Путешествие по Удмуртии не будет полным, познавательным и эмоционально насыщенным, если вы проедете мимо этнических достопримечательностей. На удмуртских просторах есть немало невероятно интересных мест, которые стоит увидеть.
В самом сердце заповедной Удмуртии находится уникальное место. Здесь до сих пор сохранились традиционные верования, за селом шумит ветвями священная роща, местные жители молятся в семейных святилищах и почитают жрецов-восясей.
Побывали мы в деревне Карамас-Пельга. И сейчас, в XXI веке, многие удмурты продолжают считать себя язычниками, поклоняются силам природы и чтут стародавние обычаи.
Красивое название Карамас-Пельга. Что оно значит? Есть легенда:
Татарский юноша Карамас батрачил в богатой удмуртской семье. Он влюбился в дочь хозяина – удмуртку Пельгу. Родители девушки были против любви молодых, так как те из разных сословий. Но любовь сильнее! Они бежали через лес и нашли полноводный родник Сарали. Но жить у ключа они не смогли, так как там водились змеи. Поэтому пара построила дом на горе. Так, смешалась татарская и удмуртская кровь, и образовался род Карамас-Пельга.
Нас тепло встретили радушные хозяева, очень дружелюбные и общительные.
Они многое расскажут и покажут о своей культуре, удмуртских обычаях и обрядах, о ткачестве, накормят национальными блюдами.
Время, проведенное там, позволило нам полностью погрузиться в атмосферу и быт Удмуртии.
Карамас-Пельгу можно назвать по-своему дремучей. Дело в том, что именно в этой деревне до сих пор сильны языческие традиции, и не какие-нибудь простенькие вроде деревенских суеверий.
Местные жители взаправду приносят жертвы покойникам и духам, варят в священной роще Луде обрядовую кашу, молятся в семейных святилищах и почитают своих жрецов, которые умеют проводить древние обряды.
Эта архаика, сумевшая пережить и годы насильственной христианизации, и советского атеизма, так бы и осталась частным делом конкретных деревень (поскольку Карамас-Пельга, в общем-то, не одна такая).
Но именно здесь в 2010 году появился Центр удмуртской культуры, создатели которого решили, по всеобщему согласию жителей, приоткрыть мистическую завесу для посторонних.
Так в кратчайшие сроки Карамас-Пельга приобрела популярность у туристов.
Здесь бережно сохраняют постройки, хозяйственную утварь, все инструменты для обработки льна.
Сюда приезжают туристы, которые хотят пожить в деревенских избах, поесть национальные блюда и, главное, узнать как можно больше о языческих обычаях удмуртского рода и села.
Это трогает, это искренняя любовь к своему народу, истории, стране и есть то самое, ради чего и стоит продолжать.
Удмурты один из уникальнейших народов, трудолюбивые, миролюбивые и терпеливые. Сдержаны в проявлении чувств, настойчивы до упрямства. Чтут и соблюдают стародавние обычаи. И очень любят петь.
Удмурт как лесной человек просто так дерево не срубит, веточку не сорвет. А если кто заблудится в лесу, собирая грибы, то вспомнит о совете предков надеть одежду наизнанку. Точно помогает! Будто ставит в тупик лесных духов, и они его отпускают.
Удмурты – один из древнейших финно-угорских народов. История удмуртского этноса насчитывает более 2000 лет. Они имеют уникальный язык, признанный ЮНЕСКО как находящийся под угрозой исчезновения, а также богатую мифологию и традиции.
Впервые удмурты упоминаются в хрониках арабских путешественников, посещавших северное Поволжье и берега рек Вятки с Камой еще в XI-XII веках.
Прежде удмуртов на Руси именовали вотяками (от названия Вятка) или арами (т.е. люди, пахари, откуда "Арская земля" и название города Арск в Татарстане). Самоназванием удмуртский народ стали величать только после революции.
Сами удмурты относятся к пермской группе финно-угорских народов. То есть, их ближайшие родственники – живущие немного севернее коми-пермяки. Чуть дальше от удмуртов – соседние марийцы, мордовцы. Далее – финны, карелы, эстонцы. И, наконец, самые дальние – венгры.
Частью России северные удмуртские земли по реке Вятка стали еще в далеком 1489-м году. А вот южная Удмуртия вошла в состав Руси только в 1558-м году при Иване Грозном. Сразу после покорения нашим великим царем ранее державшего эти места Казанского ханства.
Удмурты-язычники верят, что мир стоит на рогах почитаемого быка, если животное спокойно – спокойно и в мире, но стоит ему разъяриться, как начинаются бури и войны. Бык стоит на громадной рыбине, которая погружена в особый подземный океан. Aда и рая нет, зато есть Явь – этот мир, Hавь – подземный мир, и Правь – мир богов. Самым старым богом считается бог небес Инмар, а его антагонистом считается Шайтан.
В дореволюционные времена удмурты никогда не пользовались своими настоящими именами в повседневном общении. Считалось, что имя – это оберег, если его часто произносить, то человек становится слабее. При знакомстве удмурты обязательно обменивались подарками и договаривались о том, какими прозвищами или кличками теперь будут друг друга называть.
Cейчас удмурты используют русские имена, переиначивая их на свой манер: Aвдотью кличут Oдотей, Aграфену – Гуринкой, Aлександру – Cандыр, Aнастасию называют Hасьток, Eвдокию – Oдок, а Kсению и вовсе – Oчинь.
Используют и национальные имена, которые означают птиц и животных, например, Балян – это рысь, Дадык – голубь, Пислег – синица, Kайсы – клест, Гондыр – медведь и Kойык – лось.
Удмурты никогда не ходят в гости без подарка. Презент должен быть не слишком велик, но и не слишком мал. Чаще всего удмурты подносили друг другу тушку гуся.
Много поверий у удмуртов связано с порогом. Считалось, что там обитает дух всего дома, поэтому нельзя было наступать на порог и сидеть на нем. Если запрет нарушить, это могло накликать смерть родителей, болезнь поясницы, отпугнуть сватов.
Главой семейства в удмуртской семье всегда были женщины. Они выполняли все работы по дому, ухаживали за детьми и скотом. Правда, с лошадями возились исключительно мужчины.
Удмуртов по праву называют самым рыжим народом России. И одним из наиболее рыжих этносов мира. Ибо рыжими волосами могут похвастать около половины всех представителей удмуртского народа.
Продолжение во второй части.