• Авторизация


РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ "НЕУМЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК" 28-10-2017 15:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[225x302]

 Меня тут один уважаемый человек, с которым у нас не совпадают политические взгляды, попросил посмотреть и написать отзыв на фильм «Неуместный человек» 2006 г. Сказал, что фильм шведский. Оказался норвежский. В самом начале, когда пошли первые тиры, мне резануло слух имя «Петронелла Баркер». Откуда-то я знала эту Петронеллу, но вспомнить не могла. Где-то далеко-далеко в чертогах разума лежало. Ладно, думаю, буду смотреть на всех актрис, узнаю и вспомню. Но план мой провалился, никого я не узнала почти до самого конца. Вернемся к этому позже.

Итак, молодой человек, похожий на Брейвика (и после просмотра этого фильма становится ясно, откуда в Норвегии берутся Брейвики), неизвестно откуда берется и попадает в некий город. Попадает он туда через типичную американскую заправку в прерии, такой прямо штамп-штамп, со ржавыми колонками и скрипящей на ветру вывеской. Привозит его туда старый автобус-Мерседес, где он единственный пассажир, а забирает суетливый мужичок на раздроченной тачке.

[372x232]

Дальше вкратце: попадает он в этакий оруэлловский мир, где у него есть квартира, работа, потом даже типа жена, потом любовница, но все в этом мире ему не то: вино не пьянит, еда не пахнет, секс не вставляет, разговоры ни о чем, на улицах пустынно, детей нет. Периодически он видит самоубийц, которых забирают мужики в сером на серебристых Судзуки. Главного героя терзает неудовлетворенность, впрочем, по нему не видно, что уж очень сильно мучается.

[500x272]

Все-таки что-то он пытался предпринимать: ездил на заправку, искал концы. Нашел обрывающийся след автобуса и на этом забил. Завел любовницу, влюбился, - оказалось, она спит со всеми. Пошел самоубился – воскрес как Маклауд. Заговорил с шефом о детях и чувствах – сразу выперли с работы.

[700x393]

Тут он вспомнил о случайно встреченном мужичке, который тоже жаловался, что кофе не пахнет. Тот жил в подвале, и у него в стене была щель, откуда слышалась музыка, детские голоса и запахи. Они начинают долбить эту стену, но главный герой успевает только руку просунуть в уютную комнатку из другого мира и схватить кусок пирога, пока его не арестовывают. С ним проводят воспитательную беседу, упоминается, что «большинство здесь счастливы», но, решив, что он неисправим, они запихивают его в багажный отсек того же автобуса и отвозят черти-куда. Там он вылезает в метель, и все.

О чем этот фильм? Да, собственно говоря, ни о чем. Типичный высер типичного артхаусного режиссера, который не умеет затронуть сердца массового зрителя, и самовыражается, снимая «кино не для всех», которым восхищается жалкая кучка таких же, как он, «интеллектуалов». Тягомотина, высосанная из пальца, якобы обличающая проблемы общества, которых на самом деле нет. Почему герой с самого начала играет по предложенным ему правилам, почему не задает вопросов, почему не возмущается? Все, что он все-таки делает, чтобы выйти за рамки, он делает как-то вяло, «из-под палки», рожа при этом у него такая, что кажется: «я бы и дальше с удовольствием так жил, но по сценарию требуется развитие, вот и приходится трепыхаться». Вокруг абсурд, и главный герой в основном, глотает этот абсурд, и после очередного взбрыка идет кататься на картинге. Ни одно действующее лицо не вызывает сочувствия, кроме, пожалуй, мужика из подвала, а главный герой просто раздражает.

В фильме полно избитых штампов, придуманных сто лет назад более талантливыми людьми: 1. Уже упомянутая мной заправка в пустыне. 2. Скрип вывески в начале фильма и скрип дверцы автобуса в конце. 3. Свет в конце туннеля. 4. Цветок на столе как символ надежды на лучшую жизнь. 5. Символическая дыра, за которой – другой мир. 5. Вкушение пирога – «запретного плода» 6. Многозначительные «рассыпающиеся» титры в финале, и т.д., и т.п.

Есть и положительный момент – это грамотно подобранная музыка. Здесь автору 5 баллов. Особенно, песня Сольвейг – лучшее достижение Норвегии в классической музыке (лучшее достижение в поп-музыке – несомненно, A-Ha). Еще можно похвалить красивые, прямо-таки эстетские пейзажи.

Есть люди, для которых стакан всегда наполовину пуст. Они старательно выискивают плохое в жизни, не обращая внимание на хорошее. Для них такой фильм – подарок. После просмотра они могут радостно сказать: «Вот видите! Я вам говорил!». На самом деле не все так плохо даже в самом тоталитарном обществе. Люди живут своей жизнью, радуются и печалятся, рожают детей, и очень многие счастливы. Реально счастливы, но в фильме это ловко извратили фразой правительственной тетки. Мне вообще никогда не нравилась оруэлловская фантастика, даже когда я бегала с флагом за демократию и либеральные ценности. Мне она даже тогда казалась слишком уж конъюнктурной. Лукавство, передергивание, намеренное сгущение красок, лицемерие, спекуляции – вот что отличает ее и этот фильм.

Автор, как не пыжился, не смог затронуть душу, вызвать сопереживание героям (потому что он сам им ни фига не сопереживает). Фильм ооочень скучный и безумно ровный. Короче, это был редкий случай, когда я посмотрела что-то подобное, и надеюсь, последний.

И да, Петронелла Баркер! Где-то в финале в мозгу всплыла, наконец, ассоциация с этим именем. Это норвежская актриса, которая играла Сигню в фильме Станислава Ростоцкого «И на камнях растут деревья», снятого совместно с норвежцами в 1985. Я смотрела этот фильм раз 5 в детстве, так нравился. Ей там было лет 20.

[400x256]

[500x300]

 

Подожди-подожди, думаю, а кого же она здесь играет? Сначала думала, правительственную тетку, читающую мораль главному герою. Не, не она. Оказалось, Анну-Бритт, сожительницу ГГ, увлеченную дизайном! Шикарно сохранилась. Но в молодости она была очень красивая.

[200x280]

И вообще, Ростоцкий – это вам не Брейвики всякие.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ "НЕУМЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК" | Barbara_Krain - Дневник Barbara_Krain | Лента друзей Barbara_Krain / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»