• Авторизация


"Утопленница" - страшная картина Василия Перова 17-10-2024 17:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Василий Гавриленко

Василий Григорьевич Перов - это Достоевский в живописи. Его картины, также, как и книги Фёдора Михайловича, чаще всего рассказывают тяжелую историю о жизни или смерти

Перов_Автопортрет_2 (220x286, 14Kb)

Перов, равно как и многие его соратники по Товариществу передвижных выставок, придерживался такого направления в искусстве, как критический реализм: он был убежден, что, только открывая зрителю суровую, жестокую правду, можно зацепить какие-то важные струны в его душе, заставить его измениться и изменить окружающую жизнь.

Одно из самых потрясающих произведений Перова - "Утопленница". Картина была написана в 1867 году, и далась она художнику очень нелегко.

Чтобы придать полотну большей достоверности, Перов решил писать утопленницу с натуры, то есть, с настоящего мертвого тела молодой женщины. С этой целью Василий Григорьевич отправился в полицейское управление. Ему разрешили посетить морг. Перов был поражен количеству мертвых молодых женщин. Причины смерти были самые разные, начиная от болезней и заканчивая убийством. Рядом с моргом находилась квартирка полицейского служащего: дети преспокойно играли рядом с трупами.

cDN-9Od4yV20L9LjTkmpR1UNubJhs85jEmEU7Vu_TNd6K4ap1ylq3qxfU5hpvnr87GbN247KFHn4SEEDo2vzwKE3WuTWySwppA6H4ZotLIaVCBx3gefOUtbQBTgOe00zj35w2cMobhuJClVoKZ57Dh7E_Dz9XWc7LyqW89frhgHQUywyt42p3lc_suLsf5mGV036gmCDbzdBozKvy007Jh (700x444, 84Kb)

В. Г. Перов "Утопленница" (1867 год)

Осматривая мертвые тела одно за другим, Перов вдруг остановился. Одна из несчастных была ему знакома. Красивая, темноволосая, статная проститутка Фанни подрабатывала натурщицей. Однажды она пришла в студию к учителю Перова, Евгению Яковлевичу Васильеву. Там Перов ее и увидел.

Васильев писал Богородицу, используя Фанни в качестве натурщицы. Женщина, узнав, кого именно с нее рисуют, начала рыдать навзрыд, и, крикнув "С меня писать матерь Божию?! Да вы с ума сошли, что ли?!", убежала из студии. Больше художники ее не видели.

Писать картину, используя мертвое тело в качестве натуры - на такое был способен только Перов. В своих мемуарах он рассказывал, как жутко и холодно ему было в пустой мертвецкой, как роились вокруг мухи, как одолевал ужасный запах. Но он жертвовал своими чувствами ради искусства - не умел по-другому.

Наконец, картина была готова, и она получилась по-настоящему страшной. И вовсе не потому, что на ней изображено мертвое тело (да еще писанное с натуры).

Внимательные зрители сразу же поняли, что "Утопленница" Перова намного сложнее, чем кажется. На ней изображена не только жертва, но и ее убийца.

Мы видим молодую женщину, навзничь лежащую на берегу реки, у самой кромки воды. Ее шикарные черные волосы рассыпались по песку, лицо по-мертвецки заострено, кожа смертельно бледная. На волосах видны остатки водорослей, неподалеку от тела лежит багор, которым, очевидно, утопленница и была вытащена из воды.

Рядом с покойницей устало присел на край лодки пожилой жандарм. Он курит трубку, дымок от которой смешивается с утренним туманом. Этого жандарма принято демонизировать в искусствоведении, называя его символом равнодушия системы. Однако, я не вижу в нем равнодушия. Я вижу кое-что пострашнее, а именно, усталость и привычку. Да, эта утопленница - далеко не первая, которую он вытащил из воды. Возможно, даже в этом же самом месте.

Этот пожилой мужчина уже не боится смерти, не боится трупов, потому что он привык к ним. И именно это - самый страшный момент в картине Перова.

Но что же произошло с девушкой? Как она оказалась здесь, на берегу холодной утренней реки? Причин может быть множество. Это может быть бесприданница, соблазненная и отвергнутая каким-нибудь Паратовым. Может быть гувернантка, забеременевшая от своего хозяина. Может быть проститутка, которая больше не могла выносить весь мрак своего существования - как та самая Фанни. Перов не дает однозначного ответа - и это не нужно. Завтра, а может быть, послезавтра на этом месте найдут новую девушку. И у нее будут свои причины свести счеты с жизнью.

А за туманом, находясь в отдалении, как будто ни при чем, прячется убийца. Да, убийца - это большой город. Это человеческое общество как таковое. Общество, в котором правят деньги. Общество, совершенно равнодушное к чужой судьбе, к чужой боли.

Общество - вот убийца, и этого убийцу не арестуешь и не отправишь на каторгу. Его можно только лечить: лечить с помощью законов, просвещения и, конечно, искусства. Именно этим всю жизнь и занимался великий художник Василий Григорьевич Перов.

Авторский канал историка и писателя Василия Гавриленко (Грустя)

dzen.ru

126268763_126165213_0b1a69588d1559d34f42262bf6169edd (596x55, 4Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Лариотик 17-10-2024-19:04 удалить
Благодарю за прекрасный пост!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Утопленница" - страшная картина Василия Перова | stewardess0202 - Дневник stewardess0202 | Лента друзей stewardess0202 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»