Оскар Уайльд прожил 46 лет, написал прекрасный «Портрет Дориана Грея», девять пьес, десяток сказок и рассказов, стихотворений и поэм, умел выглядеть как денди, мыслить как философ, любить как мужчина и говорить как самый остроумный человек на свете. Он побывал на дне и вершине и научил нас тому, что нет ничего честнее парадоксов — и в жизни, и в чувствах, и в искусстве, — лишь тот, кто умеет чувствовать иронию, умеет чувствовать нежность.
Лучшая биография писателя написана Ричардом Элманом.
Ричард Эллман предлагает свое видение непростого жизненного пути мятежного писателя, не пожелавшего следовать общепринятым нормам и морали своего времени, и находит достаточно прозаическое объяснение литературным триумфам и последующей "криминальной" драме Оскара Уайльда. Поэт - не столько дитя богов, сколько дитя Викторианской эпохи, и его трагедия как раз в том, что он воспринимал ее устои слишком серьезно. Оскар Уайльд оставил после себя одну неразрешимую загадку: как мог человек с таким изощренным отношением к собственному имиджу позволить завлечь себя в ловушку? И как бы полно ни рассматривалась в книге Эллмана эта загадка, сам объект исследования никогда не утратит драматического и человеческого интереса...
Грандиозный труд. Тщательный, подробнейший, скрупулезный.
Ричард Эллман писал книгу в течение двадцати лет! Перебирал каждую бумажечку, каждый факт, собирал, как картину бисером, с завидным упорством. Не зря. Эллмановскую биографию Уайльда немедленно объявили "лучшей за несколько десятилетий" и уж как минимум "лучшей литературной биографией" вообще.
То, что Ричард Эллман был увлечен Оскаром Уайльдом, его эпохой, его окружением, чувствуется в каждой строчке. Он описывает все с такой изюминкой реальности, что веришь каждому слову, хотя ни читатель, ни автор никогда не узнает настоящих характеров и подоплек действий. При этом он делает это абсолютно спокойно, без рассказов взахлеб, выпячивания каких-то более понравившихся фактов или замалчивания других, изложенных вскользь, чтобы показать своего героя только в том свете, в каким он интересен самому автору. Нет. Эллман словно просмотрел фильм (жизнь?) об Уайльде и теперь, попивая чай, с легкой улыбкой очень подробно его пересказывает. Вплоть до того, какие бокалы, когда и для чего точно были приобретены Оскаром на втором году обучения.
Только не думайте, что будет скучно. Ну... может чуть-чуть кое-где... Ричард Эллман и здесь все предусмотрел (вот уж умница!). В книге множество цитат, как известных, так и не очень, много анекдотов и забавных историй из жизни вроде эпизода на экзамене по богословию, где в ответ на предложение преподавателя прервать разбор фрагмента Нового Завета, посвященного истории апостола Павла, юный эстет Уайльд отозвался: "Тсс, тсс, давайте продолжим, надо же узнать, что все-таки приключилось с этим несчастным". И совершенно замечательно, что все подобные вставки смотрятся органично, стройно и без намека на утрированное развлечение читателя.
Есть мнение, что биографии гениальных личностей надо оценивать не только с точки зрения фактологической, научной точности, а еще и по методике театральных рецензентов: как автор расшифровывает внутреннюю драматургию судьбы персонажа? насколько оригинальная концепция автора резонирует с основными мотивами судьбы персонажа? В данном случае, биография Оскара Уайльда, вышедшая из-под пера Ричарда Эллмана, практически совершенна.
Еще одна стОящая книга о жизни писателя - "Завещание Оскара Уайльда" Питера Акройда.
Книга представляет собой апокриф предсмертного дневника Оскара Уайльда. С исключительным блеском переданы в ней не только взгляды Уайльда, но и сам характер мышления писателя. В Англии роман удостоен премии Сомерсета Моэма. Настоящее издание приурочено к столетию со дня смерти Оскара Уайльда.
"Жизнь - это учитель, дающий напоследок самые простые уроки".
