История, произошедшая с царем Кипра, юным Пигмалионом, искусным в ваянии.
Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством.
Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве — днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад — восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.
Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.
Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.
Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.
- Ну что же ты еще спишь! — обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть.
Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты...
Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров.
Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную и увидев ее красоту люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.
Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и
покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с
сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита.
Тому, кто верно служит богине любви, дарит Афродита счастье.
* * *
Ален Чойснет, современный британский скульптор, родился в 1957 году в
Англии у подножия великолепного замка Фернс, но вырос в пригороде Парижа.
Школа хорошо подготовила его к трудовой жизни, которая оказалась более привлекательной, чем геометрические расчеты. Тем не менее философские размышления, параллельно с обучением в университете, дали Алену четкое понимание человеческого существа.
Эти знания помогли ему почувствовать себя художником. Знаний и, особенно, таланта оказалось достаточно, чтобы увидеть и отобразить в скульптуре жесты, эмоции, сохраняя, при этом, искренность момента и плавность движений. Ален подкупает зрителей не столько качеством и тонкостью своих скульптур, сколько безмятежностью, которые они передают. Его представление о красоте обнаженного женского тела является деликатным и выразительным, оставаясь при этом современным.