«Мысль эта, подернутая извечной довлатовской грустью, представляется мне прекрасным провокатором жизни, движения по ней, а следовательно, и источником оптимизма.
Любые догматы, любые абсолюты могут оказаться лишь песочными замками и миражами. Дело не в них, дело в нюансах.
Наш личный путь заключен именно в нюансах. На нем нет ничьих следов, мы – первопроходцы. Причем идти всегда лучше, чем стоять, даже если результатом будет разочарование.
Честно говоря, мысль эта не пульсирует во мне сама по себе.
Мне раз от разу приходится усилием воли реанимировать ее, стаскивать себя с дивана и идти дальше ошибаться, разочаровываться и надеяться».
* Сергей Довлатов (1941–1990), русский писатель и журналист. В 1978 году эмигрировал в США. Цитата из повести «Заповедник» (Азбука, Азбука-Аттикус, 2012).
Максим Виторган, актер и режиссер театра и кино. В 2009 году дебютировал как театральный режиссер на сцене «Другого театра» со спектаклем «КТО» по пьесе Ариэля Дорфмана «Смерть и дева».
СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ "ЗАПОВЕДНИК" - ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
- Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить... читать.
В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса...
Кто живёт в мире слов, тот не ладит с вещами.
Борька трезвый и Борька пьяный настолько разные люди, что они даже не знакомы между собой...
Кастрюля, полная взаимного раздражения, тихо булькая, стояла на медленном огне...
Я говорил:
- Пушкин волочился за женщинами... Достоевский предавался азартным играм... Есенин кутил и дрался в ресторанах... Пороки были свойственны гениальным людям в такой же мере, как и добродетели...
- Значит, ты наполовину гений, - соглашалась моя жена, - ибо пороков у тебя достаточно...
Лучший способ побороть врождённую неуверенность - это держаться как можно увереннее.
Шёл дождь, и я подумал: вот она, петербургская литературная традиция. Вся эта хвалёная "школа" есть сплошное описание дурной погоды. Весь "матовый блеск её стиля" - асфальт после дождя...
Хорошо идти, когда зовут. Ужасно - когда не зовут. Однако лучше всего, когда зовут, а ты не идёшь...
Как ни странно, я ощущал что-то вроде любви.
Казалось бы - откуда?! Из какого сора?! Из каких глубин убогой, хамской жизни?! На какой истощённой, скудной почве вырастают эти тропические цветы?! Под лучами какого солнца?!.
Какие-то захламлённые мастерские, вульгарно одетые барышни... Гитара, водка, жалкое фрондёрство... И вдруг - о Господи! - любовь...
До чего же Он по-хорошему неразборчив, этот царь вселенной!..
В поразительную эпоху мы живём. "Хороший человек" для нас звучит как оскорбление. "Зато он человек хороший" - говорят про жениха, который выглядит явным ничтожеством...
Формально я был полноценной творческой личностью.
Фактически же пребывал на грани душевного расстройства...
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла... Других путей не существует...
Иду, повторяю: "Господи! Господи! За что мне такое наказание?!" И сам же думаю: "Как за что? Да за всё. За всю твою грязную, ленивую, беспечную жизнь..."
...не пора ли мне застрелиться?..
Мысль о водке надвигалась как туча...
Поразительно устроен российский алкаш. Имея деньги - предпочитает отраву за рубль сорок. Сдачу не берёт... Да я и сам такой...
Он сел и уставился на меня долгим, грустным, почти трагическим взглядом. Его улыбка выражала несовершенство мира и тяжёлое бремя ответственности за чужие грехи. Лицо тем не менее оставалось заурядным, как бельевая пуговица.
[показать]
.