который только можно себе представить. Однако, судя по содержимому тарелки, пекарь старается следовать советам мудрых диетологов.
Художник не даёт зрителю понять, как долго герой сидит на диете и удалось ли ему достичь каких-либо результатов. Мы также не знаем, является ли эта книга его первым шагом к похудению.
И всё же решимость пекаря вызывает восхищение. Он ест что-то похожее на морковь с листьями салата. Контраст между этим блюдом и фоном картины просто поразителен. Кажется, что мужчина абсолютно не обращает внимания на всё калорийное великолепие, окружающее его.
Местонахождение оригинальной картины, написанной маслом на холсте, неизвестно.
«День выборов», 1948 год
На этой картине мы видим среднестатистическую американскую семью — мужа, жену и маленького ребёнка. Вот только в данный момент супруги ругаются между собой, а малыш сидит возле стола и плачет. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Полотно «День выборов» живописец посвятил выборам президента США, которые проходили в ноябре 1948 года и были одними из самых напряжённых за всю историю Соединённых Штатов. На пост главы страны выдвигалось несколько претендентов, но реальными соперниками были лишь два из них — Томас Дьюи и Гарри Трумэн.
Гарри Трумэн представлял Демократическую партию, Дьюи — Республиканскую. Всё ждали, что победит Дьюи, однако утро после выборов показало самый неожиданный результат — Трумэн одержал верную победу, пусть и с небольшим отрывом. За демократа проголосовало 49,6% избирателей, в то время как республиканцу досталось 45,1% голосов.
При этом весной рейтинг Трумэна составлял всего лишь 36%. Чтобы привлечь народ на свою сторону, он организовал невиданную предвыборную кампанию на поезде, проехав по стране больше чем 35 тысяч километров и беседуя с простыми людьми. В то время выборы в США были честными, и их результаты показали, что Трумэна поддержали рядовые трудящиеся — фермеры, лавочники, рабочие и мелкие служащие.
Очевидно, что на картине Нормана Роквелла молодая супруга поддерживает Трумэна, который решил быть ближе к народу, а вот её муж всецело на стороне Дьюи, которому предрекали однозначную победу.
Супруги настолько увлечены своим спором, что даже забыли про своего сына. Их крики привели к истерике мальчика. Даже пёс не был готов к такому положению дел и от страха забился под стул.
Это картина хорошо показывает то напряжение, которое царило в Америке в предвыборные дни. Жителей США настолько волновал этот вопрос, что даже внутри семей происходили нешуточные конфликты.
Конечно, после выборов, супруги, возможно, всё забудут и смирятся со сложившейся ситуацией. Но пока страсти накаляются, и день будет не из лёгких.
«Оптик», 1956 год
На картина под названием «Оптик», художник изобразил подростка, приобретающего очки.
Юный герой сюжета находится в таком возрасте, когда многие жизненные ситуации воспринимаются в штыки. Именно такой ситуацией стала для него покупка очков, несмотря на дискомфорт от плохого зрения.
Судя по бейсбольной перчатке, мальчик не на шутку увлекается бейсболом, возможно даже состоит в школьной команде. Не исключено, что он боится из-за очков потерять свою популярность, в том числе и у девочек.
В свою очередь, доктор очень рад, что может помочь своему юному пациенту улучшить зрение. Он заботливо помогает юноше надеть очки и всячески пытается поддерживать позитивную атмосферу.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 99 х 81,5 см является частью коллекции Музея изящных искусств округа Вашингтон в Хагерстауне, штат Мэриленд.
«Русалка», 1955 год
Картина под названием «Русалка», рассказывает нам о странном случае на рыбалке.
На картине изображён пожилой рыбак, который несёт на спине ловушку для омаров. Вот только попались туда отнюдь не омары, а самая настоящая русалка.
Очень интересно, что рыбак об этом скажет своей жене! Вероятно, герою лучше всего выпустить добычу, но перед этим её следует сфотографировать, иначе ему никто не поверит.
Идея создания такого сюжета возникла у Роквелла во время посещения им морского курорта Провинстаун, штат Массачусетс. Натурщиком для роли рыбака стал 81-летний ловец омаров из Глостера, а для создания рыбьего хвоста Роквелл купил и сфотографировал 12-фунтовый минтай.
Учитывая, что общественные взгляды того времени был более целомудренными, чем сейчас, Роквелл не решился просить позировать для роли русалки кого-то из знакомых, а нанял профессиональную модель. Фотограф Билл Сковилл, работавший в тот день с Роквеллом, так смущался во время съёмок, что даже ни разу не вышел из-под своей чёрной фокусировочной ткани.
