Журнал
Arzamas
довольно интересен своими публикациями,поинтересуйтесь...
Я предлагаю статью о балете с моими дополнениями,
фото- видео иллюстрациями
Итак,-
это
вид сценического искусства;
спектакль,
содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе лежит определённый сюжет, драматургический замысел,
либретто,
Основными видами танца в балете являются
классический танец и характерный танец
Немаловажную роль играет пантомима,
с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего,
Балет,заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет.
Началом балетной эпохи во Франции и во всём мире следует считать
15 октября 1581 года,
когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки»
Бальтазарини де Бельджозо.
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.
Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло.
Он усиливает роль Кордебалета,
связь танца и пантомимы,
утверждает приоритет женского танца.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл
Пётр Ильич Чайковский,
который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие,
глубокое образное содержание, драматическую выразительность.
Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно.
Это будет не он, а позднейшие советские редакции
Классический русский балет включает в себя около десятка названий:
«Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда». А также «Жизель», «Сильфида», «Корсар», «Эсмеральда», «Пахита»
. Автор первых —
Мариус Петипа,
французский хореограф, в 1847 году переехавший в Петербург
Революция 1917
года оказалась для балета роковым событием.
Сначала в эмиграцию сбежала почти вся труппа, а потом уже те, кто остался или пришел им на смену.
С текстами Петипа вытворяли всё что хотели: переставляли местами номера, вставляли свое, купировали целые акты, заменяли пантомиму танцами и наоборот.
Как устроен балет
Структура классического балета подчинена шаблону.
Каждый акт начинался с небольшой пантомимной завязки,
затем следовала сложно устроенная танцевальная композиция
— дивертисмент или гран-па.
После — молниеносная пантомимная развязка.
Спектакль был церемонией и парадом.
Мода на сюжеты могла меняться, но главный смысл русского балета оставался неизменным. Балет показывал идеальную пирамиду идеального государства — мощного, цветущего, безупречно упорядоченного и сходящегося к царственной вершине: балерине, символизировавшей фигуру монарха.
Именно поэтому балет был любимым зрелищем императорской фамилии. По случаю коронации сочинялись специальные постановки, приглашались высокие иностранные гости
Балетомания
Во времена Петипа балетомании предавались мужчины из высшего общества: смотрели на открытые ножки, сравнивали, чья любовница зажигательнее на сцене, чья сделает больше оборотов в пируэтах. В Петербургское театральное училище детей отдавали семьи бедные. Девочкам балет давал шанс чуть ли не со школы найти богатого покровителя.
Словарь балета:
Изначально балетные термины были заимствованы из Италии,
но уже в XVIII веке балетная лексика и названия танцевальных движений (различных pas, temps, sissonne, entrechat и т. д.) основывались на грамматике французского языка.
Большинство терминов прямо обозначает конкретное действие, некоторые указывают на характер выполняемого движения другие — на танец, благодаря которому они возникли Существуют также термины, в название которых заложен некий визуальный образ Особняком стоят такие термины, как entrechat royale (по легенде, авторство этого прыжка принадлежало Людовику XIV, в честь которого он и был назван «королевским»)
Гран-па (фр. grand pas)
В основе гран-па — мощное восходящее движение. Гран-па начинается с антре — танцевального выхода.
Сначала выходит кордебалет, самая многолюдная часть труппы.
Потом корифейки — те, кого выдвинули на ступень повыше. Корифейки танцуют с кордебалетом, но стоят или по краям, или в середине первой линии (для них сочинялись танцы из шести-восьми человек).
Потом — вторые и первые танцовщицы; их в танце уже две-четыре.
Затем солистки с собственными соло (вариациями).
Солисток в труппе совсем немного, и между ними царит жестокая конкуренция, так как им видна вершина карьеры — звание балерины.
Балерина выходит в антре последней.
Затем следует па-де-де
балерины и ее кавалера, состоящее из нескольких частей.
У па-де-де свое антре, дуэт, сольные танцы (вариации) и танцевальный финал (кода).
После идет кода всего гран-па:
бравурное завершение, которое повторяет порядок выходов в антре и заканчивается мощным танцевальным тутти .
Последнее, что видит публика, — своего рода стоп-кадр:
парадный портрет всей труппы с балериной и ее кавалером в центре.
И в этот момент даже самый неискушенный зритель понимает: застывшая в великолепной позе балерина в обрамлении труппы — метафора монарха, сидящего в обрамлении придворных в царской ложе.
