• Авторизация


классический русский балет 07-10-2019 11:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lora-46 Оригинальное сообщение




 

Журнал

Arzamas
 

довольно интересен своими публикациями,поинтересуйтесь...
 

https://arzamas.academy/mag
 

Я предлагаю статью о балете с моими дополнениями,
фото- видео иллюстрациями

 


z5d9aeb2d435e7 (700x134, 97Kb)

 


136510257_a0cdd501 (368x404, 102Kb)

Итак,-

это

 вид сценического искусства;

спектакль,


содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе лежит определённый сюжет, драматургический замысел,

либретто,

Основными видами танца в балете являются

классический танец и характерный танец

Немаловажную роль играет пантомима,

с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего,



SwanLake_02 (700x408, 431Kb) 

 

 

Балет,заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет.

Началом балетной эпохи во Франции и во всём мире следует считать

15 октября 1581 года,


023-Yana-Salenko-Kiev-21102017 (497x700, 228Kb) 

когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки»

Бальтазарини де Бельджозо.

 

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло.

  Он усиливает роль Кордебалета,

связь танца и пантомимы,

утверждает приоритет женского танца.


4_6f80022f (700x466, 330Kb)

 

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл

Пётр Ильич Чайковский,

который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие,

глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.


gallery!0pbo (700x393, 321Kb)



Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно.

Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции 


Классический русский балет включает в себя около десятка названий:
«Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда». А также «Жизель», «Сильфида», «Корсар», «Эсмеральда», «Пахита»



. Автор первых —


okr5mqzx5t3d (700x350, 145Kb)


 

Мариус Петипа,

французский хореограф, в 1847 году переехавший в Петербург


Революция 1917
 


года оказалась для балета роковым событием.

Сначала в эмиграцию сбежала почти вся труппа, а потом уже те, кто остался или пришел им на смену.

С текстами Петипа вытворяли всё что хотели:  переставляли местами номера, вставляли свое, купировали целые акты, заменяли пантомиму танцами и наоборот.


lo (700x415, 179Kb)


 

 

 

Как устроен балет

 


90405001_1d5ef2a65bd9 (500x70, 36Kb)

 

Структура классического балета подчинена шаблону.
 

Каждый акт начинался с небольшой пантомимной завязки,

затем следовала сложно устроенная танцевальная композиция
 

— дивертисмент или гран-па.

После — молниенос­ная пантомимная развязка.
 

Спектакль был  церемонией и парадом.


Мода на сюжеты могла меняться, но глав­ный смысл русского балета оставался неизменным. Балет показывал идеальную пирамиду идеального государства — мощного, цветущего, безупречно упорядо­ченного и сходящегося к царственной вершине: балерине, символизировавшей фигуру монарха.


doch-pharaona (700x465, 392Kb)



Именно поэтому балет был любимым зрелищем император­ской фамилии. По случаю коронации сочинялись специальные постановки, приглашались высокие иностранные гости
 


Балетомания



a442e46eac07151c1aef861a375e75f8 (700x393, 245Kb)



Во времена Петипа балетомании предавались мужчины из высшего общества: смотрели на открытые ножки, сравнивали, чья любовница зажигательнее на сцене, чья сделает больше оборотов в пируэтах. В Петербургское теа­траль­ное училище  детей отдавали семьи бедные. Девочкам балет давал шанс чуть ли не со школы найти богатого покровителя.

 

Словарь балета:

 

Изначально балетные термины были заимствованы из Италии,

но уже в XVIII веке балетная лексика и названия танцевальных движений (различных pas, temps, sissonne, entrechat и т. д.) основывались на грамматике французского языка.


щелкунчик-видео (700x466, 503Kb)


Большинство терминов прямо обозначает конкретное действие, некоторые указывают на характер выполняемого движения  другие — на танец, благодаря которому они возникли  Существуют также термины, в название которых заложен некий визуальный образ  Особняком стоят такие термины, как entrechat royale (по легенде, авторство этого прыжка принадлежало Людовику XIV, в честь которого он и был назван «королевским»)


Гран-па (фр. grand pas)


В основе гран-па — мощное восходящее движение. Гран-па начинается с антре — танцевального выхода.


Сначала выходит кордебалет, самая мно­го­людная часть труппы.


 

18081501 (700x393, 250Kb)


Потом корифейки — те, кого выдвинули на ступень повыше. Корифейки танцуют с кордебалетом, но стоят или по краям, или в середине первой линии (для них сочинялись танцы из шести-восьми чело­век).


rDdcw_p3eJg (700x393, 167Kb)
 

Потом — вторые и первые танцовщицы; их в танце уже две-четыре.
Затем солистки с собственными соло (вариациями).


1527078741 (700x393, 87Kb)


Солисток в труппе совсем немного, и между ними царит жестокая конкуренция, так как им видна вершина карьеры — звание балерины.

Балерина выходит в антре послед­ней.
 


13112614 (700x463, 318Kb)


 

Затем следует па-де-де
 


балерины и ее кавалера, состоящее из нескольких частей.

У па-де-де свое антре, дуэт, сольные танцы (вариации) и танцевальный финал (кода).
 


После идет кода всего гран-па:


бравурное завершение, которое повторяет порядок выходов в антре и заканчивается мощным танцевальным тутти  .


[показать]



Последнее, что видит пуб­лика, — своего рода стоп-кадр:
 

парадный портрет всей труппы с балериной и ее кавалером в центре.