Картина «Русалка» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 20 августа 1955 года и вызвала неоднозначные отзывы. Несмотря на то, что грудь русалки тщательно прикрыта решёткой ловушки и руками героини, нашлись те, кто посчитал картину слишком пошлой.
Однако большинство читателей журнала всё же оценили юмор. Один мужчина из города Три-Риверс, штат Мичиган, даже захотел узнать, как и где поймать себе русалку! «Какая наживка лучше? Нужна ли мне лицензия?» — написал в своём письме читатель.
Оригинальная картина «Русалка», написанная маслом на холсте, в настоящее время является частью коллекции кинорежиссера Стивена Спилберга и была выставлена в Смитсоновском музее американского искусства в 2010 году.
Этюд к этой картине размером 34,9 х 27,9 см был продан за 84 000 долларов 29 ноября 2006 года на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке.
«Носовые платки», 1940 год
На картине под названием «Носовые платки», художник изобразил пожилую женщину и её юную гостью.
Картина является иллюстрацией к рассказу американской писательницы Дороти Томас «Носовые платки». Рассказ повествует о девочке, которая находит носовой платок с инициалами и хочет вернуть его хозяйке.
Поиски приводят героиню к пожилой женщине, которая приглашает юную леди на чай. В ходе беседы бабушка рассказывает девочке о своей жизни и делится переживаниями о потерянной любви.
Роквелл грамотно выстраивает композицию картины, размещая стол вверху, моделей в центре, а белую шляпу внизу. Эффект заключается в создании диагональной линии, которая приковывает взгляд к двум главным героям. При этом на картине не изображено ни одного носового платка.
Художник не дает очевидных подсказок относительно того, о чём эта история, полагаясь на силу изображения, пробуждающего воображение и эмоции.
«Многие иллюстраторы художественной литературы просматривают историю, чтобы найти наиболее доминирующую или драматическую сцену и проиллюстрировать её, — говорил Роквелл. — Я же предпочитаю раскрыть атмосферу истории — чувство, стоящее за ней, — а затем выразить это основное качество».
Картина появилась в качестве иллюстрации к рассказу американской писательницы Дороти Томас «Носовые платки» на страницах американского еженедельного издания Saturday Evening Post 11 мая 1940 года. Оригинальная картина маслом на холсте находится в частной коллекции.
«С Днём Рождения, мисс Джонс», 1956 год
Эта иллюстрация Роквелла отлично передаёт любовь, существующую между учительницей и её учениками.
Ребята заботливо украсили доску всевозможными пожеланиями, а на стол положили самые различные подарки: цветы, яблоки, красиво упакованные коробочки и другие сюрпризы.
Сами школьники сидят за своими партами, как маленькие ангелочки. Они решили порадовать любимого педагога не только поздравлениями, но и своим примерным поведением.
На лице самой мисс Джонс мы видим благодарную улыбку. Учительница очень любит своих ребят и очень счастлива от того, что они помнят про её день рождения.
Интересный элемент картины: губка для стирания с доски на голове одного из учеников. Возможно, мальчик так решил рассмешить учительницу, а может просто не сообразил куда можно быстро положить губку, чтобы не держать её в руках.
Роквелл задумал эту картину как дань уважения своей учительнице Джулии Смит, которая поощряла его художественные таланты. Собрав местных школьников, Роквелл использовал в качестве образца настоящий класс начальной школы в городе Стокбридже, штат Массачусетс.
Кинорежиссёры Стивен Спилберг и Джордж Лукас назвали эту работу Роквелла кинематографической. Хотя она состоит всего из одного «кадра», можно представить себе целую историю до прихода учительницы: дети аккуратно раскладывают подарки на столе и пишут приветствия на доске, а потом внезапно бросаются обратно к своим партам, услышав приближение мисс Джонс (на это указывают мел и губка на полу).
Оригинальная картина маслом на холсте является частью коллекции кинорежиссёра Джорджа Лукаса и была выставлена в Смитсоновском музее американского искусства в 2010 году. Рядом с ней был выставлен карандашный этюд к картине, также принадлежащий Лукасу.
«Газировка», 1953 год
Художник изобразил на картине шесть персонажей, которые наслаждаются лимонадом в местной закусочной. Три юные посетительницы явно очарованы молодым продавцом напитков, который уделяет им чрезмерно много внимания. Особенно ему приглянулась симпатичная шатенка с хвостиком и смешным розовым бантиком. Похоже, чувства этой пары взаимны.