Книга "Завещание Оскара Уайльда" знаменитого английского прозаика и поэта, литературного критика Питера Акройда представляет собой апокриф предсмертного дневника Оскара Уайльда. Совершенно блестяще (в Англии роман удостоен премии Сомерсета Моэма) в ней переданы не только взгляды Уайльда, но и сам характер мышления писателя. Возможно это не так чувствуется в отрыве от произведений Оскара Фингала О'Флаэрти Уиллса (полное имя Оскара Уайльда), но после нескольких подряд прочитанных произведений словно неотрывно попадаешь все в тот же Уайльдовский мир, мир его остроумных сочинений и фантазий.
Сам Уайльд нарисовал исчерпывающий портрет себя самого в сонете "Helas!" (Увы!, перевод К.Атаровой):
Отдаться всем страстям, пускай душой -
Тугой струной - любой играет ветер, -
Так вот за что я отдал все на свете:
И трезвый ум, и волю, и покой!
Мне чудится, что свиток жизни мой
Мотивом глупеньким пятнают дети,
И смысл святой скрывают ноты эти...
А было время - дерзкою рукой
Я мог извлечь в нестройном жизни хоре -
Прозрачный, чище горного кристалла
Звук красоты, неслыханной дотоле...
Неужто в прошлом все? Усильем боле -
И, мнится, дотянуть до идеала...
Ужель навек душа пропащей стала?
Именно таким предстает Уайльд в дневнике Акройда. Он пытается возродить свою жизнь из руин, скорбит о прошлом, пытается защитить воспоминания. Роман по форме представляет собой дневник больного Уайльда, доживающего свои дни в изгнании в Париже. Как же горько читать и понимать, что перед нами конец пути, пройденного Уайльдом от любимца аристократических салонов через двухлетний тюремный ад к изгнаннику, мучительно умирающему в захудалом парижском отеле...
"Когда ты перестаешь изменять мир, он начинает изменять тебя".
И, конечно, невозможно пройти мимо произведений самого Уайльда.
"Каждый из нас носит в себе и ад и небо..."
Единственный роман Оскара Уайльда "Потрет Дориана Грея" принес ему подлинную славу. Впервые роман был опубликован в журнале «Липпинкот мэгэзин» в 1890 году, а в форме книги, в пересмотренном и исправленном виде и с добавлением шести новых глав, он увидел свет в следующем, 1891 году. Произведение и сейчас почитаемо, экранизировано и смысл, вложенный автором, продолжает оставаться актуальным. В «Портрете Дориана Грея» Уайльд сумел тонко совместить мистику, характерную для «готических романов», и психологическое изображение человеческих грехов в духе французской литературы. Литературные критики поспешили назвать роман аморальным, несмотря на его вполне моральный финал, в котором Дориан Грей уничтожает себя, а заодно и свою аморальность вместе с греховностью. В то же время Уайльд, говоря о романе, каждый раз подчеркивал в свойственной ему манере, что «любое искусство аморально, каким бы моральным ни была концовка того или иного романа».
Роман совершенно непостижимым образом вызвал негодующие отклики критиков и единодушное осуждение английской прессы (кстати, его до сих пор критикуют даже современные биографы Уайльда), зато был с восторгом принят читателями и за остроумные афоризмы, и за увлекательный полумистический-полуфантастический сюжет, и за сатиру на высшее общество.
Существует любопытная история о том, как у писателя возник замысел «Дориана Грея»: «В 1884 году Уайльд имел обыкновение заглядывать в мастерскую художника Бэзила Уорда, одним из натурщиков которого был юноша поразительной красоты… После завершения портрета юноша удалился, и Уайльд воскликнул:
– Ах, как жаль, что такое прекрасное существо рано или поздно состарится!
– Увы, – согласился живописец, а затем добавил: – Как было бы чудесно, если бы его внешность никогда не изменялась, а вместо него старился и покрывался морщинами его портрет!
Оскар Уайльд выразил своему другу признательность за идею, дав художнику в романе имя Бэзил Холлуорд».
Скачать книги можно здесь.
Кстати, в день 160-летия Оскара Уайльда «Газета.Ru» собрала самые ироничные афоризмы знаменитого английского писателя, которые нужно знать любому современному острослову.