И в этот момент даже самый неискушенный зритель понимает: застывшая в великолепной позе балерина в обрамлении труппы — метафора монарха, сидящего в обрамлении придворных в царской ложе.


 

Па-де-де (фр. pas de deux)

 


4e37188239f77ee5528c7e44a7b233a1 (700x466, 275Kb)



В переводе с французского — «танец двоих».

 


Однако па-де-де XIX века, по сути, не был дуэтом. Кавалер был лишь техническим, инженерным элементом кон­струкции: он поддерживал балерину во время длительных позировок на пуан­тах, помогал с опорой в пируэтах. То, что мы называем дуэтом, было просто медленным соло балерины, для которого требовалась поддержка.

 Как и в любой карьере, в балетной тоже было место протекции, взяткам, влиянию высоких покровителей, но в целом талант и мастерство были решающими.


Танцовщики-премьеры в Петербурге занимали весьма скромное положение, и их гонорары не шли ни в какое сравнение с тем, что получали дамы, а воплощение монарха-мужчины в виде танцующей женщины никому не казалось странным.


Дивертисмент-
 

Концерт бойких и броских танцевальных номеров.
 


У дивертисмента должна была быть тема, а у танца — характер.

Публика отбивала себе ладони, глядя на танцы индийские, ураль­ские, китайские, цыганские, испанские, казачьи, на тарантеллы, польки, чардаши. Петипа придумывал дивертисменты насекомых, цветов, сластей, небесных светил и даже игральных карт (причем пик изображали брюнетки, червей — блондинки и т. д.).


В дивертисментах выходили живые лошади, бутафорские слоны, взлетали фонтаны.



Классический танец


 

Основной язык балета 
 


Он состоит из па, образующих своего рода алфавит.


Условно движения можно поделить на три группы:

позы, прыжки, вращения.
 

Каждое движение распадается на

плие -
 

приседание


и батман -

движение ноги — мягко разгибаемой, поднимаемой или резко выбрасываемой.


 Харáктерный танец


Характерные танцы балета — испанские, индийские, русские, венгерские, польские — лишь отчасти напоминают свои фольклорные прототипы. Этот жанр достиг расцвета в 1830-х


a7dfb2205c20c2e38564d525163afb31 (640x426, 296Kb)



Характерный танец
 


иногда

исполнялся в туфлях на каблуках или сапогах, тогда как классический танец — только в шелковых пуантовых туфлях.
 


Музыка балета должна была ясно выражать жестикуляцию персонажей, их эмоциональные движения, обладать четким правильным ритмом, верным размером, длительностью, характером; она должна была быть острой и запо­ми­нающейся. А главное — удобной для танцев: учитывать и размечать прыжки, пируэты, позировки.


Классический балет был остросовременным искусством


Современ­ным всегда старалось быть и исполнение.

Во времена Петипа не полагалось поднимать ноги выше 90 градусов — вертикальные шпагаты современных балерин ломают хореографию того времени.


5_natal_ya_dudinskaya_i_rudol_f_nureev_v_balete_laurensiya (450x689, 127Kb)



Эта физкультурная эстетика зародилась в советские 1930-е и обрела второе дыхание в 1970–80-е на волне успехов фигурного катания и художественной гимнастики.


Другой стала и внешность танцовщиц.

Излюбленные балерины Петипа были малень­кими, мускулистыми и коренастыми.


Anna-Pavlova (460x700, 302Kb)


Все изменилось с появлением Анны Павловой.
 


В детстве ее дразнили «шваброй», да и чисто технически Павлова всегда танцевала на грани фола, но ее гений превратил неправильность в стиль, а худобу — в правило.

Вслед за Павло­вой бросились худеть остальные.
 

Теперь длинные линии, исключительная худоба и высокий рост — непременное профессиональ­ное требование.


Как не прослыть невеждой


Не называть балеринами всех, кто танцует в балете.
Не аплодировать после выходов в антре,

не зная, что само антре еще не закончилось
 

. — Не хлопать в такт фуэте  .

— На приглашение посетить «Спящую красавицу»
 

не отвечать: «Спасибо, „Спящую красавицу“ я уже видел».

Не употреблять слово «носочки».
 

 

ca0b24131a593a07f7a8027039e1f047_783x0 (700x670, 147Kb)



 Балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.


146095158_anastasiaplotnikovae1543454177149 (559x699, 117Kb)



...тема бездонная ,


можно говорить много о театрах,балетных постановках,хореографах и артистах балета. Но рамки публикации не позволяют мне сделать это.


для полноты впечатления






From the Mariinsky Theatre in St Petersburg,

December 2012

Valery Gergiev - conductor Vasily Vainonen - choreography Benjamin Tyrrell - stage and costumes Piotr Tchaikovsky - The Nutcracker


651866_original (180x119, 24Kb)

источники:

 


Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, 1867–1884. Л., М., 1937. Скальковский К. В театральном мире. СПб., 1899. Плещеев А. Наш балет. 1673–1899. Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года. СПб., 2009. Балетмейстер Мариус Петипа: статьи, исследования, размышления. Владимир, 2006. Wiley R. J. Tchaikovsky's Ballets. Oxford, 1985. Wiley R. J. The Life and Ballets of Lev Ivanov. Oxford, 2007. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник классический русский балет | DjessikaSara - Дневник DjessikaSara | Лента друзей DjessikaSara / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»