За подростками с интересом наблюдает взрослый мужчина средних лет. Возможно, он даже немного завидует парню, сожалея, что в его юности не было возможности для такой летней подработки.
Ситуация также заинтересовала чёрную собачку, которую привела с собой героиня в жёлтой кофточке. Пёсик не отрываясь смотрит на ребят, терпеливо ожидая развязки.
Моделью для роли продавца напитков стал сын Нормана Роквелла Питер, а сюжет был основан на его воспоминаниях. Однако итоговый вариант картины Питеру не понравился. Он заявил, что «не выглядел таким уж глупым».
Оригинальная картина маслом на холсте размером 91,5 х 86,5 см является частью коллекции Художественного музея Колумбуса.
«Искусствовед», 1955 год
Молодой художник изучает медальон, расположенный на груди женщины с портрета. Судя по всему, он пытается овладеть техникой написания.
Трое голландских кавалеров на холсте по соседству выглядят несколько ошеломленными наглостью юноши. Возможно, они ему даже слегка завидуют. Им, вероятно, интересно, на что именно он смотрит через лупу.
Однако дама на картине, кажется, польщена таким вниманием и кокетливо улыбается. Конечно, всем нравится, когда на них смотрят и восхищаются.
Позолоченные рамы, которые Роквелл нарисовал для двух картин, очень богато украшены и оснащены множеством деталей.
Натурщиком для роли молодого художника стал старший сын Нормана Роквелла — Джерри. Женщина с портрета — это жена Роквелла и мать Джерри, Мэри Роквелл.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 100,5 х 92 см является частью коллекции Музея Нормана Роквелла в Стокбридже, Массачусетс.
«Татуировщик», 1944 год
Картина «Татуировщик», знакомит нас с кабинетом мастера по татуировкам и его клиентом.
Клиент татуировщика — бывалый моряк, который по долгу своей службы много путешествует и, судя по всему, очень часто влюбляется. Вероятно, молодой мужчина в разных местах знакомится с новыми девушками, которые западают ему в душу. В избытке чувств герой сразу же делает на своей руке татуировку с именем любимой.
В настоящее время сердце моряка покорила некая Бетти. До Бетти его подругами были Синг Ле, Ольга, Мими, Минг Фу, Розиетта и Сэди. Судя по именам, все девушки были из разных стран. И это только на одной руке! Не исключено, что и второй бицепс донжуана является напоминанием о прошедших романах. Что ж, ему явно будет о чём вспомнить в старости.
На этой картине Норман Роквелл умело использовал не только главный сюжет, но и фон. На заднем плане художник изобразил многочисленные татуировки, которые пользовались популярностью у его современников.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 109 х 84 см в настоящее время является частью коллекции Бруклинского музея.
«Счастливые лыжники в поезде», 1948 год
Художник изобразил на этой иллюстрации вагон поезда, который следует из города Нью-Йорка в город Арлингтон, штат Вермонт. Поскольку Вермонт славился своими горнолыжными курортами, поезд постоянно был забит лыжниками, которых и изобразил в своей работе Норман Роквелл.
Однако, присмотревшись к картине, можно понять, что главными героями сюжета являются вовсе не лыжники, а скромный гражданин в чёрном пальто и шляпе. Ему явно некомфортно здесь находится, он чувствует себя чужим на этом «празднике жизни».
Картина «Счастливые лыжники в поезде» является своего рода автопортретом, поскольку в лице скромного господина художник изобразил самого себя, хотя и внешне не очень похожего.
Дело в том, что в Арлингтоне у Роквелла был загородный дом, при этом лыжником он не был и этот вид досуга совершенно не любил. Во время путешествия в этом поезде, мастеру постоянно приходилось соседствовать с большим количеством шумных лыжников, поэтому он решил посвятить этому сюжету одну из своих картин.
«Я — неспортивный маленький парень в шляпе-федоре и пальто Chesterfield, окруженный крепкими лыжниками в красных свитерах», — писал художник.
Когда Ровелл начал работу над картиной, он понял, что у него нет лыжной одежды для моделей, поэтому он купил шерстяные свитера и рубашки, которые носила шумная толпа в поезде. Нарисовав их, мастер попробовал носить эту одежду в студии, но вспомнил, почему у него нет лыжной одежды: от шерсти у него всё чесалось.
Местонахождение оригинальной картины, написанной маслом на холсте, неизвестно.
Картины с историей
(Продолжение следует)