[показать]
1. Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины и его отсутствие у мужчины.
2. Спорить — это так вульгарно. Ведь в приличном обществе всегда придерживаются одного и того же мнения.
3. В наш век газеты пытаются заставить публику судить о скульпторе не по его скульптурам, а по тому, как он относится к жене, о художнике — по размеру его доходов и о поэте — по цвету его галстука.
4. Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь — только не дружба.
5. Это хорошо, что вы курите. Каждому мужчине нужно какое-нибудь занятие. И так уж в Лондоне слишком много бездельников.
6. Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого.
7. Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.
8. В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.
9. Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины. Такое у них нелепое тщеславие. Женщины более чутки в таких вещах. Им хотелось бы стать последней любовью мужчины.
10. Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.
11. Надеюсь, вы не притворяетесь безнравственной женщиной, будучи на самом деле женщиной добродетельной? Это было бы непростительным лицемерием.
12. Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению. После остаются лишь воспоминания о наслаждении и сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему.
13. Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо скучны.
14. Женщины обладают удивительным чутьем: они способны обнаружить что угодно, за исключением очевидного.
15. В наши дни большинство людей умирает от ползучей формы рабского благоразумия, и все слишком поздно спохватываются, что единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения.
16. Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду.
17. Всегда — это пустое слово. Между капризом и вечной любовью разница только та, что каприз длится несколько дольше.
18. В России нет ничего невозможного, кроме реформ.
19. Я — единственный на свете человек, которого мне бы хотелось узнать получше.
20. Все решительно неспособные чему бы то ни было учиться взялись поучать — вот чем увенчалась наша страсть к образованию.
21. В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все. Теперь же книги пишут все, но не читает никто.
22. Всякий раз, как со мной соглашаются, я чувствую, что сболтнул глупость.
23. Вульгарность — это просто-напросто поведение других людей. Другие — вообще кошмарная публика.
24. Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека.
25. Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины. Красивым — не до того, они ревнуют чужих.
26. Если я проведу остаток жизни в парижском кафе за чтением Бодлера, это будет более естественнее, чем если я наймусь подстригать живые изгороди или сажать какао по колено в грязи.
27. Женщина начинает с отражения наступления мужчины, а кончает тем, что отрезает ему путь к отступлению.
28. Не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею — только на это он и годен.
29. До тех пор, пока война считается порочной, она сохранит свое очарование. Вот когда ее сочтут пошлой, она перестанет быть популярной.
30. Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, сказавшая это, может рассказать что угодно.
31. Я обычно говорю то, что у меня на уме. В наши дни это большая ошибка: тебя слишком часто понимают неправильно.
32. О футболе я самого лучшего мнения. Отличная игра для грубых девчонок, но не для деликатных мальчиков.
33. Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой.
Серия сообщений "Мои рецензии":
Часть 1 - "Старая ратуша". Роберт Ротенберг
Часть 2 - "Вся жизнь перед глазами". Лора Касишке
...
Часть 23 - "Невидимый страж". Долорес Редондо
Часть 24 - Франк Тилье. Рекомендую!
Часть 25 - Оскар Уайльд. Биография. Книги. Цитаты
Серия сообщений "Цитатник":
Часть 1 - 50 правил жизни муми-троллей
Часть 2 - "У счастья есть один большой минус, а у несчастья - один большой плюс: и первое, и второе когда-нибудь заканчиваются..."
...
Часть 31 - 30 цитат королевы детективов
Часть 32 - 15 мудрых и трогательных цитат из «Маленького принца»
Часть 33 - Оскар Уайльд. Биография. Книги. Цитаты
Серия сообщений "Писатели и поэты":
Часть 1 - Предсказания Айзека Азимова на 2014 год, сделанные 50 лет назад
Часть 2 - 7 главных загадок Николая Гоголя
...
Часть 26 - 31 августа 1941 года Марина Цветаева по собственной воле ушла из жизни
Часть 27 - 7 самых забавных ситуаций из жизни Оскара Уайльда
Часть 28 - Оскар Уайльд. Биография. Книги. Цитаты