Па-де-де (фр. pas de deux)
В переводе с французского — «танец двоих».
Однако па-де-де XIX века, по сути, не был дуэтом. Кавалер был лишь техническим, инженерным элементом конструкции: он поддерживал балерину во время длительных позировок на пуантах, помогал с опорой в пируэтах. То, что мы называем дуэтом, было просто медленным соло балерины, для которого требовалась поддержка.
Как и в любой карьере, в балетной тоже было место протекции, взяткам, влиянию высоких покровителей, но в целом талант и мастерство были решающими.
Танцовщики-премьеры в Петербурге занимали весьма скромное положение, и их гонорары не шли ни в какое сравнение с тем, что получали дамы, а воплощение монарха-мужчины в виде танцующей женщины никому не казалось странным.
Дивертисмент-
Концерт бойких и броских танцевальных номеров.
У дивертисмента должна была быть тема, а у танца — характер.
Публика отбивала себе ладони, глядя на танцы индийские, уральские, китайские, цыганские, испанские, казачьи, на тарантеллы, польки, чардаши. Петипа придумывал дивертисменты насекомых, цветов, сластей, небесных светил и даже игральных карт (причем пик изображали брюнетки, червей — блондинки и т. д.).
В дивертисментах выходили живые лошади, бутафорские слоны, взлетали фонтаны.
Классический танец
Основной язык балета
Он состоит из па, образующих своего рода алфавит.
Условно движения можно поделить на три группы:
позы, прыжки, вращения.
Каждое движение распадается на
плие -
приседание
и батман -
движение ноги — мягко разгибаемой, поднимаемой или резко выбрасываемой.
Харáктерный танец
Характерные танцы балета — испанские, индийские, русские, венгерские, польские — лишь отчасти напоминают свои фольклорные прототипы. Этот жанр достиг расцвета в 1830-х
Характерный танец
иногда
исполнялся в туфлях на каблуках или сапогах, тогда как классический танец — только в шелковых пуантовых туфлях.
Музыка балета должна была ясно выражать жестикуляцию персонажей, их эмоциональные движения, обладать четким правильным ритмом, верным размером, длительностью, характером; она должна была быть острой и запоминающейся. А главное — удобной для танцев: учитывать и размечать прыжки, пируэты, позировки.
Классический балет был остросовременным искусством
Современным всегда старалось быть и исполнение.
Во времена Петипа не полагалось поднимать ноги выше 90 градусов — вертикальные шпагаты современных балерин ломают хореографию того времени.
Эта физкультурная эстетика зародилась в советские 1930-е и обрела второе дыхание в 1970–80-е на волне успехов фигурного катания и художественной гимнастики.
Другой стала и внешность танцовщиц.
Излюбленные балерины Петипа были маленькими, мускулистыми и коренастыми.
Все изменилось с появлением Анны Павловой.
В детстве ее дразнили «шваброй», да и чисто технически Павлова всегда танцевала на грани фола, но ее гений превратил неправильность в стиль, а худобу — в правило.
Вслед за Павловой бросились худеть остальные.
Теперь длинные линии, исключительная худоба и высокий рост — непременное профессиональное требование.
Как не прослыть невеждой
— Не называть балеринами всех, кто танцует в балете.
— Не аплодировать после выходов в антре,
не зная, что само антре еще не закончилось
. — Не хлопать в такт фуэте .
— На приглашение посетить «Спящую красавицу»
не отвечать: «Спасибо, „Спящую красавицу“ я уже видел».
— Не употреблять слово «носочки».
Балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.
...тема бездонная ,
можно говорить много о театрах,балетных постановках,хореографах и артистах балета. Но рамки публикации не позволяют мне сделать это.
для полноты впечатления
From the Mariinsky Theatre in St Petersburg,
December 2012
Valery Gergiev - conductor Vasily Vainonen - choreography Benjamin Tyrrell - stage and costumes Piotr Tchaikovsky - The Nutcracker
источники:
Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, 1867–1884. Л., М., 1937. Скальковский К. В театральном мире. СПб., 1899. Плещеев А. Наш балет. 1673–1899. Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года. СПб., 2009. Балетмейстер Мариус Петипа: статьи, исследования, размышления. Владимир, 2006. Wiley R. J. Tchaikovsky's Ballets. Oxford, 1985. Wiley R. J. The Life and Ballets of Lev Ivanov. Oxford, 2007.